Часть 5.
Предыдущая часть.
Надя, как обычно, проваливалась каблучками на деревенской гравийке спеша на работу, моросил дождик, тёплый осенний дождик, поэтому пыли не было. Мимо проехал автобус с доярками, через несколько минут загромыхал трактор. Наденька свернула на обочину, большой машине — большая дорога.
Год прошёл после смерти мужа, а в ней ничего не изменилось, так же хороша собой, всё те же модные тряпки, причёска одна и та же со школы, любила она свои волосы, ухаживала за ними. Косились на неё женщины и старушки, мужа похоронила, а всё хорохорится.
Да откуда им знать, какие кошки скребли на душе у Наденьки, какую вину на себя взвалила, отчего глаза грустные…
Давно перестала она хихикать и обсуждать на работе других, опять девчатам не такая.
- Посмотри на неё?! – шептались они, стоило ей выйти за дверь, - сама мужика угробила, теперь строит из себя страдалицу.
- Дура ты Томка – отвечала другая, - чем же она угробила его? Это же несчастный случай.
- А то никто не знает, как пахал он на неё и на работе и дома, а ей всё мало. Не любила она его вовсе.
- Ты прямо всё знаешь? Язык у тебя без костей, вот что!
Поссорились тогда подружки-щебетуньи, Надя опять виновата.
Так и жила она, каждый день на работу, потом почту по селу разносить, домой приходила к вечеру, девочки уже со школы приезжали. Они не вернулись к маме в дом, ночевали у бабушки на кухне. Надю сначала это обидело, потом постаралась принять, им хорошо с бабулей, она им истории из своей молодости вечерами рассказывала, про деда, про то, как замуж её взял, как любил. Про папу много говорила, вспоминала каким он маленьким был. О работе своей весёлой, хотя они и так всё знали, бегали в клуб петь и танцевать, после школы. Много чего Васильевна внучкам рассказывала, словно сказки какие про ненастоящих людей.
А мама что, плачет только по ночам, думает не слышно девочкам. Ей больно, а им ещё больнее, жалко и маму, и папу.
Так торопилась однажды Наденька ноябрьским солнечным днём на работу, опаздывала. Архипыч со двора поздоровался, автобус школьный проехал, суетно по утрам на хуторе, потом опять всё замирает до вечера.
Тихо притормозила машина рядом, не остановилась, медленно ехала возле миловидной почтальонки.
- Здравствуй, Надя – держа руль посматривая то на дорогу, то на неё сказал Сергей.
- Здравствуй, Серёжа – ничего не дрогнуло у неё от его голоса, нигде не ёкнуло от его слов.
- Как ты? Не знал я, что такое с Валеркой случилось, жалко, хороший мужик был – искренне сказал Сергей.
Он изменился. В густых тёмных волосах поблёскивала седина, усы стали пышнее, широкие плечи, голос огрубел. Всё говорило о том, что изменился. А может, и нет. Он только недавно вернулся, где его только не мотало, даже у сестры в Мурманске побывал.
- Да, хороший. У меня всё нормально – ответила Надя не останавливалась.
- Давай подвезу, ветер холодный.
- Не надо, я почти пришла, спасибо – она свернула на тропинку через ореховую рощу, чтобы срезать путь.
Серёжка дал по газам и уехал.
Он вернулся, в родительский дом. Мать с отцом сдали сильно, особенно Прокопий Андреич, задыхаться стал, забывал всё на свете, пару раз жену не мог вспомнить.
- Фельдшер наш просит в больницу его положить, а он ни в какую! Говорит, ничего не болит - жаловалась мама единственному сыну.
- Значит, силой его надо! – начал было Сергей.
- Много вы понимаете силой?! Мы вон тебя, как только не просили жить по-людски и силой, и любовью, много ты нас слушал?
- Мам, да как «по-людски»? Разве плохой я человек? Разве не могу жить как хочу? Обязательно «как все»? Ну не реви мам – обнимал он пожилую маму за плечи.
- Мы ещё хотели внуков твоих увидеть, а ты всё артачишься… Устала я, хозяйка молодая в доме нужна – вытирая глаза уголком фартука, уговаривала мама Сергея.
- Всё мам! Будет… Не надо.
