Найти тему
Военно-технический сундук

Fokker D.XXI – истребитель, на котором летали асы, а один из них в одном бою сбил целых 6 советских бомбардировщиков

В 1939 году, сразу после начала «Зимней войны» между Финляндией и СССР, советской авиации очень сильно начали досаждать единственные истребители финских ВВС – голландские Fokker D.XXI, правда, финского производства по лицензии. И хотя впоследствии финны получили более продвинутые истребители из других стран, тем не менее, немалое число финских пилотов стали асами именно на «Фоккерах».

Боевые будни финского истребителя Fokker D.XXI над Карелией во время "Зимней войны" 1939-40 гг.
Боевые будни финского истребителя Fokker D.XXI над Карелией во время "Зимней войны" 1939-40 гг.

Все любители истории прекрасно знают, на каких самолетах летали асы в время Второй Мировой войны. Конечно же, это были истребители, которые также известны всем, причем даже лучше, чем сами асы. Естественно, советские асы одерживали свои победы на «Яках» и «Лавочкиных», немецкие – на «Мессершмиттах», японские – на «Зеро», итальянские – на «Фиатах», а румынские – на «Иарах». Это все были истребители производства тех стран, за которые эти асы воевали.

Конечно, многие асы прославились и на импортных самолетах, например, на тех же «мессерах» воевали и итальянцы, и румыны, и венгры, и финны. Наши асы прекрасно показали себя на американских «Аэрокобрах» и британских «Харрикейнах», а храбрые англичане полюбили американские «Мустанги» и «Лайтнинги».

Фронтовые расцветки финских Fokker D.XXI
Фронтовые расцветки финских Fokker D.XXI

А бывало так, что в начале войны румыны били англичан на ихних же «Харрикейнах», а итальянцы в ее конце – немцев на «Мессершмиттах».

Всякое бывало, и полотно всех этих сражений весьма разнообразное, и каждый тип истребителя, на котором воевали асы, получил заслуженную славу, и свою долю почестей. Но вот очень мало известно о том, на каких совершенно не популярных истребителях во время войны многие асы становились асами. И речь вовсе не о «Брюстере Буффало», который завоевал свою известность тем, что был якобы самым плохим истребителем в той войне, хоть и был на момент ее начала одним из новейших боевых самолетов. На этой машине очень многие финские летчики стали не только асами, но и героями Финляндии, и об этом несчастном «Буффало» у них сохранились самые восторженные отзывы. Также прекрасно воевали на нем и голландские пилоты против японцев, причем сбивали даже прославленных «Зеро».

Fokker D.XXI голландских ВВС
Fokker D.XXI голландских ВВС

А хочу я рассказать об истребителе, который помнят только знатоки, а для основной массы любителей истории он просто неизвестен, как и Голландия в качестве авиационной державы. Вместе с тем в Голландии перед войной был создан ряд боевых самолетов, правда, только три из них хоть как-то проявили себя в воздушных боях, но зато один стал самым настоящим любимцем многих асов. Речь идет об истребителе Fokker D.XXI.

Эта машина была разработана и облетана еще в 1936 году, но это не значило, что к началу Второй Мировой самолет устарел. Те же «Спитфайр» и «Мессершмитт» были разработаны не позже, тем не менее, они прошли всю войну от начала и до конца, хотя, конечно же, неустанно модернизировались. А «Фоккер XXI» тоже имел задел для модернизации, о чем свидетельствует производство его в Финляндии до 1944 года, а из эксплуатации этот истребитель был выведен только в 1952-м. А это все же показатель качества боевого самолета, не устаревшего такой долгий срок.

Голландские Fokker D.XXI на аэродроме перед началом войны
Голландские Fokker D.XXI на аэродроме перед началом войны

Сам самолет на внешний вид и по характеристикам был весьма неказист. С не убираемым шасси, с максимальной скоростью в 460 км/ч, как и вооружением, состоявшим всего из двух пулеметов малого калибра, и даже без серьезной бронезащиты. Правда, после начала войны в Дании на истребитель поставили две 20-мм пушки, и хотя эта модификация не успела принять участие в войне, тем не менее, этот факт показал, что самолет подлежит модернизации как минимум по этому параметру.

Fokker D.XXI голландских ВВС а Музее военной авиации, Зостерберг, Нидерданды
Fokker D.XXI голландских ВВС а Музее военной авиации, Зостерберг, Нидерданды

Зато основного своего противника – Bf-109, «Фоккер» превосходил в дальности полета почти вдвое, а также по горизонтальной маневренности, причем намного. Однако боевое крещение истребитель получил не в Западной Европе, а в Карелии в «Зимней войне» 1939-40 гг., где он добился известных успехов, особенно учитывая тот факт, что первые несколько месяцев в ВВС Финляндии кроме Fokker D.XXI вообще не было никаких других истребителей. Да и их было очень мало – всего 31 самолет, но зато в начальных воздушных боях он принял самое деятельное участие и представил значительные успехи.

