Найти тему
РБК Тренды

Школа сегодня: чего ожидать и на что ориентироваться

Школа сегодня и 20 лет назад — две совершенно разные реальности. Эксперты родительского фестиваля SmartFest рассказали, на что стоит обратить внимание родителям, чтобы помочь детям учиться и выбрать профессию по душе

  Shutterstock
Shutterstock

Об экспертах:

  • Дима Зицер, основатель Школы неформального образования «Апельсин»,
  • Александр Ларьяновский, управляющий партнер компании Skyeng.

Родительский фестиваль SmartFest ежегодно проводит онлайн-школа для детей и подростков Skysmart. На нем эксперты рассказали, что сейчас происходит со школьным образованием и на что опираться родителям в круговороте изменений.

Ориентироваться на soft skills

Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет. Это база, на которой строятся будущее ребенка и его эффективность во всем: от учебы и работы до личных отношений.

Александр Ларьяновский:

«Мир ускоряется, поэтому все, что мы сейчас думаем про то, кем будут наши дети, — чисто умозрительные заключения. Давайте четко понимать, что первый тренд — заложить в ученике представление о том, как устроен мир, экономические знания, без которых будет трудно. Ты не понимаешь, как устроен мир, без математики, физики, без естественных наук. И второе — именно soft skills, в том числе умение учиться, умение все время анализировать, смотреть на то, как меняется жизнь, чтобы успевать, — это будет очень важная история для становления успешного и счастливого человека в будущем».

Подойти к обучению индивидуально

Если раньше обучение строилось по определенной шаблонной программе, то сейчас на первое место выходят интересы и потребности учеников. Благодаря технологиям, можно анализировать, какая тема легко далась ребенку, на что он обратил внимание, а в чем сделал ошибку. И использовать эти данные при составлении траектории обучения.

По словам Димы Зицера, в учебном процессе важно опираться на личные интересы человека, потому что это «трамплин внутрь знаний и процессов». Такой подход помогает лучше осознавать себя и мир вокруг, строить отношения с людьми и своим сознанием, понимать, чем я занимаюсь, и как это влияет на мою жизнь.

Александр Ларьяновский:

«Мы строим персональную траекторию с учетом всех особенностей конкретного человека. Мы учим не толпу, не класс, не людей — мы учим каждого конкретного человека доходить из точки А в точку В».

Опираться на практическую значимость знаний

Ребенок с большей мотивацией будет изучать материал, если узнает, где можно его применять. Без практического контекста любая абстрактная тема забудется очень скоро.

Александр Ларьяновский уверен, что ребенок не понимает интегралы, потому что они слишком абстрактны. Если ему предложат с помощью них сделать ремонт в комнате: например, посчитать, сколько нужно купить обоев, тема перестает быть страшной.

То же касается биологии: разницу между вирусами и бактериями понять легче, если наложить ее на мировую пандемию. Поэтому любые академические знания нужно приземлять на реальный мир, который окружает человека. Главное в новой реальности — ориентироваться на детей.

Учитывать интересы ребенка

В детском возрасте мотивация строится на искреннем интересе. Но многие родители думают, что в силу возраста ребенок не способен до конца осознавать свои потребности и интересы, и все решают за него. Это приводит к тому, что ребенок перестает чем-либо интересоваться. Эксперты уверены, что родитель всегда должен задавать себе вопрос: «Я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив или чтобы мне было с ним удобно?».

И ни в коем случае нельзя обвинять ребенка в чем-либо — это подавляет любопытство и желание учиться, которые изначально заложены в природе человека.

Александр Ларьяновский:

«Все больше набирает популярность термин «виктимблейминг» — когда мы обвиняем в случившемся того, кто пострадал. Если это сделать с ребенком, то он потеряет мотивацию к учебе».

Дать ребенку выбор

Выбор — это важный инструмент взросления, который учит ребенка размышлять и брать на себя ответственность. Если лишать ребенка выбора и принимать все решения за него, в нем будут развиваться нерешительность, неуверенность и страх перед любыми сложностями.

По словам Димы Зицера, если ребенок сначала хочет петь, а потом рисовать — это вовсе не значит, что он запутался. Это значит, что он учится выбирать. А причин потери интереса к пению может быть много: от неприятного учителя до мальчика, который тычет его булавкой на занятиях.

Предлагать помощь

Стараясь скорее стать взрослее, дети показывают свою самостоятельность: редко рассказывают о своих проблемах взрослым и не просят помощи. Даже если она очень нужна. Поэтому сделайте первый шаг: поинтересуйтесь, как у ребенка дела и нужно ли с чем-нибудь помочь. Главное, заходить с позиции друга, чтобы ребенок не чувствовал давление и страх возможного наказания.

Дима Зицер: «Любой разговор нужно начинать с вопроса о помощи. Главное, не надоедать, а аккуратно спросить: «Тебе помощь не нужна? Если нужна, то давай поймем, в чем? Слушай, я твоя мама, ты для меня самый дорогой человек на свете, я на твоей стороне, а не на стороне ЕГЭ, государства, министерства, учителей и так далее. Мы с тобой вместе поймем, что к чему, и справимся. Я не сделаю тебе плохо, я не унижу и не обижу тебя».

Не сравнивать ребенка с собой в детстве

Любое сравнение — это обесценивание уникальности. К тому же, мир в детстве родителей был совершенно другим, и многие ценности, по которым раньше жили, уже совсем неактуальны.

Александр Ларьяновский:

«Многие родители, обсуждая проблемы своих детей, говорят: «Ну мы же как-то жили? И ничего, нормально выросли!». А кто вам сказал, что вы нормально выросли? Вы любите свою работу? В конце 80-х, когда я оканчивал школу, главными критериями выбора профессии доход и социальный статус. Сейчас же детям важнее самореализация. Они хотят чего-то достигать и получать удовольствие от своей работы».

Не спрашивать, кем ребенок хочет стать

Многим кажется, чтобы планы на будущее могут вдохновить ребенка на смелые цели. При этом есть опасность в том, что он перестает видеть другие варианты, кроме озвученного. Подобная преждевременная идентичность формирует жесткое представление о себе и своем жизненном пути и не позволяет подстраиваться под изменения, которые сегодня случаются постоянно.

Дима Зицер напоминает, что наши дети уже есть. И самое глупое, что родители могут совершить, — это требовать от своего ребенка ответа на вопрос, кем он хочет стать. В детстве вместо будущей профессии хочется думать о первой любви, театре, музыке, хобби и так далее — и это намного важнее.

Александр Ларьяновский:

«Откуда эта история, что можно ошибиться в выборе профессии? В выборе тех предметов, которые сейчас хочется учить? Что случится, если ребенок передумает? В каком месте разверзнутся небеса и оттуда вылетит молния? Человека может ничего не цеплять в детстве, а потом он вырастает в академического директора».

Подавать собственный пример

Для детей школа — сродни работе, а значит, они будут перенимать отношение родителей к рабочим обязанностям. Бесполезно прививать ребенку любовь к «домашке», если вы с недовольным видом рассказываете о работе за ужином. Чтобы ребенок учился, то вам тоже придется развиваться.

Александр Ларьяновский считает, что подавать пример легче через проектный менеджмент. Он помогает наделить ответственностью даже ежедневную рутину. Пойти в гости — проект. Сходить за хлебом — это проект. Выйти замуж или жениться — проект. Найти работу — проект. Сделать «домашку» — тоже. Если мы научим ребенка подходить к делам как к проектной деятельности, делить большую задачу на более мелкие, он перестанет лениться, научится брать на себя ответственность и начнет осознавать последствия.