Приняли на работу Серёгу обратно в колхоз, на прежнее место. Теперь, после получки не мчался он к дружкам в вагончик или на рыбхоз, больше под машиной возле дома его видели, или во дворе сараи, базы, ясла поправлял. Перекрестилась мать, остепенился.
Марина вернулась в деревню. Шикарная женщина! Модная химия на голове, фиолетовые тени, сапожки лаковые. С мужем и детьми приехала. Думали в гости к родителям, ан нет! Неделя, другая, третья. В контору пришла, про работу спрашивала, для себя и для мужа. Мужу нашлась работа, а ей кроме доярки не предлагали вакансий. Посоветовали спросить на почте или сразу в садике.
мой Телеграм и Одноклассники
Вот и встретились две старые подруги.
- Привет, Марин – улыбалась и плакала одновременно Надя. – Какая ты стала, тебя не узнать!
- Ой, а ты всё такая же блаженная, ну вот что слёзы льёшь? – издевалась над ней Марина.
- Это я от радости! Давно тебя не видела… Так, много хочется тебе сказать…
- Знаю, знаю, что с Валеркой случилось. Жаль. Я вообще по-другому пришла на почту, поболтаем дома, приходи ко мне завтра вечером. Сегодня не получится, муж гостей позвал из города, не хочется лицом в грязь ударить.
- Хорошо – ответила Надя, даже не обратив внимание на неприятные намёки подруги.
Вакансий для Марины не оказалось на почте, но вот в садике ей были рады. Молодые кадры всегда нужны, мало кто возвращается в село, все в городе остаются.
Не пришла Надя к подруге, как договаривались, мама попросила помочь по хозяйству. Гнёзда курам утеплить, потом девочкам с уроками надо было помочь.
Марина сама зашла к подруге в выходные. Васильевна рада была её видеть, она как всегда не разгибаясь возилась в своём саду, убирала, подготавливала к зиме свои любимые розы, утепляла, обрезала ветки.
- Здравствуй, Марин. О! Какая ты стала! А почему без детей, познакомились бы с нашими близняшками.
- Ничего тёть Тонь успеют, мы здесь надолго. Надя дома?
- Да на кухне, пироги печёт. Проходи – и Васильевна снова погрузилась в мир своих любимых растений.
Пироги? Удивилась Марина, значит, её и впрямь долго не было. Не ожидала она такого от возвышенной подруги.
Действительно, Надя возилась на жаркой кухне с тестом и начинками. Близняшки в доме смотрели телевизор.
- Ну ты подруга даёшь! С каких это пор ты кухарить стала? – издевалась Марина.
- Да, это так… Не обращай внимание. Садись, я сейчас чайник поставлю.
Надя отправила партию пирогов в духовку, схватилась за кружки, накрыла на стол, принялись подруги рассказывать друг другу, всё что наболело за эти годы.
- Я Надюша учиться пошла, как хотела на воспитателя. Год только отучилась и сразу на работу вышла, совмещала работу и учёбу. Заведующая знаешь, какая у нас была в детском саду – она подняла большой палец вверх. – Мировая женщина! Надеюсь, здесь сработаемся с руководством, как никак с детства меня знают.
- Зачем уехала, если всё так хорошо, оставалась бы там.
- Замужем я. Детишек уже двое, как у тебя, только у меня мальчик и девочка. С мужем мне тоже повезло, хороший мужик. Но... - она замялась, - мы с ним в кино познакомились. Любовь такая была… Надька, ты не поверишь! Как в кино. Это до свадьбы. А потом всё, как у всех. Только когда первенец родился, поняла, что выпить любит мой Мишка. Ругаться начали, на развод хотела подавать, а он всё обещал завязать.
Потом дочка родилась, он так обрадовался, думала, меньше пить будет, дружков своих разгонит. А он в запой ушёл, про меня в роддоме забыл, родители его встречали нас из больницы – с грустью вспомнила Марина. – Ты не думай, он хороший, работящий, зарабатывал порядочно, руки у него золотые.
Я там только в лучшую парикмахерскую ходила – она поправила свою пышную, модную причёску. Взяла ещё тёплый пирожок из большого, сделанного под хрусталь блюда. – Ууу, как вкусно!
- Так вернулись зачем? – настаивала Надя.
- Да, пьёт он у меня, я же сказала. Увезти его надо было от дружков. Здесь хоть на глазах будет.
Надя рассмеялась.
- Да о чём ты говоришь? Разве у нас пьют меньше? Посмотри сколько пьющих.