Так, на «Фоккерах» летали и побеждали на них такие известные финские асы, как Эйно Илмари Юутилайнен, Эйно Антиро Лююканен, Ристо Олли Питтер Пухакка, Киёсти Кейо Энсио Кархила, Йорма Кархунен и Йорма Калеви Сарванто. Последнему, кстати, принадлежит рекорд сбитых советских самолетов именно на «Фоккере» - два бомбардировщика СБ и 11 – ДБ-3 (Ил-4), причем в бою, произошедшем 6 января 1940 года, Сарванто сбил сразу 6 ДБ, и на каждый из них ему понадобилось по минуте!

Голландский Fokker D.XXI
Голландский Fokker D.XXI

Да, «Фоккеры» очень сильно досаждали советским ВВС, и по итогам войны только на этом типе истребителя было сбито 120 советских бомбардировщиков, причем собственные потери составили всего 12 самолетов. Одним из пилотов, летавших на Fokker D.XXI во время «Зимней войны» был Виктор Пиютсия, одержавший на истребителе с бортовым номером FR-110 четыре победы. Потом он пересел на американский «Брюстер Буффало», но самолет продолжал воевать с другими пилотами, и всего на этой машине до 1944 года было сбито еще 6 советских самолетов. Сегодня этот «Фоккер» - единственный сохранившийся, и он экспонируется в Музее ВВС Финляндии.

Fokker D.XXI финских ВВС
Fokker D.XXI финских ВВС

Надо сказать, что почти все финские Fokker D.XXI, кроме нескольких первых, закупленных в Голландии, производились по лицензии в самой Финляндии, и финны их постоянно модернизировали. Не все модернизации были удачными, например, была попытка сделать самолет с убирающимися шасси, но она не увенчалась успехом. Поэтому финские конструкторы прежде всего работали над усилением вооружения, над улучшением летных характеристик и экономичности.

Финский Fokker D.XXI перед вылетом на задание
Финский Fokker D.XXI перед вылетом на задание

Во время войны с СССР 1941-44 гг. «Фоккер XII» снова стал ключевым истребителем финских ВВС, несмотря на то, что в их составе имелись истребители и других типов, поставленных Великобританией, Францией, Италией и Германий. Однако в условиях войны в Европе импортные поставки прекратились, и приходилось воспроизводить то, что имелось в наличии. На 1941 год в составе ВВС Финляндии имелось уже около 70 «Фоккеров», и с каждым месяцем их количество росло, несмотря на то, что потери тоже были немалыми.

Интересно, что финские летчики как могли берегли матчасть, и даже когда их сбивали, они старались преждевременно не покидать самолет с парашютом, а пытались совершить аварийную посадку, даже если это было сопряжено с риском. Эвакуационные команды затем оперативно вытаскивали разбитые «Фоккеры» из тайги и болот буквально по частям, и собирали из них новые самолеты.

Финский ас Йорма Сарванто демонстрирует фрагмент обшивки одного из сбитых им на Fokker D.XXI советских бомбардировщиков,
Финский ас Йорма Сарванто демонстрирует фрагмент обшивки одного из сбитых им на Fokker D.XXI советских бомбардировщиков,

До 1944-го, когда Финляндия наконец вышла из Второй Мировой, на Fokker D.XXI стали асами еще несколько финских пилотов, одержавших немало побед даже над новейшими советскими боевыми самолетами. Правда, против истребителей «Як» и «Ла» «Фоккеры» имели мало шансов, поэтому в основном они использовались для борьбы с бомбардировщиками, для штурмовки и разведки. И хотя даже против бомбардировщиков «Фоккерам» часто было довольно трудно сражаться, тем не менее за три года (1941-44 гг.) их пилотам удалось сбить более 60 советских самолетов, в основном это были летающие лодки и транспортные самолеты. Как видим, устаревшие Fokker D.XXI даже в этих сложных условиях нашли свою нишу и использовались в ней относительно успешно.

Fokker D.XXI с номером FR-110, на котором летал финский ас Виктор Пиютсия, и на котором он сбил первые свои четыре советских самолета
Fokker D.XXI с номером FR-110, на котором летал финский ас Виктор Пиютсия, и на котором он сбил первые свои четыре советских самолета

К концу войны 1941-1944 гг. в финских ВВС оставалось всего 35 «Фоккеров», которые впоследствии приняли участие уже в боях против гитлеровцев на стороне СССР. Однако выполняли эти самолеты исключительно разведывательные функции, а затем почти все были распределены по авиационным школам.

Однако «Зимней войной» боевая биография Fokker D.XXI не ограничивается. Эти истребители довольно хорошо показали себя весной 1940 года в боях против Люфтваффе над Голландией, по крайней мере, они не были перед «мессерами» сидячими утками, а успешно сражались и с ними. Тогда в ВВС Голландии насчитывалось 30 (29+1 учебный) «Фоккеров», распределенных между двумя истребительными отрядами. И эти самолеты, вступив в бой, сразу же начали наносить люфтваффе поражения.

