Тот, кто следил за последними историями про Георгия, святого мученика и победоносца, быть может задался вопросом...
А почему собственно дракон? И что это а дракон такой? Подумайте сами... Даже если средневековые рыцари-крестоносцы и монахи решили малость приукрасить картину, и любимого героя решили в своих писаниях подвергнуть разного рода мучениям, а под конец отрубить ему голову (что никак не арианская идея, в сём каноне он выжил и более того стал бессмертным)... То почему сего героя-мученика связали с драконом, а не с каким либо другим монстром, коими так был богат мир средневековых чудовищ...
Если обратиться к легенде о свято-мученике Георгии и о его казни императором Диоклетианом (либо Дацианом, Дадианом)... Там есть мотив, мифический или нет, который может пролить свет на этот вопрос. И эта история хороша уже тем, что она она куда проще, чем любая другая теория, да и она более любопытна.
Она даёт ответ на многие вопросы, на кои академические историки не решатся дать ответ ... "Шерше ля фам", как говорят французы. Если вы хотите понять историю, какой она была на самом деле, а не то, что о ней напридумывали тысячу лет спустя, — просто найдите женщину и всё встанет на свои места.
Была ли в этой истории женщина? О да, была. Похоже, что это была одна и та же женщина и в легенде с драконом, и в легенде о казни (в сей легенде она, —обратившаяся в христианскую веру жена императора, — решила принять смерть вместе с Георгием). И имя её было Александра. По крайней мере, так — согласно "Золотой Легенде".
Посмотрите на Новгородскую икону святого Георгия. Рядом с драконом стоит некая женщина. На самом видном месте. Её роль крайне важна в сём сюжете... Во первых... Ну, вы знаете, как рассказывают обычно историю про дракона, принцессу и рыцаря... Не так ли? Вы слышали её во многих сказках или вариантах всё той же истории...
Итак, дракон появляется близ некоего города. Ему отдавали прекрасных девушек... на съедение. Лучше бы отдавали не самых прекрасных, а самых упитанных... Но в старину именно так понимали драконьи вкусы (всё таки под драконом в старину разумели не просто животину, а скорее волшебника-оборотня, который имел и вполне человеческие черты). Ну, короче, красавицами он наедался не надолго и хотел ещё и ещё. Пришёл черёд царской дочери (заметим тут ключевое слово "царской"). Тут-то и появился наш герой, убил дракона и спас прекрасную деву от страшной участи.
Конец сей сказки зависит от того в каком веке и в какой стране её сложили. Однако в то же время существует мнение, что драконом на самом деле в сей истории является сам император Диоклетиан (есть и другие варианты имени дракона-царя). Не верите? А вот вам грузинская икона 11 века, в которой нет дракона, а есть... Диоклетиан, да ещё и с мечом.
Вот Диоклетиан под ногами у святого Георгия. По мнению многих источников (в первую очередь католических), именно Диоклетиан является тем самым драконом, о котором вещает древняя легенда.
Но почему? Да потому, отвечает легенда, что умирающий в мучениях Георгий называл Диоклетиана "змеем". Хотя вообще-то в языческом мире, дракон — вовсе не обидное обзывательство. К примеру, соправитель Диоклетиана Галерий, выбившийся в императоры из простых воинов, обосновывал свои права на трон именно тем, что он — сын дракона. Хотя для христианина, коим был Георгий, это было все равно, что сравнить императора с дьяволом.
Но, похоже, было во всём этом что-то ещё... На самом-то деле, если верить легенде, всё очень даже складывается. У императора, по легенде, была жена. Та самая Александра... Он сам был уже не молод, а жена, говорят, была молода и прекрасна. И был молодой охранник императора — Георгий. Христианин. И рядом с семьей императора. Обычная история, всё старо как мир...
В наше время такого рода скандалы в высших сферах приводят к разводам и издержкам политическим и репутационным. Судя по всему, два тысячелетия назад были те же проблемы. В "Золотой легенде" говорится, что императрица Александра, видя чудеса, творимые Георгием (а он-де поначалу никак не убивался, и силою духа сокрушал окрестных идолов) приняла христианство, но это, конечно, не важно. А важно то, что она была казнена вместе с Георгием. Якобы потому, что была сторонницей ненавистной Диоклетиану религии. А может, просто потому, что она стала сторонницей и преданной любовницей Георгия? Или даже была поймана с поличным, а ревнивый муж устроил показательную казнь... их обоих. Просто потому что мог. На деле-то эта история о ревнивом и всесильном муже...
А потом он заодно устроил и гонения на всех христиан и тех, кто с ними был связан... Из-за болезненных воспоминаний. Эта история его сломала, и он, будто бы ушёл из власти через 2 года после неё. Добровольно ушёл, потому что не желал больше править. Трагедия в стиле Отелло.
Народ помнил, что кричал бедный Георгий во время казни... И вот, 700 лет спустя, эта история развилась до известной нам. А Георгий стал победителем, потому что просто так очень хотелось, чтобы любовь победила. Диоклетиан же стал драконом, потому что змей превратился в дракона, а Георгий называл змеем Диоклетиана...
* * *
Но тут, в заключение, стоит сказать ещё вот что. Истории не известна жена Диоклетиана по имени Александра (хотя её и очень почитают ныне в церкви и причислили к лику святых). Жену Диоклетиана звали Приска, и она не была христианкой. Идею же, что это имя она приняла в крещении — не состоятельна, это имя как раз и появилось в святцах после причисления сей Александры к лику святых, и вообще это поздний обычай. Так что прообразом Александры могла быть и жена другого соправителя Диоклетиана того времени, а таковых было ещё трое: Галерий, Максенций, Деций Домициан.
Имя Домициана вполне напоминает имя императора Дамиана из легенды, да и столица его была в Египте, а именно в городе Александрии. Тут много созвучий и перекличек со старым преданием...
Да и цари-драконы тогда были не в диковинку. Уже поминалось, что сыном дракона именовал себя император Галерий.
А если вспомнить славянское "Золотое сказание" (т.е. "Ярилину книгу"), то на память приходит и царь-дракон Морияр, невеста коего Навна провела свадебную ночь также с другим (как и Брюнхильда в эпосе про нибелунгов), та с Дажень-яром, а последняя с Зигфридом... Изменяли жёны и конунгу готов Германареху, и императору Константину... "Эпическая ситуация", как говорят мифологи... Так что всё это могло и породить эпос о святом Георгии, принцессе (либо неверной жене императора) и драконе-царе.
Кстати, если измена царицы Александры (по "Золотой легенде") привела к преследованию Диоклетианом христиан, то измена жены императора Константина тоже привела к казни последней, а потом раскаянию императора, выразившегося в принятии оным крещения... И сие также повернуло течение мировой истории...
В статье использованы разработки моего брата Андрея.
* * *
Подписывайтесь также на резервные каналы:
В Ютубе: www.youtube.com/...rng В Rutube тоже начал давать видео
Во Вконтакте https://vk.com/id197571089 Телеграме t.me/AsovAlex:
* * *
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon
Заказать книги Александра Асова можно в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".