Найти в Дзене
СВОЛО

Довольно часто мне пеняют…

Довольно часто мне пеняют, что я вообще берусь объяснять художественный смысл произведения. Я отвечаю, что обращаюсь к людям с неразвитым художественным вкусом, надеясь своим примером (человека низкого происхождения и тоже имевшего с детства плохой художественный вкус) научить этот вкус улучшить.

Вот давайте сделаем эксперимент. – Я вам сперва приведу несколько репродукций одного автора, ни слова о них не сказав, а потом – ещё одну, но уже со словами.

-2
-3
-4
-5

*

Словами можно всё испортить… И я что-то побаиваюсь начинать говорить про живопись… Визбора. (Да-да! Он, оказывается, ещё и рисовал.) Очень лично мне дорого это имя. Он был любимым бардом моей покойницы жены. И он из тех левых шестидесятников, которые не предали левизну в себе со временем, как Окуджава и мн. др.

Зачем нужны читателю мои переживания в связи с Визбором? – Затем, что произведение искусства существует только в двух душах: в душе автора, пока он вещь творит, и в душе восприемника, пока он вещь воспринимает. Больше нигде его не существует.

Вы видите визборовский пейзаж…

-6

Так, круто говоря, вы его не видите. Вы его не видите очами души, адекватной душе Визбора, в те минуты, когда он это рисовал. А на адекватность нужно настроиться. Для того я начинаю всегда с себя.

Робость моя в том, что я слишком иной человек, чем Визбор, будучи где-то таким же, левым. Я не герой, а он герой. Из-за этого моя будущая жена долго колебалась, идти ей за меня замуж или нет.

Не постесняюсь рассказать, что она была нацелена (речь о 60-х годах) на воспитание душ в преодолении трудностей, что необходимо для – только не смейтесь – строительства коммунизма. Ибо коммунизму грозило не состояться из-за комфорта, как рак поразившего так называемый социализм. Трудности должны быть сопряжены с опасностью для жизни. Годится сложный туризм и альпинизм.

Это я спустя более полувека так чётко понимаю, что могу выразить лапидарно. А тогда из всей её компании ясно это понимали немногие, а смутно чувствовали – все. Она же хотела это подкрепить переездом жить из курортной Одессы (где она жила) на Север или в Сибирь.

Я же получился предателем (что дополнительно бросает меня в робость перед одним именем Визбора). Я был предан больной маме (а жили мы в комфортном Каунасе), не мог её бросить. И только пообещал своей любимой, что, когда мы, инженеры оба, поженимся, то завербуемся куда-нибудь туда не более, чем на три года. И обманул её практически. Дальше разговора со знакомыми врачами, работавшими в Мурманске и летом приезжавшими к родителям в Каунас, дело не пошло.

(Я, собственно, пишу теперь в порядке замаливания греха того предательства. Ибо писаниями своими я служу будущим людям, людям коммунизма, живущим не просто в искусстве {работать будут роботы и искусственный интеллект}, а живущим в неприкладном искусстве, т.е. в общении подсознаний автора и восприемника. Для проникновения в подсознание Визбора мне и нужно прислушиваться к подсознанию своему, настроенному на него.)

И вот я телепаю, что у Визбора тот самый разрыв, что и у жены. И его тянут севера, и он живёт в Москве. Походы туда – это всё-таки не жизнь там.

И потому детали тамошнего пейзажа – сверхценны. Необычностью.

А за необычность сходит то, что необычно для Москвы? Чахлые ели лесотундры?

-7

Звёзды белой ночи в Карелии?

-8

Ослепительные её зори?

-9

Нет! Всё у Визбора утрировано. Как недосягаемая мечта.

Жаль, дат нет при картинках. Может, они какие-нибудь поздние.

Я вот к чему. Визбор – боевой, тип его идеала – трагический героизм. Это как детский оптимизм: хочу – и будет по-моему, во что бы то ни стало и завтра же. Экстремизм такой. А когда не сбывается и не сбывается, это эволюционирует в другой экстремизм – сбудется в сверхбудущем. Не в скором будущем, не в далёком, не в историческом, а в сверх.

Так вот что такое утрированность в живописи Визбора: детское во что бы то ни стало свершение завтра или пессимистическое в сверхбудущем? – Тоска звенит на тонкой ноте…

26 октября 2022 г.