Было у одного султана пять сыновей. Один больной, два послушных и два непослушных. Одному из послушных следовало бы проявлять больше инициативы, но об этом в другой раз, а сегодня поговорим о двух обормотах османского рода.
Как ни странно, у шехзаде Мустафы и шехзаде Баязета нашлось множество точек соприкосновения, что и позволило им если не дружить, то периодически испытывать потребность в общении друг с другом.
У Мустафы была производственная необходимость в изображении нежных чувств к своим братьям. Но, если в общении с Мехмедом ему приходилось прикладывать усилия для имитации нежности, а с Селимом вообще невозможно было исполнить любимые арии, то с Баязетом таких проблем не было.
Мустафа был умнее этого братца, он не посвящал Баязета в свои планы, касающиеся его матери во избежание прямого конфликта интересов.
Этот наследник пробовал почву прежде чем сделать шаг. Джихангира он пытался привлечь к даче свидетельских показаний против Хюррем, но даже с самым преданным возникли сложности.
Горько признавать это, но шехзаде Баязет был глуп. После предательства со стороны Хуриджихан этот принц крови долго лизал сапоги своему старшему брату, оправдывался и пытался с тапками в зубах доказать свою верность обожаемому родственнику.
Ему ни разу не пришло в голову, что у Мустафы были свои тайны, касающиеся Хюррем, в которые он не собирался посвящать братца.
Старший наследник узнал от тети Фатьмы о существовании тайной комнаты и захлопал в ладоши, но не побежал делиться радостной вестью в Баязетом потому что понимал - тот может и помешать.
Баязет делился с Мустафой всем подряд, он и Манису отдал бы брату. На вопрос своего лалы о том, кто должен управлять этим санжаком, Баязет, не моргнув глазом, ответил: «Не Селим!»
Тем не менее, темы для общения и даже желание излить душу посильно было и у Мустафы и у Баязета. Главной темой были страдания о недостаточной полноводности потоков любви со стороны повелителя.
При этом оба лицемерили по полной программе потому что вопли о том, что папа не любит, начинались сразу после обсуждения на ковре у повелителя собственных косяков.
У Мустафы еще хватало ума не обвинять открыто султана в собственных промахах. Он делал это позже, демонстрируя окружению свою горечь об утраченном рае.
Баязет однажды ляпнул повелителю напрямую о допущенных ошибках в воспитательном процессе, моментально получил по рогам, расплакался и стал страдать о потере отцовской любви в обществе Мустафы.
Селим почему-то никогда не переживал о том, что папа больше любил Мустафу, а руководствовался в свих поступках здравым смыслом.
Ни у Мустафы ни у Баязета этого понятия не было потому, что оба считали себя умнее всех. Странно, что не конфликтовали на предмет, кто же из них двоих все таки умнее.
Оба шехзаде не терпели толковых советников и советчиков. Мустафа открыто объявил своему окружению, что не потерпит никаких возражений и обсуждений своих поступков.
Баязет, слушая советы умных людей, в первую очередь, мамы и лалы, дико вращал глазами, ревел что-то нечленораздельное и убегал потому что тоже не переносил мнение, отличное от своего.
Это позволяло братьям искать встречи чтобы поделиться собственными умными поступками или намерениями.
Решив провести тайный никах с Хуриджихан, Баязет понес эту радостную весть в Амасию. Не к маме потому, что она могла его остановить, а к собрату по разуму.
И тут выяснилось, что второй нелюбимый отпрыск султана уже совершил аналогичную глупость, но, вот беда - поделиться радостью было не с кем. Естественно, братья душат друг друга в объятиях потому, что только они способны оценить такие подвиги во имя святой любви.
Естественно, одной из главных тем была ненависть к Селиму, как к более успешному, но, по мнению братьев, незаслуженно. Селим и получил Манису незаслуженно, и правил в ней не так, как надо.
Оба шехзаде точно знали, как надо управлять этой провинцией. Не за чем что-то чинить и строить, надо раздать золото и люди будут довольны. Простая мысль о том, что население не сможет объединить финансы для постройки того же водопровода, на забредала в светлые головы.
После утраты старшего брата Баязет примет по наследству его окружение, найдет там новую тему для общения по интересам - воспевание светлой памяти Мустафы, казненного, естественно, незаслуженно, благодаря козням, отсутствию любви со стороны отца и далее по списку.