Найти тему
Антонина Бауш

"Печальная история деревни Захарьево", рассказ

  • Искали грибные места и вдруг показалась
  • Святая Обитель

Уже не первый год идем в лес за рыжиками. Мы тут жители не местные, поэтому места грибные приходится искать самим. Много нами исхожено лесных тропинок и холмов, пока мы определились с некоторыми грибными местами. Это место находится на границе Вологодской и Ярославской областями. Вот мы переехали эту границу. Несколько лет назад тут стояла деревянная мельница, сейчас и следа не осталось.

Свернув с главной дороги, что привела бы нас непременно в село Кукобой Ярославской области километров через семь, проехав по полю метров, машину остановили. Надели сапоги, взяли корзинки и смело зашагали по знакомому пути. Надо дойти до конца поля и зайти наконец в лес, спуститься по крутому склону к оврагу.

Видно было, что кто-то пытался проехать на транспорте, но дождливые потоки, рвано разрезали дорогу вдоль и поперек, не давали проехать дальше. Следы от колес, забуксовав, ушли в лесную чащу.

Спускаясь по лесной дороге, захватывая ртом побольше пьянящего сырого воздуха, говорили:

- Что это за место такое?

- Похоже, было жилое, дорожки разные натоптанные, а жилья нет.

Эти мысли постепенно вытеснялись другими, а потом при появлении новых открывающихся картин снова будоражили воображение. Казалось, что уж точно, полсотни лет назад здесь пролегала известная тропинка и вела она за водой уж точно. Так и есть, в самом дне оврага текла речка, с песчаным и каменным дном, у лесных речек такого дна не бывает, обычно лесные реки имеют мутную воду и травяные берега. Остановились в речке, умылись, может быть, эта речка со святым источником. Приглядевшись, обнаружили - в небольших омутках плавали малявки. Рыбка «Верховка» ее имя. Часто берут ее в реках для аквариумов. Эта малявка человека не боится, если опустить руку в воду, стая сначала рассыплется, а через минуту будет уже тыкаться в руку и щекотать ладошки. Если такая рыбешка есть, то и щучки и налимы могут водиться.

Я вспоминаю, как в детстве с отцом ходила на ночную рыбалку с лучом.

Перепрыгнув по камешкам небольшое русло, на другой стороне нас ожидала тропинка среди высокой травы. Она извилисто поднималась вверх по крутой горе. Пробираясь среди крапивной и Иван-чайной плантации, опять мысли рисовали картину, как весело бегали здесь ребятишки, спешили в другую деревню напрямки.

Забрались на самый верх. Перед нами открылась диковинная панорама поля. Необъятные взору луга по ту и другую сторону, крупный лес только по склону. Непаханые поля начали зарастать маленьким ельничком. Но елочки росли стройными рядами, как грядами и линий этих не пересчесть. Так обычно зарастают поля, которые ранее возделывались, а возможно это новые посадки, но в это верится с трудом. Наверное, лес занимает свои позиции, которые когда то, наши предки отвоевывали у него же. Все повторяется и возвращается на круги свои.

Мы поспешили занять какой-нибудь ряд, другие грибники пришли раньше, они уже ползали под елочками, которые росли как щетина у зубной щетки. Это совсем не пугало, рыжиков в этих местах видимо-невидимо. Сколько бы человек не прошло, все с полными корзинками и ведрами возвращаются, если будет год грибной.

Грибы любят молодой лес. Есть даже такое выражение «растут как грибы». Еще секрет - перед тем как в лес зайти, нужно правильные слова сказать, а иначе либо заблудишься, либо с пустой посудиной придешь. А что за слова, да у каждого они свои, мы ведь входим в таинственный лесной мир, а там и зверье лесное живет и может кто-нибудь еще водится.

Рыжиков мы набрали много, потом долго уговаривали друг друга,

-Пора,

-Пора,

-Все хватит,

-Да, все хватит, сейчас последний возьму,

-Да, Боже мой, как много их.

И снова, и снова склонялись, к манящим, своей красотой сквозь осоку, рыжим шляпкам. Елочки тогда были невысокие, человека не скроет, то там, то здесь слышался шелест коленок по просохшей траве или восторженные шепотки детишек. Собрав силу воли, резко поднявшись, не опуская глаза, быстро пошли назад, но глаза так и искали впереди это рыжее царство, которое никак не хотело нас отпускать. Усталость не чувствовалась, так как душу переполняли эмоции, плечи развернулись во всю ширь и в груди запели кузнечики.

Спустились вниз оврага к речушке, смыли с рук, как могли, рыжую краску, умыли прохладной водой пахнувшее хвоей лицо, ведь столько елочек поцеловали, ползая на коленках и обнимали их, сами того не замечая, просто, как детей своих.

Поднялись по лесной чаще в гору. Очутившись на поляне, я повернулась к лесу сказать «спасибо». Мой спутник спешит широкими шагами к машине, зовет, а мне не хочется расстаться с этим удивительным лесом.

Вдруг ощущаю, что сзади что-то не так, что-то не дает мне уйти. Я застыла, тихо поворачиваю голову в сторону края леса.

Моему взору открылись лесные ворота, справа красное дерево, слева серое дерево, а в глуби, сквозь дымку зеленых кружев виднеется белокаменная стена. Осторожно устремилась по зову этой стены. Опять очутилась среди деревьев, по заросшей тропе двигаюсь.

Расступился лес, изумляя. На меня смотрел Белый Храм! Храм, в лесу, каменный! О, Чудо! Чудо! Как случилось, что Храм зарос настоящим большим лесом?

Трехметровые елочки поселились даже на крыше. Внутри - разрушение, окна открыты, кирпичные полы засорены, на стенах кое-где сохранились росписи. Но купол цел! Стены хоть и обветшали, но крепки! Рядом погост, старые и свежие захоронения.

