Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Кто есть Кто в фильме "Интервенция".

Немного отойду от исторической темы (но не очень сильно) Уж больно характерные персонажи "прописаны" в этом фильме. Самое интересное, что Банкир Ксидиас на самом деле существовал и издавал в начале века одесскую газету «Южная мысль». Он прославился в дореволюционной Одессе своей страстью к авиации. Но, о вдове его ничего не известно (возможно, она существовала в реальности). Но, это не так интересно, интереснее другое...

В 1919 году в Одессе действительно шла подпольная война против оккупировавших город войск Антанты. Была организована группа под названием Иностранная коллегия, которая вела подрывную деятельность среди солдат.

Прототипом главного героя большевика Мишеля Воронова называют очень разных людей (была даже версия о Котовском), но нет...

Прототипом Воронова был расстрелянный французской контрразведкой в ночь с 1 на 2 апреля 1919 года большевик Иван Смирнов он же Николай Ласточкин (аллюзия; «Ворон-Ласточка»).

Он был расстрелян на стоявшей в Одесском порту барже № 4, труп утоплен. В середине апреля 1919 г., после взятия Одессы Красной армией 6 апреля 1919 г., труп Ласточкина и других убитых на барже был поднят и опознан. Перезахоронен в Мариинском парке в Киеве (могила не сохранилась).

-2

И.Смирнов, он же Н.Ласточкин
И.Смирнов, он же Н.Ласточкин

Газета «Наше слово», 2 апреля 1919 года.

-4

Аресты большевиков.

За последнее время одесская администрация зорко следила за большевистским подпольем. Когда главные нити были в руках властей, отдан был приказ о захвате наиболее ярых деятелей. Первым был арестован комиссар большевистской разведки Ласточкин, за которым долго и упорно охотилась полиция.

Вторым был арестован большевистский деятель, известный под кличкой граф де-Лафер. Он появился на Одесском горизонте сравнительно недавно. Средства в распоряжении арестованного имелись довольно солидныя. Задержан был граф Лафер после тщательной слежки за ним».

«Граф де ла Фер», это не Атос А.Дюма, а вполне реальный человек, не граф конечно, потомок маркизов, обрусевших французов, звали его Жорж (Георгий) Лафар. Но его образ был трансформирован "достаточно негативно" в образ Жени Ксидиас (а, жаль, человек был достойный).

Георгий Георгиевич Лафар родился в 1894 году в семье инженера-оружейника из Сестрорецка. Его предки были родом из Франции и происходили от той же знаменитой дворянской фамилии де ла Фер, к которой, по версии Александра Дюма, принадлежал один из «трёх мушкетёров» — Атос.

Жорж Лафар в центре, в шляпе в первом ряду.
Жорж Лафар в центре, в шляпе в первом ряду.

Когда совершились подряд две революции, февральская и октябрьская, Жорж был в самом романтическом возрасте — двадцать один год. Если в начале переломного года он служил во французской военной миссии, то уже в конце вступил в ряды ВЧК — стал чекистом. Практически сразу занял пост заведующего подотделом по борьбе с банковскими преступлениями — кадров отчаянно не хватало, на возраст не смотрели.

28 декабря 1918 года Жорж получил рабочие позывные «Шарль» и отбыл в Одессу, занятую войсками Антанты. Задание было сложное. Благодаря происхождению — Лафар получил место переводчика в штабе экспедиционного корпуса Антанты в Одессе у полковника Анри Фрейденберга.

События разворачивались стремительно. Уже второе донесение Лафара (в котором, кстати, упоминалась Холодная) было перехвачено в середине февраля. Контрразведке было ясно: резидент очень информирован и к тому же француз. Часть сообщения была написана на французском. Кроме того, было ясно и то, что он — из окружения Веры Холодной (что, впрочем, не так уж сужало круг — ведь она была известной актрисой и вынужденно вела очень общительный образ жизни). Естественно, Лафар попал под подозрение.

Об этом Лафар узнал в начале марта, выкрав вместе с другим агентом записную книжку начальника французской контрразведки майора прямо из его гостиничного номера. Тот успел найти и поговорить с английским разведчиком, который лично знал Лафара и знал, что Жорж — чекист. Правда, Лафар ещё не понял, что накрыт его канал связи, и послал третье сообщение тем же путём — оно также было перехвачено и прочитано.

К моменту ареста Лафар успел отправить в ЧК (уже по другим каналам) сообщение со словами «В городе крупные провалы. Третьего дня схвачен Калэ. Могу быть засвечен и я… Погибла почти вся интернациональная группа [Жанны Лябурб.]»

Цепляемся еще за одну фамилию. Помните красивую женщину за рулем автомобиля- Жанну Барбье?