Fokker D.XXI под номером FR-110 в Музее ВВС Финляндии. Это не реплика, а реальный реставрированный самолет
Fokker D.XXI под номером FR-110 в Музее ВВС Финляндии. Это не реплика, а реальный реставрированный самолет

Так, 10 мая 1940 года четыре Fokker D.XXI вступили в бой с «мессершмиттами» Bf-109 и сбили четыре из них, не потеряв ни одной своей машины, правда, почти все они были в бою повреждены. На другом участке фронта три «Фоккера» сбили три «мессера», а недалеко от этого места несколько «Фоккеров» напали на большую группу (около 60 единиц) транспортных самолетов Ju-52 и расстреляли ее. Правда, по некоторым данным ни одного «Юнкерса» из пулеметов винтовочного калибра сбить не удалось, но 18 из них получили такие серьезные повреждения, что им пришлось пойти на вынужденную посадку.

Fokker D.XXI FR-110 Виктора Пиютсия во время аварийной посадки
Fokker D.XXI FR-110 Виктора Пиютсия во время аварийной посадки

Еще известен один эпизод 12 мая, когда несколькими «Фоккерами» были сбиты два двухмоторных истребителя «мессершмитт» Bf-110. В тот же день случился довольно интересный бой голландского лейтенанта Яна Роотса, который сбил на своем «Фоккере» два Bf-109, причем один из них – отлетевшим фонарем своей кабины, когда он собирался покидать свой истребитель после нанесенных ему повреждений. Второй вражеский самолет он подстрелил через несколько минут, когда выпрыгивать с парашютом передумал, нырнул в облака, а затем, вынырнув из них, случайно подловил один из «мессеров» в прицел. В общем, Роотс все же долетел до своей базы, но был сбит собственной зенитной артиллерией, впрочем, сам пилот не пострадал, покинув горящую машину с парашютом.

Финские пилоты-истребители на фоне Fokker D.XXI FR-110 пилота Виктора Пиютсия. Сам уоррент-офицер Виктор Пиютсия на этом фото - пятый справа (или 6-й слева)
Финские пилоты-истребители на фоне Fokker D.XXI FR-110 пилота Виктора Пиютсия. Сам уоррент-офицер Виктор Пиютсия на этом фото - пятый справа (или 6-й слева)

Однако все же счет боев «Фоккеров» с немецкими «мессерами» был не в пользу первых, хотя ради справедливости надо сказать, что большинство голландских истребителей были уничтожены люфтваффе на аэродромах, а не в воздушных боях. В воздушных боях «Фоккеры» показали себя неплохо, хоть и уступали «мессерам» в скорости почти на 100 км/ч. Но на их стороне была маневренность, и этим некоторые опытные голландские пилоты постарались воспользоваться с высокой результативностью. Как итог – на счету Fokker D.XXI за 5 дней боев было немецких 32 самолета, и это с учетом того, что у голландцев их изначально было всего 30, причем почти половина была уничтожена на земле в первые же минуты войны. А на конец войны целых «Фоккеров» осталось 5 машин, которые были сожжены самими голландскими пилотами, когда они получили приказ о капитуляции. Данные эти взяты из немецких официальных источников, поэтому приведенным выше цифрам можно доверять.

Fokker D.XXI голландских ВВС против Bf-109
Fokker D.XXI голландских ВВС против Bf-109

Еще голландские Fokker D.XXI состояли на службе в Дании и Испании. Но Испания в войне не участвовала, а ВВС Дании были разгромлены сразу же после нападения Германии на эту страну, так что практически никаких боевых действий в воздухе не велось Единственный погибший датский пилот на «Фоккере» пытался взлететь во время налета люфтваффе на аэродром в Копенгагене, но был сбит «мессершмиттом» сразу же после отрыва от земли. Оставшиеся целыми несколько датских Fokker D.XXI немцы пытались приспособить для собственных нужд, но в 1943 году местные партизаны дотла сожгли ангар, где они хранились.

Fokker D.XXI голландских ВВС против Bf-110
Fokker D.XXI голландских ВВС против Bf-110

Таким образом мы видим, что голландский истребитель Fokker D.XXI, хоть и не обладал ключевыми достоинствами ни «Мессершмитта», ни «Спитфайра», ни даже советского И-16, все же повоевал во время Второй Мировой войны изрядно, и даже имел успехи, сопоставимые с успехами не последнего по эффективности боевого самолета. По крайней мере это была машина, на которой летали асы, тоже, между прочим, не последние среди всех остальных асов Второй Мировой.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro

Самый убойный истребитель японцев, дававший прикурить хваленым «Мустангам» и «Корсарам». И это не «Зеро»

Ночной истребитель He-219 «Филин» – первый экземпляр, сразу в бой, и тут же сбил четыре «Галифакса» и один «Ланкастер»

Как летом 1944 года 26 румынских истребителей IAR-80 вступили в бой с сотней американских «лайтнингов» и сбили 24 из них

Единственный в истории войн биплан, победивший в бою новейший реактивный истребитель