Найти в Дзене
МК в Серпухове

В октябре исполнилось 130 лет со Дня рождения Марины Цветаевой

В Тарусе на высоком берегу Оки лежит камень, на котором написано, что здесь хотела бы быть похоронена Марина Цветаева. Но судьба распорядилась иначе: Марина похоронена в Елабуге. Точно не известно место, где расположена могила великого поэта. Судьба вообще не была благосклонна к Цветаевой.

    памятник над Окой. Таруса
памятник над Окой. Таруса

Сиротство, заложенное в генах

Кто-то очень верно сказал, что судьба — это встречи с людьми. Наверное, для Цветаевой такие встречи определяли суть бытия. А еще они «переплавились» в стихи.

Родителей, конечно, нельзя отнести к тем, кто встретился в жизни. Но сам факт рождения Марины в семье Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн уже стал точкой, от которой путь по жизни мог пойти в очень определенную сторону.

Поэт так писала в автобиографии: «Отец Иван Владимирович Цветаев — профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств), выдающийся филолог. Мать — Мария Александровна Мейн, страстная, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам — от матери, страсть к работе и к природе — от обоих родителей».

Сколько раз Цветаева употребляет слово «страсть»! Точно уж не от бедности словарного запаса. Просто она «получилась» такая, с «голой душой», потому что была дочерью своих родителей.

Есть еще одна предопределенность, совершенно трагическая. Девочки Цветаевы: Марина и Анастасия рано остались без мамы. Марине еще не исполнилось 14 лет, а сестре Асе (так в семье звали Анастасию) — двенадцати, когда, не доехав до Москвы, на даче Песочной около Тарусы умерла от чахотки Мария Александровна. Ей было 37 лет.

Мать Марии Цветаевой (Мейн) тоже умерла молодой. Мария Александровна ее не знала. Бабушка по материнской линии Марины и Анастасии Цветаевых Мария Лукинична Бернацкая умерла в возрасте 27 лет после рождения дочери Марии на руках у мужа Александра Даниловича Мейн.Она была потомком дворянских родов Бернацких и Ледуховских. Мать Марии Лукиничны — урожденная графиня Ледуховская — умерла в тридцатилетнем возрасте после рождения дочери Елены.

    Иван Владимирович Цветаев с дочерью Анастасией.
Иван Владимирович Цветаев с дочерью Анастасией.

Иван Владимирович Цветаев с дочерью Анастасией.

В народе говорят: без матери ребенок сирота. Даже при таком отце, как Иван Владимирович Цветаев, сестры остро ощущали потерю мамы. И это детское сиротство потом превратилось во взрослое одиночество.

Эфрон на всю жизнь

А эту встречу, кроме как роковой, никак не назовешь. Восемнадцатилетняя Марина Цветаева знакомится с Сергеем Эфроном. Молодые люди впервые встретились в Коктебеле, на знаменитой даче художника и поэта Максимилиана Волошина. На Коктебельском пляже Марина как-то в шутку сказала Волошину, что она выйдет замуж за человека, который отгадает, какой ее любимый камень. Сергей в тот же день нашел и принес ей генуэзскую сердоликовую бусу. Этот камень Марина Цветаева всегда носила с собой.

    Сергей Эфрон и Марина Цветаева. 1911 год.
Сергей Эфрон и Марина Цветаева. 1911 год.

Сергей Эфрон и Марина Цветаева. 1911 год.

«Если бы Вы знали, какой это пламенный, великодушный, глубокий юноша! — писала М.Ц. в письме к известному критику и философу Василию Розанову. — Мы никогда не расстанемся. Наша встреча — чудо!». Эфрон сразу же становится романтическим героем поэзии Цветаевой. С ним связаны и посвящены ему более двадцати стихотворений.

Молодые люди поженились, в 1912 году родилась дочь Аля (Ариадна Эфрон). Сергей из-за болезни легких был признан лишь «ограниченно годным» к военной службе. В Первой мировой войне он принял участие в 1915 году: студент Эфрон добровольно поступил братом милосердия на санитарный поезд, потом закончил «ускоренный курс» юнкерского училища.

