Стамбул - гигантский город, который растет очень быстрыми темпами и развивается безостановочно, почти бесконтрольно.
На протяжении всей истории у него всегда было много проблем с городской, культурной и социальной точек зрения из-за постоянных фаз миграции и процессов джентрификации (реконструкции пришедших в упадок городских кварталов путём благоустройства и последующего привлечения более состоятельных жителей). Однако самой большой проблемой всегда был трафик.
Наибольшие трудности, с которыми приходится сталкиваться при решении этой проблемы, в основном географические, из-за того, что город разделен проливом Босфор и заливом Золотой Рог и простирается на очень многих холмах. В часы пик обычно требуется полчаса на машине, чтобы проехать пару километров.
Как решить проблему: улучшить работу общественного транспорта. И надо признать, что за последние 10 лет, даже если полное решение кажется далеким, был достигнут огромный прогресс.
К сожалению, в Стамбуле большая часть общественного транспорта по-прежнему основана на использовании автобусов.
Метро слабо развито и довольно ограничено. Это так, несмотря на то, что в последние годы в этом направлении были сделаны большие инвестиции. Кроме того, на строительство новых линий и станций метро влияют археологические находки.
Для туристов, посещающих Стамбул, несомненно, может быть проблемой непонимание структуры транспортной системы города.
Стамбул - это город, историческую часть которого можно обойти пешком, но, учитывая расстояния, чтобы увидеть удаленные интересные объекты, например крепость Румели Хисары, - нужно воспользоваться транспортом.
В этой статье я решил классифицировать все виды общественного транспорта и создать для вас руководство по общественному транспорту с описанием его основных характеристик.
АВТОБУС
Это наиболее часто используемое средство передвижения жителями Стамбула. У него очень разветвленная сеть, охватывающая весь город: от Бейликдюзю до Пендика.
Как правило, это не очень популярный вид транспорта для туристов, так как нелегко ориентироваться между множеством разных направлений.
Просто черт ногу словим в нумерации. Особенно затруднения вызывают литерные маршруты.
Кроме того, автобусы не ходят через Султанахмет. Наиболее важными узлами (для туристов) являются Таксим и Эминеню.
Муниципальной компанией, отвечающей за движение автобусов, является IETT.
Ходят автобусы обычно до полуночи, но некоторые линии работают круглосуточно.
МЕТРО
В настоящее время есть девять линий метро, обозначаемых аббревиатурами М1, M2, M3, M4, М5, M6, М7, M9 и М11(стоится).
Линия М1 потеряла свою актуальность после закрытия аэропорта Ататюрка. Пожалуй, она важна вам как турситу, только если вы отправляетесь на автовокзал Эсенлер, чтобы продолжить путешествие по Турции (Например отсюда ходят автобусы в Каппадокию)
Линия М2 является наиболее важной для туристов, поскольку она соединяет Таксим с историческим районом, проходя через Золотой Рог, благодаря метромосту. Соединяет районы Бейоглу и Султанахмет (остановка-Везнесилер, недалеко от Гранд базара).
Линия М3 является продолжением красной ветки М1 и ведет в спальные районы Стамбула. Не представляет интереса для туристов.
Линии M4 находится на азиатской стороне и ведет от Кадыкей аж до аэропорта Сабихи Гекчен (станцию открыли в октябре 2022)
Линия М5 тоже азиатская. Ведет о Ускюдар в спальные районы
Линия М6 пока самая маленькая. Для туристов мной малооценена. Ведет от зеленой ветки М2 (станция Левент). Можно доехать до станции Боазачи-Хисарустю и прогуляться к парку Doğatepe, а уж оттуда дойти до Румелийской крепости
Линия М7 соединяет зеленую М2 и голубую М3 ветки метро. Ценность для туристов - нулевая. Когда запустят М11. С этой ветки можно будет пересаживаться в метро до аэропорта IST.
Линия М9 - олимпийская ветка. Ведет к Олимпийском Стадиону.
Линия М11 - ведет в Новый аэропорт. Пересадка с зеленой ветки М2.
Метро работает с 6 утра до 12 вечера.
ТРАМВАЙ
Современный, функциональный и очень доступный для людей с ограниченными возможностями, которые вынуждены передвигаться в инвалидных колясках. Кроме того, он быстрый и пунктуальный (всегда проходит один раз в 5 минут).
В центре трамвай проходит по единственной линии T1, которая соединяет Эминеню, Сиркеджи, Султанахмет, Беязит и другие важные остановки. Поэтому мы настоятельно рекомендуем его использовать. Двумя конечными точками линии являются Кабаташ и Багджилар.
Трамвай Т1 работает с 6 утра до 12 вечера.
