Методов принятия решений большое множество. Каждый инструмент по-своему уникален и подходит под разный контекст. Именно поэтому мной был запущен Марафон Правильных решений - чтобы уметь оперировать этими инструментами и подбирать самый правильный прием для поставленных задач.
В этой статье я предлагаю разобрать инструменты мозгового штурма. Данный метод широко распространен в бизнесе для свободного обмена идеями. В ходе разбора, критики и доработки этих идей рождаются уникальные и инновационные способы решений. Но вместе с тем, брейншторм имеет место быть также и для индивидуального проведения с целью решения личных запросов. Поэтому мы разберем разное применение этих инструментов.
Если пропустили предыдущие статьи из Марафона, то предлагаю с ними ознакомиться:
- Метод Уолта Диснея. 3 позиции
- 2 реально работающих техники принятия решений!
Не так пугает и тревожит кризис, в котором ты находишься, как отсутствие путей решения проблемных ситуаций. Нерешаемых проблем нет и, как говорят психологи, выход там же, где и вход. Однако, невозможность сгенерировать рациональные предложения по оптимизации процессов ввергает в ужас и заставляет находиться в перманентном состоянии тревожности. В этом случае на помощь придут инструменты мозгового штурма, ведь как известно, благодаря такому приему рождается масса гениальных идей. Но штурм - это процесс не хаотичный, он так же должен подчиняться принципам системности и быть тщательно организованным. Поэтому разберем инструменты проведения мозгового штурма.
Мозговой штурм методом фокальных объектов (МФО)
Создание этого метода уходит своими корнями далеко в двадцатые годы прошлого столетия. Уникальность приема состоит в том, что, благодаря своей простоте, метод совершенно не ограничивает в потоке идей, ведь именно это так важно для мозгового штурма.
Смысл инструмента заключается в выборе случайных предметов, которые окружают рабочую группу, описание признаков этих вещей и перенесение признаков на тот объект, который требует доработки и совершенствования - этот объект находится в фокусе внимания, вот почему прием называется фокальным.
Как я уже упоминала выше, мы рассматриваем все инструменты как для решения личных, так и бизнес запросов. Когда решение задачи заходит в тупик, МФО помогает найти способы модификаций, улучшений, расширения и совершенствования.
Применение.
- Выбирается проблемный объект, который требует улучшения - это может быть какой-то продукт или процесс. Для личных запросов объектом будет выступать сам человек, его отношения или что-либо другое, над чем необходимо провести работу.
- Из тех предметов, что вас сейчас окружает выбираются 3-5 случайных вещей. По выбору этих предметов лучше себя не ограничивать. Здесь могут быть лампа, стол, подоконник, ручка или что-либо другое.
- После чего к каждому выбранному предмету прописываются по 5-6 их характеристик - они станут свойствами и функциями выбранных вещей. Прописывать можно прилагательные, деепричастия, причастия и глаголы.
- И к изначально выбранному объекту прописываются свойства, которые были выделены в третьем пункте. Записываются словосочетания. Если возникают ассоциации, их тоже необходимо записать. Но внимание! Пока оценивать и критиковать получившееся не стоит. Это может нарушить процесс.
- Теперь полученные результаты можно отсмотреть, оценить и выбрать самые лучшие.
Как вы заметили, прием построен на ассоциациях. Что позволяет найти массу исключительных решений, поскольку психика у всех уникальна и ассоциативный ряд выглядит по-разному.
Несколько важных примечаний по применению МФО:
- Слова и предметы лучше использовать из разных областей, которые никак не будут соотноситься с самим фокальным объектом. Это позволит расшить поток идей и поспособствует созданию продуктивных ассоциаций.
- Описывая свойства и функции окружающих предметов, нужно избегать банальных и универсальных определений - красивый, синий, ровный и прочее. Поскольку такие определения, в сочетании с фокальным объектом не дадут уникальных решений. Будет хорошо, если использовать свойство предметов, которые они проявляют иногда, например, лампочка - мигающая, стол - качающийся и т.д.
- В качестве фокального объекта может выступать не только какой-то продукт или предмет, а, например, коллектив и целое подразделение. Обязательно установите цель усовершенствования. Эта цель станет для вас критерием отбора получившихся ассоциаций.
Как результат, вы запишите несколько ассоциаций к фокальному объекту, которые натолкнут вас на эвристические решения.
Модель GENIUS
Данная модель была разработана коучем в сфере медиа-коммуникаций. Согласно его взгляду, такой прием не просто помогает найти пути решения, но и развивает творческий потенциал, путем воображения и превращения фантазий в реальность, тем самом совершенствуя ее.
Метод применяется для подробного обдумывания дальнейших шагов развития. Как и предыдущий прием, GENIUS можно применять как в бизнес-сфере, так и для проработки личных запросов. В индивидуальной работе коуч заполняет таблицу вместе с клиентом. В групповой практике частникам лучше разбиться на подгруппы. Тренер, прописывает максимальное количество сгенерированных идей каждой группы на флипчарте.
Применение.
Постановка и проверка истинности цели.
- Энергия - сколько есть ресурсов для достижения цели. Можно схематически изобразить энергию в виде заряда батареи. Если этого энергетического ресурса недостаточно, что стоит перепроверить цель.
- Подпитка - здесь мы ищем дополнительные ресурсы. Что еще может мотивировать? Может быть, это вдохновляющая музыка, мотивирующие письма, вкусная еда и прочие ресурсы в зависимости от области применения приема.
- Ограничители. Какие препятствия могут возникнуть на пути?
- Утопия - а что, если цель будет достигнута на все 150%? Представьте, что вы уже добились желаемого. Данный этап хорошо мотивирует, дает дополнительные энергетические ресурсы и часто возникают очень ценные инсайты.
- А теперь, зная все препятствия и понимая, из каких ресурсов мы будем исходить, необходимо прописать конкретные шаги для того, чтобы достичь поставленной цели.
Когда я сталкиваюсь с проблемой, имеющей неочевидное решение, я всегда стараюсь продумать как можно больше вариантов и планов, как мне выйти из этой ситуации и добиться желаемого. Вариативность позволяет нам быть гибкими - этот софт-скилл сейчас один из самых востребованных в мире.
Друзья, подписывайтесь и ставьте лайки! Как грица - вам несложно, а мне приятно!