Осенью 1917 года прапорщик Эфрон прибыл в Москву. Грядут октябрьские события. Марина Цветаева вдохновила Сергея принять участие в октябрьских боях с большевиками. После неудачного выступления в Москве Эфрон уехал в Новочеркасск, где зарождалось Белое движение. Он прошел в строю всю Гражданскую войну, дважды был ранен. Цветаева остается в Москве, она беременна второй дочерью Ириной.

В 1920 году в составе своей части Эфрон эвакуируется в Галлиполи, потом переезжает в Константинополь, оттуда — в Прагу. В 1921 году он становится студентом философского факультета Пражского университета.

А что же Марина Цветаева? Она, оставаясь в Москве, все эти годы ничего не знала о судьбе мужа. Считала Сергея погибшим, а положение ее, жены «белого» офицера в России, где у власти находились большевики, было очень сложным: с двумя маленькими детьми на руках, практически без средств к существованию.

Из всех этих чудовищных лет самым страшным стал 1919. Цветаева на грани отчаяния: в начале 1920 года умирает ее младшая дочь, непонятно, как жить дальше, как не потерять Алю.

Дорога к смерти

Лишь летом 1921 года общий друг Цветаевой и Эфрона — Илья Эренбург нашел способ сообщить Марине, что ее муж жив. В мае 1922 года Цветаева с дочерью Ариадной, приехавшие к мужу и отцу, сошли с поезда на берлинском вокзале Шарлоттенбург. Казалось бы, семья соединилась, все будет хорошо…Нет, Эфрон уже не тот офицер, которому Марина писала стихи, ставшие сборником «Лебединый стан». В начале 20‑х годов Сергей коренным образом пересмотрел свои взгляды на происходящее в России.

В 1924 году Эфрон публикует статью «О добровольчестве», далекую от «воспевания». В период до 1928 года становится активным участником евразийского движения и одним из редакторов евразийского сборника «Версты». В 30‑х годах значительная часть евразийцев, в их числе Эфрон, вошла в Союз возвращения на Родину. Тогда через евразийство он приходит к сотрудничеству с ЧК СССР, пытается заслужить возвращение на Родину. Теперь, в эмиграции фигура мужа снова, как в Москве, зловеще «маячит» в жизни Цветаевой.

Марина живет, скитаясь по съемным квартирам, борясь с бытом; стихи не печатают. Цветаева-поэт известна очень узкому кругу. Марина в этот период говорит, что она в России — поэт без книг, а здесь (за границей) — поэт без читателей. После 1928 года не вышло ни одной ее книги. Но это не значит, что поэт позволяет себе не писать. Рождение сына Георгия, родители его зовут Мур, на какое-то время дает новые смыслы существованию поэта. Сергей Эфрон возвращается в Москву в 1937 году вслед за дочерью Ариадной. Марина Цветаева с сыном остаются во Франции, но будущего здесь для нее нет. Время идет, нужно принимать решение, ведь муж и дочь уехали в Союз. Одним из мотивов отъезда Марина называет желание дать сыну Родину.

Цветаева и Мур уезжают из Франции, в июне 1939-го они в Москве. А в августе незаконно репрессирована дочь Ариадна, в сентябре — Сергей Эфрон. Точная дата его гибели неизвестна: по одним данным — в конце 1939, по другим — 1941 год.

Ариадна Сергеевна была осуждена по статье 58-6 (шпионаж) на 8 лет исправительно-трудовых лагерей.

Марине Цветаевой оставалось жить два года. В Москве своего жилья не было, что создавало много проблем. Пыталась зарабатывать переводами. Когда началась война, уезжает вместе с сыном в эвакуацию в Елабугу. В Чистополь переезжают сотрудники Литфонда, но здесь для Цветаевой не нашлось места. Она приезжала в Чистополь, чтобы получить работу посудомойки в литфондовской столовой. Но не случилось.

