Грибы мстят за всё. Новая мрачная фантастика в стиле биопанк.
(Vesper, 2022, Франция и др.)
- Ага, а эти ребята читали «Неукротимую планету» Гарри Гаррисона, - наверняка заметят на просмотре «Эры выживания» те из вас, кто тоже читал «Неукротимую планету» Гарри Гаррисона.
Разве что в истории режиссеров/сценаристов Бозит и Семпера нам не надо лететь в дебри космоса за туманностью Андромеды и за запахом Тау Кита. Всё здешнее постапокалиптическое «счастье» творится на старушке-Земле относительно далекого (судя по развитию технологий) будущего.
Несмотря на то, что в основе «Эры выживания» лежит попсово-туповатая страшилка в духе Греты Тунберг «Однажды ГМО взбунтовались, грибы, арбузы и помидоры отрастили зубы, и грянул апокалипсис», фильм получился на удивление красивым, мрачным и интересным.
Правда, финал у него в худших традициях еврокино аморфный и, считай, «слитый», но в целом картина Бозит/Семпера демонстрирует все признаки серьезной драматической фантастики с претензиями на научность. А, может, даже и научной – просто я отстал от «темы» и затрудняюсь сказать, каковы текущие критерии отличия НФ от не-научной Ф. Не исключено, что в эпоху Комиксятины они стали более щадящими и допускают заносы этого жанра в фэнтези и иные «в гостях у сказки».
Впрочем, любители фэнтези в «Эре выживания» рискуют заскучать, поскольку никаких разноцветных «вжух!» тут нет.
А есть тут одни лишь промозгло-осенние леса, да болота. Те, которые вы могли бы наблюдать у себя за огородом, кабы не одно «но»: после бунта ГМО-шников фауна кроме остатков человечества на Земле полностью вымерла, а флора стала чересчур агрессивной. То есть она буквально нападает на людей, кусает их, заражает паразитами, сосет у них кровь, засовывает им лианы куда ни попадя и делает прочие нехорошие вещи с нежными людскими организмами.
Как это обычно и бывает, когда вас вероломно предаёт родная картошка и огурцы, человечество в массе своей вымерло. А те, кто не вымер, расслоился на два непримиримых лагеря. Богатенькие мажоры заперлись в хайтековых Цитаделях, оградились от злого мира и устроили странный бартер с брошенными снаружи, чумазыми нищебродами. А именно: брали у них человеческую кровь, которую использовали для омоложения своих организмов (нет, вампирятины в фильме не будет, не надейтесь), и меняли ее на огородные семена. Только не простые, а «золотые» – всходы от них не давали своих семян, поэтому их приходилось покупать ежегодно.
Короче говоря, злые капиталисты, они и после Большого Песца оставались злыми капиталистами.
А сопереживать мы будем 14-летней девочке Веспер (Раффиелла Чепмен), прячущейся на настоящем «сталкерском» болоте со своим парализованным папой. Папа у Веспер силен в математике хоть и полностью недвижим, но может путешествовать по болотам вместе с дочерью, подключая свои зрение и слух к шарообразному летучему дрону (см. скриншот выше).
Так и живут, перерабатывая агрессивную флору в домашнем биореакторе и получая собственное электричество. Более того, они даже свет при Постапокалипсисе не экономят, можете себе представить!
Сама Веспер тоже никакая не побирушка-тугодумка. Наоборот, умнее нее во всей округе не сыскать, ведь она всерьез намерена решить проблему «выхолощенных» семян! То есть заставить их в итоге «плодиться и размножаться». Ради чего "ботанка" не брезгует ничем: обыскивает руины ближайших лабораторий и институтов; втайне засеяла на болоте научную оранжерею; сдает для Цитаделей кровь в обмен на полезные «ништяки» главарю соседней общины; а иногда просто ворует у той общины всё, что нужно Веспер в ее экспериментах.
Иными словами, она еще и сталкерша крутая, куда там до неё приснопамятному салаге Меченому.
И вот однажды, когда Веспер шаталась по обыкновению на болотах в поисках капитана Немо чего бы пожрать и чего исследовать, неподалеку от нее возьми да плюхнись летучая машина из Цитадели. Правда, саму машину Веспер в тот день не нашла, зато нашла выпавшую из нее пассажирку – женщину блондинистой наружности и, судя по важному «прикиду» - явно не рядовую цитадельницу.
Бросать в болоте людей на съедение кувшинкам и мху у Веспер привычки не было. Поэтому она дотащила незнакомку до своей избушки, где стала ее лечить и приводить в чувство.
И когда Веспер удалось и то, и другое – кто бы сомневался, - тут-то и начались ее главные приключения. Разумеется, смертельно опасные, правда, и не особо масштабные, в границах всё того же болота. Ибо, сами понимаете, бюджет у фильма куцый, спасибо, хоть на скромные, но приятные спецэффекты денег хватило.
***
В общем, кабы не безыдейный и скучноватый финал, «Эра выживания» могла бы снискать от меня более громкие и продолжительные аплодисменты.
Впрочем, и те, которые она снискала, ею целиком заслужены и в тройку-пятерку лучших фантастических картин года «не по комиксам» она войти достойна. Потому что даже не идеальная, но снятая с любовью и старанием фантастика по нынешним временам редкость и какое-никакое, но событие.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):