Невероятная картина впечатлила загадочностью старинной Обители, оставила в душе волнующие вопросы.

В ту пору был 2016 год. Информации в интернете никакой не было. Местные жители рассказали вот такую трагическую историю.

Обитель та, Богородская церковь, стояла в деревне Захарьево, раньше был Первомайский район Ярославской области. Там и сельсовет был, в котором соседи Надежда и Юрий расписывалась законным браком. Говорила Надежда:

- Ходили туда на праздники, богатая деревня была, святая. А потом деревня опустела.

- Так что же случилось?

И начала Надежда свой неспешный рассказ, припивая потихоньку, липовый чаек с шоколадной конфеткой.

- В далекие, далекие годы, пришли в нашу землю монахи, отшельники. Селились они в глухих лесах и строили скиты, обители. Сначала просто в землянках жили, потом деревянные церкви ставили. Позже выстроили Каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Захарьевщине. Так и появилась в деревне Захарьево эта церковь. А потом, с позволения последователей Сергия Радонежского и по благословлению мужского Павло-Обнорского монастыря, было организовано женское поселение, что-то вроде женского монастыря.

С началом Советской власти женщины организовали Коммуну, Коммуну назвали именем Надежды Крупской. Сама Надежда Константиновна дала разрешение на такое название, потому что женщины писали ей письмо и просили разрешения. Трудились женщины хорошо, имели современную технику, получали высокие результаты, награждались призами и грамотами. Был у них свой кирпичный завод, ветряная мельница, везде трудились женские руки.

Да была одна необычность женской коммуны. Вера Божья на труд вдохновляла, жить помогала, да в пути наставляла. Крепость жизни их святостью силилась за их чистоту помыслов и веру истинную. Монашеский свой обет несли в терпении и послушании. Их душа и тело посвятилось Богу. Как говорил святитель Иоанн Златоуст «Девство есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческия добродетели». Так и жили Души невест Небесного Жениха – Христа, а тело их стало храмом Святого Духа.

Приходили в Обитель из соседних сел да деревень, уходя, бедные несли с собой утешение в своей бедности, имущие возвращались со здравым понятием вещей, наделенные небывалыми достоинствами люди освобождались от надменности. Ограждая молитвами монахинь, простые люди избавлялись от прилипающих скверен и настраивались на жизнь лучшую и надеялись на будущие блага.

Сначала монахини Коммуны открыто ходили в Храм, потом скрывать стали. За веру свою они и поплатились.

Разогнали женщин, в тюрьмы посадили. Одну монахиню, даже после того, как она вернулась из лагерей, снова арестовали, увезли в Ярославль и расстреляли за поддержание отношений со святыми отцами. Разбросала судьба женщин в разные стороны, не разрешали возвращаться в свои дома.

С тех пор, местный народ с осторожностью передают эту историю из уст в уста.

Умолкла Надежда, давно остыл липовый чай. Глаза ее голубые невесело поникли. Видимо вспомнила что-то родное, что-то совсем близкое.

Прошли годы, вспоминаю с грустью подругу Надежду и рассказанную ее печальную быль.

Снова попытала счастья в поиске достоверности жизни женского монастыря в деревне Захарьево. Да, теперь стала появляться в открытых источниках эта информация. В Кукобое открыт музей в память о монахинях -коммунарках.

Действительно была такая жуткая история. Не простые годы были, когда пришла новая Советская власть. Крестьянам приходилось менять устои и свою жизнь. Люди пытались помочь молодому Государству и находили пути жить в этом новом мире. Много хорошего было, но много и дров наломали.

Некогда цветущая деревня, потеряла своих жителей и теперь там нет жилых домов, нет мельницы, нет кирпичного завода, дороги и тропы заросли лесом, остались только очертания бывших усадеб, да все еще стоит, хоть и разрушается церковь с трапезой и колокольней, служившая пристанищем одиноких женских душ. Исключена из числа деревень деревня Захарьево.

Судьба многих монастырей жива и поддерживается монахами и прихожанами. Вологодский край очень богат древними поселениями, через которые в далекие времена шла непрерывная связь севера и юга, востока и запада. По северным рекам проходили волока, которые служили транспортной системой между русскими княжествами и иностранными государствами.

А та речушка в лесу называется Тетерька, она является притоком реки Ухтомы. Она в свою очередь протекает в Кукобое и является притоком реки Согожи, а это уже бассейн Волги.

Так что, возможно в древне времена, когда реки были полноводнее, суда с товаром волоклись волоком и возле этих древних обителей. Ведь, как известно, монастыри являлись защитными крепостями государевыми.

А может, сам Иван Грозный тем волоком шел на землю Вологодскую, в свою северную резиденцию, просить Святых Отцов отпустить грехи, да наставить на путь истинный в непростые времена, когда расширяло свои границы Русское государство. «…Да будет везде благонравие в нашем любезном отечестве…» - записано было в церковном законодательстве, которое следовало указаниям царя Иоанна.

-2
-3
Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Захарьевщине
Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Захарьевщине
Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Захарьевщине
Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Захарьевщине

Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Захарьевщине
Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Захарьевщине

Фотографию мельницы среди своих фотографий я  не нашла, взяла ее на сайте: http://cultinfo.ru/brumfield/photoarchive/yaroslavl_pervomaisk/brumfieldrybc-02-01_08877_m.htm
Фотографию мельницы среди своих фотографий я не нашла, взяла ее на сайте: http://cultinfo.ru/brumfield/photoarchive/yaroslavl_pervomaisk/brumfieldrybc-02-01_08877_m.htm

Антонина Бауш, 2021 год