Марина Ивановна Цветаева покончила с собой 31 августа 1941 года, оставив несколько записок. В адресованной поэту Николаю Асееву — она просила его не оставлять Мура, взять в сыновья. Асеев просьбу не выполнил.

Не судите, да не судимы будете

Наверное, это примета времени, и когда-нибудь все изменится: про поэта не будут судить по эпизодам из личной жизни, не зная и двух строчек его стихов наизусть. Или только напевая их, потому что знаменитая певица исполняет песню на эти стихи.

Когда стало можно то, что раньше было запрещено, наконец стали выходить в свет произведения Марины Цветаевой. Ее пророчество: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», — сбылось. Стал понятен необъятный размер ее творческой вселенной. Но вместе с этим сразу появились воспоминания непонятных очевидцев, публикации, «вольно» трактующие переписку, и прочее.

А ведь образ поэта — в его стихах, как это банально ни звучит. «Я не люблю жизни как таковой, — пишет Цветаева Антонине Тесковой, — для меня она начинает значить, то есть обретать смысл и вес, только преображенная, то есть — в искусстве. Если бы меня взяли за океан — в рай — и запретили писать, я бы отказалась от океана и рая. Мне вещь сама по себе не нужна».

И в отношениях с людьми Марина оставалась, прежде всего, поэтом. Она писала, что всеми своими стихами обязана людям, которых любила, которые любили ее «или не любили…».

Встреча в эмиграции с Константином Родзевичем оставила в жизни и творчестве Цветаевой болезненный след. Обыватели и сегодня судачат, не он ли отец Мура? Разве нашего ума это дело? Зато Родзевич точно тот, кто стал причиной рождения «Поэмы конца» и «Поэмы горы».

Сергей Эфрон писал в это время Максу Волошину: «Марина — человек страстей, отдаваться с головой своему урагану стало для нее необходимым воздухом ее жизни. Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая — все обращается в пламя».

Роман с Родзевичем был единственным, когда любовь относилась к Цветаевой-женщине. Стихов Марины Ивановны ее избранник не понимал. Отношения прервал Родзевич, испугавшись «урагана» чувств. Эфрон и Цветаева подошли к разрыву, но расстаться так и не смогли.Девочка Маруся в городе Тарусе

Таруса была особым местом не только для Марины, но и для всех Цветаевых. Семья стала приезжать сюда в 1891 году. Марина Ивановна первое лето в своей жизни в 1893 году уже провела в Тарусе на даче Песочной с отцом, мамой и со сводными братом и сестрой — детьми Ивана Владимировича от первого брака. Первая жена Ивана Цветаева тоже умерла молодой, после рождения сына.

    Таруса. Дача "Песочная", где прошли детские годы Цветаевой.
Таруса. Дача "Песочная", где прошли детские годы Цветаевой.

Таруса. Дача "Песочная", где прошли детские годы Цветаевой.

Когда родилась Ася, ее тоже стали привозить на лето сюда. До 1910 года включительно сестры проводили лето в Тарусе. Исключением были два года, когда из-за болезни Марии Александровны они уезжали с мамой на лечение за границу. Марина Цветаева очень любила Тарусу, наверное, потому что там была счастлива. Ее проза об этом времени полна безмятежной созерцательности.

Дача Песочное не сохранилась, но музей семьи Цветаевых в Тарусе есть, его открыли в 1992 году.Дочь Цветаевой Ариадна Сергеевна Эфрон после возвращения из ссылки смогла найти в Тарусе пристанище, купив на паях небольшой дом. Так случилось, что и похоронена она на старом кладбище рядом с рекой Таруской. ***Ариадна Сергеевна была настоящей опорой матери в годы жизни за границей, взяв на себя хозяйственные заботы, еще будучи маленькой девочкой.Аля училась в Париже в рисовальной школе М. В. Добужинского и И. Я. Билибина. Окончила училище при Луврском музее, где изучала историю искусств. Также получала образование в училище прикладного искусства.