- Всё будет хорошо! Не волнуйся, здесь легче, мне легче. Ты лучше расскажи, как до такой жизни докатилась.
Надя рассказала всё подруге. Долгим был рассказ, почти покаяние…
- Н-да… подруга, даже не знаю, что сказать! Ой, горелым пахнет – обе соскочили со стульев и давай метаться по кухне. Двери, окна распахнули, из духовки дым валит. Расхохотались девчонки, остановиться не могли.
- Ну вот теперь причёска моя горелыми пирогами будет пахнуть – смеялась Марина.
- И моя – заливалась Надя.
Васильевна почуяла запах, бегом на кухню, а тут эти две хохочут, только рукой на них махнула, что с них взять.
- А Серёга, как же? – спросила Марина по дороге домой.
Надя решила её проводить немного.
- Что Серёга? Он также живёт в своё удовольствие, ничто его не меняет. Не было его здесь пару лет, кажется, точно не знаю. Вот появился – спокойно отвечала Надя.
- А такая любовь была?! Как вспомню твои рыдания на свадьбе, убить тебя хотелось. Живи и радуйся, а она за этим Серёгой убивается. Что ты в нём нашла, понять не могу?
- Ладно уж, что было, то прошло. Девочек поднимать надо – с грустью сказала Надя.
- Ты это брось! – угрожающим тоном сказала Марина. – Себя хоронить не надо, ты вон ещё какая молодая. Ты не виновата в случившемся.
- В этом нет. В другом да.
Они ещё поболтали о детях, о школе, о садике. Надя рассказала, кто на ком женился, кто с кем развёлся. Не хватило им вечера, чтобы наговориться. Но теперь они будут чаще видеться.
Стали дружить семьями, праздники вместе отмечать. Муж у Марины и правда оказался замечательным человеком, чем-то на отца её похож. Марина, как и мама всегда следила за мужем, чтобы лишнего не выпил. Дети подружились, Маринкина девочка всего на год младше близняшек, но на три года шустрее, вся в маму.
У Марины появилась навязчивая идея пристроить подругу, а то совсем зачахнет. Какие только варианты не предлагала, каких только женихов не сватала. Даже уговаривала объявление в газету дать «Молодая женщина ищет спутника жизни». Надя только рассмеялась в ответ.
- Что за глупости! А то мы не знаем, какой там контингент. Сколько я про это в газетах читала, ужас. Остановись. Не собираюсь я замуж.
- А ты изменилась, повзрослела – колко заметила Марина.
- Пришлось.
Успокоилась на время Марина, свои проблемы начались. Пару раз Серёга привёз Мишку с бригады пьяного, еле ноги волочил. И здесь нашёл дружков – собутыльников Миша. Ругала мужа Марина страшно, а что толку, он в стельку.
- Марин я хотел с тобой поговорить – обратился к ней Сергей.
- Да о чём? Об этом? И ты такой же! Езжай уже - вызверилась она на невиновного. - Все вы одинаковые!
Сергей не стал нарываться на неприятности уехал. Но через несколько дней подъехал вечером к детскому саду, чтобы Марину встретить .
- Марин здравствуй, нам бы поговорить. Можно на минуту? – смущался молодых мамочек, воспитателей Серёга. – Может, я тебя подвезу, и мы поговорим.
- Что, опять мой набрался? Что же с ним делать? - мотала головой Марина.
- Я не о том – мялся взрослый мужик перед нею.
Марина кокетливо улыбнулась, поправила причёску, поясок на пальто. Обернулась на коллег, которые делали вид что заняты детьми из своих групп, на самом деле все внимательно наблюдали, за этой парой.
- Ну, говори – играючи ответила Марина.
- Давай в машине или в другой раз? - он залился краской и хотел уже уехать.
Марина игриво подошла к машине, ещё раз взглянула на Сергея, чтобы он открыл её дверь. Изгибаясь, демонстративно села на переднее сидение. Сергей закрыл за ней дверь и с ловкостью подростка вернулся на место водителя. Он сдал назад и как можно быстрее поехал по улице в сторону дома Марины.
Продолжение ____________
новый канал с аудиорассказами и подкастами Наталья Кор приглашаю всех ☕📚🎧 там громко!
Моя книга "У меня так никогда не будет" на: Литрес WB Оzon . Печатная версия на Ридеро