В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей! Жутковатый призрак старухи играет с ребёнком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И всё же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи...
- да, именно так охарактеризовал, а точнее атрибутировал примерно в 1912-1914гг. , полотно американский историк искусства и художественный критик, создатель оригинальной теории и методики атрибуции произведений живописи эпохи итальянского Возрождения Бернард Беренсон (1865-1959гг.).
Но, давайте по-порядку...
Итак, мы в Большом Эрмитаже, в Зале великого Леонардо да Винчи и перед нами "жемчужина" зала - "Мадонна с цветком" - одна из первых работ итальянского живописца, 1478-1480гг. - живое и телесное исполнение фигуры матери, забавляющей первенца цветком крестоцвета, одежда и волосы, уложенные по моде того времени - все детали образа разительно отличаются от канонических изображений Богородицы. В работе над картиной Леонардо использовал технику масляной живописи, которой до того во Флоренции практически никто не знал.
«Мадонна» Леонардо была широко известна в 15 веке и оказала особое влияние на творчество живописцев Италии и Нидерландов, многие подражали в написании своих Мадонн. Однако затем следы картины затерялись, и в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной...
Оказалось, что картина с 1820 -х годов находилась в семейном собрании семьи Сапожниковых - они владели в Астрахани рыбными промыслами, соляными и винными откупами, мукомольными и кожевенными заводами, пароходством, торговали рыбой по всей России, продавали ее в Европу и Америку. Фирма «Братья Сапожниковы» даже стояла у истоков новой для того времени технологии заморозки рыбы и открыла морозильный склад в Москве. Сапожниковы купили работу Леонардо да Винчи за 5 тысяч рублей (это были тогда большие деньги) у сына знаменитого коллекционера генерала Алексея Корсакова.
С 1880 года официальной владелицей полотна становится Мария Александровна урож. Сапожникова, а по мужу Бенуа (1858-1938гг.) - жена Леонтия Николаевича Бенуа (1856-1928гг.) - архитектора императорского двора.
Мария Александровна получила картину из рук своего отца Александра Александровича в качестве свадебного подарка, так выйдя замуж за Бенуа, «Мадонна с цветком» превратилась в «Мадонну Бенуа».
Вскоре после приобретения изображение перевели с дерева на холст по методу главного реставратора Эрмитажа Андрея Митрохина — это был ключевой момент в деле сохранения шедевра.
В 1914 году Мария Александровна уступила «Мадонну с цветком» за 150 тысяч рублей Императорскому Эрмитажу, музей выплачивал эту сумму частями, и последние платежи были получены уже после Октябрьской революции.
Согласитесь, невероятная история! Путешествие картины в несколько столетий!
Делитесь в комментариях - бывали в Эрмитаже, видели этот шедевр?
Ставьте "лайк", подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории! И спасибо за внимание!
Вам будет интересно:
#эрмитаж #путешествие #картина #музей #история #шедевр #мадонна #леонардо да винчи #спб #живопись