Во Франции сотрудничала в прогрессивных журналах «Советский Союз сегодня», «Франция-СССР» (на французском языке) и «Наш Союз» (на русском).В 1937 году принимала участие в борьбе против фашизма в Испании, в этом же году приехала в СССР. В 1939-м была осуждена на восемь лет лагерей.

В 1947-м после освобождения работала в Художественном училище в Рязани преподавателем графики, где в 1949 году была вновь приговорена к пожизненной ссылке в Туруханский район Красноярского края. Все молодые и зрелые годы провела в лагерях и ссылке.

За отсутствием состава преступления была реабилитирована в 1955 году. Много работала как поэт-переводчик. Переводила с разных языков, но особенно любила великих французов девятнадцатого века (Бодлер, Верлен, Готье), испанцев и сонеты Петрарки. В 1962 году как талантливый поэт-переводчик была принята в члены Союза писателей СССР.

Ариадна Сергеевна в полной мере осознавала значение литературного творчества своей матери — Марины Цветаевой. Она отдала много лет жизни работе над ее литературным наследием. Ей удалось начать публиковать произведения Цветаевой. Ариадна Эфрон собрала и сохранила для нашей культуры архив матери. Она написала прекрасные воспоминания, в которых раскрылся ее недюжинный литературный талант. К сожалению, воспоминания остались незавершенными, Ариадна Сергеевна умерла в возрасте 63 лет.***В рассказе «Хлыстовки» Цветаева писала: «Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень: „Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева“».

На Мусатовском косогоре в Тарусе в конце прошлого века такой камень установили. А с 2006 года в сквере над Окой высится памятник Цветаевой, рядом — деревья рябины, образ которой проходит по всему творчеству Поэта.

    Камень на Мусатовском косогоре.
Камень на Мусатовском косогоре.

Камень на Мусатовском косогоре.

Архитектором проекта является Борис Мессерер, скульптором — Владимир Соскиев. На открытии памятника стихи Марины читала Белла Ахмадулина. из досье МКСергей Эфрон родился 9 октября 1893 года (на день и на год позже Марины) в семье «народовольцев» Елизаветы Петровны Дурново, из известного дворянского рода, и Якова Константиновича Эфрона, который происходил из крещеной еврейской семьи.Мальчик рано потерял родителей. История их семьи полна драматизма. Его воспитанием занимались старшие сестры и родственники отца, близкие революционному движению. Опекуны постарались дать мальчику хорошее образование. Он с успехом закончил знаменитую Поливановскую гимназию, учился на филологическом факультете Московского университета, писал рассказы, пробовал играть в театре у Таирова, издавал студенческие журналы, а также занимался подпольной революционной деятельностью. справкаГеоргий Сергеевич Эфрон (Мур) родился в 1925 году в Праге. Детство прошло во Франции, владел в совершенстве французским, на котором писал рассказы. В Россию вернулся вместе с матерью в 1939. После смерти Марины Цветаевой в 1941 году был в эвакуации в Ташкенте. По возвращении в Москву учился в Литературном институте. Был призван в армию, в 1944 году на Белорусском фронте смертельно ранен.

Георгий Эфрон прожил 19 лет. Оставшиеся после него рисунки и литературные опыты свидетельствуют об одаренности юноши. Литература, использованная при подготовке материала:

«Скрещение судеб». Белкина Мария.«Версты, дали… Марина Цветаева 1922–1939». Кудрова Ирма. «Марина Цветаева в жизни». Лосская Вероника. «Страницы былого». Эфрон Ариадна.«Страницы воспоминаний». Эфрон Ариадна. «Рядом с Алей». Федерольф Ада.Сборник «Марина Цветаева. Поэт и время», выставка к 100‑летию со дня рождения, Москва,1992 год.Цветаева Марина. «Собрание сочинений в семи томах», Москва,1994 год.

Фотографии из книги «Цветаева. Фотобиография». Ред. Эллендеа Проффер.