-6
-7

Жанна Лабурб родилась в Лапалиссе, маленьком городке к юго-востоку от Алье, где с юных лет работала в прачечной. У ее отца, Клода Лабурба, и ее матери, Мари Лаббе, было 5 общих детей, из которых Жанна была третьей.

В 1894 году, в возрасте 17 лет, Лабурб получил предложение работать учителем французского языка и гувернанткой в г. Томашув Мазовецкий (в ту пору Российская империя, сейчас Польша).

Во время революции 1905 года она вступила в РСДРП. В 1917 году она участвовала в Октябрьской революции, а 30 августа 1918 года основала Французскую коммунистическую группу в Москве вместе с Жаком Садулем, Пьером Паскалем и Инессой Арманд. Когда 18 декабря 1918 года Жанна Лабурб узнала о высадке интервентов в Одессе, она вызвалась вести в городе подпольную работу против интервентов, ведя агитацию среди французских войск.

Она публиковала информационный бюллетень Le Communiste, написанный на французском языке и адресованный французским войскам.

Жанна снимала небольшую комнатку в квартире старухи Лейфман, у которой было три дочери. Член подпольного обкома, болгарин Стойко Ратков жил в другой квартире, но любил проводить свободное время в обществе Жанны и дочерей ее квартирохозяйки. И на этот раз он по обыкновению зашел скоротать часок-другой с приятными ему людьми. Все оказались дома: хозяйка квартиры беседовала со своим знакомым Л. Швецом, пришедшим по какому-то делу, ее дочери Вера и Геся тихо разговаривали между собой, Роза старательно выписывала что-то из учебника французского языка, которому взялась обучать ее Жанна.

И вдруг двери с шумом распахнулись и в квартиру ворвались 11 вооруженных французских и белогвардейских офицеров. У Жанны обнаружили один экземпляр газеты "Le communiste", несколько брошюр политического содержания и старые одесские газеты.

Спустя час всех, кто находился в квартире, со связанными руками вывели на улицу и посадили в крытый грузовик. Он тотчас тронулся. Из разговора, происходившего между конвойными, арестованные поняли, что контрразведчики обрадованы удачным захватом руководителей большевистского подполья.

Находившиеся в автомобиле услышали, как кто-то из офицеров предложил устроить арестованным необычную казнь - выбросить всех живыми в море. Другие конвойные с хохотом поддержали это предложение. Тем временем автомобиль заехал во двор дома № 7 на Екатерининской площади, где помещалась французская контрразведка.

Арестованных втолкнули в комнату, окна которой выходили во двор. В ней уже находились Жак Елин, Михаил Штиливкер, Александр Винницкий и невеста Елина Мария Лиман. В соседней комнате под охраной офицеров сидели двое солдат-французов.

Арестованы они были в кафе Скведера, куда явились, чтобы встретить представителей воинских «групп действия» и сообщить им о переносе совещания на воскресенье. Они сидели за столиком и мирно беседовали с двумя прибывшими на совещание солдатами, поджидая остальных.

Жанна Лябурб вела себя на допросе мужественно. Полковник то обещал ей сохранить жизнь, то подвергал побоям, то снова начинал любезничать. («Папиросу можно взять… а, от жизни придется отказаться…»)

Жанна, назвав себя подданной Французской республики, наотрез отказалась даже сообщить свое настоящее имя.

До поздней ночи длилась экзекуция, однако никто из подпольщиков ни в чем не сознался, ни единым словом не выдал большевистскую организацию. Ничего не добившись, контрразведчики вывели 11 арестованных во двор, посадили на два автомобиля и повезли в неизвестном направлении по темным, тревожным улицам города. В числе конвоиров вместе с «добровольцами» находилось четверо французских офицеров.

Газета "Одесские новости". 3 марта 1919 года:

"На рассвете 3-го марта на Большой Фонтанской дороге вблизи 2-го еврейского кладбища и тюрьмы обнаружены 11 трупов - 5 мужчин и 6 женщин с огнестрельными ранениями тела.

Трупы лежали неподалеку один от другого и, очевидно, были поставлены и расстреляны залпами. Ни у кого из расстрелянных документов не оказалось. По-видимому, они были привезены к месту расстрела на автомобилях…

Среди опознанных была семья Лейфман: мать-старушка с дочерьми, их знакомый Швец и одна французская подданная, фамилии которой опознававшая не помнит…"

В этом деле фигурирует некий Александр Винницкий. Нет, он не Александр, он Абрам Винницкий, брат Михаила Винницкого. Кто это? Да, Вы его все знаете. (Но о нем в следующем рассказе)