Подробнее о скоростном трамвае Т1 читайте на сайте turk.expert
Муниципальным образованием, отвечающим за движение метро и трамвая, является Metro Istanbul.
TÜNEL
Это второе по возрасту метро в мире (после Лондонского). Тюнель был построен в 1875 году.
На самом деле это подземный фуникулер, соединяющий Каракей с районом Галата. Он обозначен на карте аббревиатурой F2.
Очень удобно и быстро добраться до улицы Истикляль и, таким образом, избежать довольно сложного подъема в горку от Галатского моста к Галатской башне. Для обратного маршрута его использовать не обязательно, так как дорога под гору занимает максимум 10 минут.
Работает с 7 утра до 11 вечера.
РЕТРО ТРАМВАЙ
Исторических трамваев в Стамбуле два - красный трамвай на Истикляль-Джаддеси (ходит от Таксима до Тюнеля) и исторический трамвай на азиатской стороне - кольцевая линия по району Мода.
Можно сделать несколько хороших фотографий, идет красный ретро-трамвай медленно из-за обилия туристов на проспекте Истикляль. Прокатиться стоит один раз, но для туристов практического применения не имеет, только ради интереса.
Работает с 7 утра до 8 вечера.
ФУНИКУЛЕР КАБАТАШ-ТАКСИМ
Это второй подземный фуникулер в Стамбуле. Он обозначен как F1 и был открыт в 2006 году. Он соединяет станцию Кабаташ (где также есть трамвай и пристань для паромов) напрямую с площадью Таксим. время в пути составляет менее чем 2 минуты.
Подробнее о подземном фуникулере F1 по ссылке>>>>
Работает с 6: 15 утра до 12 часов ночи.
МЕТРОБУС
Это автобус, который едет по одной полосе, выделенной в центре дороги, избегая пробок. Он как бы объезжает город. Это очень полезно для местных жителей, но не для туристов.
Выделенная полоса для метробусов часто физически огорожена от остальной проезжей части, и по ней не может ездить никто, даже автобусы других маршрутов. Сами машины имеют часто двери с левой стороны, так как терминалы в большинстве случаев - островные.
МАРМАРАЙ
Линия Мармарай соединяет подводным туннелем европейскую и азиатскую зоны Стамбула.
Мармарай удобен в основном для местных, имеет много станций, подземную, подводную и наземную часть.
Туристам интересен проезд под Босфором. Если на пароме из Эминеню плыть до Ускюдар минут 20 (плюс ожидание и заход), то на Мармарай от Сиркеджи (3-4 минуты пешком от Эминеню) до Ускюдар ехать 2 минуты. Дольше спускаться в подземный терминал.
ПАРОМЫ
В Стамбуле паромы (их еще называют вапуры) являются широко используемым видом транспорта.
В частности, паромами ежедневно пользуются те, кто живет в азиатской части города, а работает в европейской, или наоборот.
Для туристов это лучший способ передвижения с учетом того, что по пути можно насладиться поездкой по Босфору по цене стандартного билета. Двумя популярными портами в азиатской зоне являются Ускюдар и Кадыкей.
Отправления очень частые, а с расписанием можно ознакомиться на официальном сайте Şehir Hatları (муниципальной компании).
Помимо Şehir Hatları, действуют также две другие частные компании, но интегрированные в систему общественного транспорта: Dentur и Turyol.
ДРУГИЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА
Про стамбульское такси нужно говорить отдельно, эта статья касается только общественного транспорта.
Долмуш в Стамбуле
Это мини-автобусы, которые работают как групповые такси и очень часто встречаются по всей Турции. Они следуют установленным маршрутам и отправляются один за другим, когда все свободные места будут заполнены.
На самом деле слово “долмуш” означает “полный”. Наиболее типичные из них желтого цвета и рассчитаны на 8 человек. Но есть и светло-голубые, на 15 мест. Маршруты, которые могут оказаться наиболее полезными для туристов: Таксим-Кадыкей и Таксим-Бешикташ. Они активны каждый день, 24 часа в сутки.
Морской автобус (Deniz otobüsü)
Компания ИДО осуществляет быстрое сообщение в Мраморном море, соединяя Стамбул от портов Еникапы и Кабаташ до Бостанджи, Принцевых островов и острова Авша, Бандырмы, Бурсы, Ялова.
С тарифами и расписанием можно ознакомиться на официальном сайте ИДО.
Я постарался рассказать все что знаю про общественный транспорт Стамбула.
*** Статья написана в состоянии легкого похмелья, поэтому, если заметили ошибки, опечатки, несоответствия - сообщите в комментариях. Про тарифы и цены не писал специально - информация быстро устаревает.
Лайк, если было хоть немного полезно. Спасибо.