В этот раз я поехал в Абхазию отдыхать, а не изучать вино, но, по крайней мере, у меня появилось несколько ответов на вопрос, что там пить.
В Абхазии долгое время жил мой отец, там я познакомился с вином и впервые почувствовал его вкус. Я точно знаю, что виноделие здесь традиционно существовало, потому что вина были и домашние, которые из больших кувшинов нацеживали в канистры, и бутылочные, которые продавались в магазинах. Просто бутылка стоила примерно как канистра, поэтому понятно, что все пили.
И совершенно точно здесь была изабелла. Я тогда не особо понимал в сортах, но земляничный запах, сладковатый вкус и лёгкий алкоголь в бутылочном "Лыхны" были всегда. Баграт Авидзба в этой поездке рассказал мне историю, как всё получилось (воспроизвожу как запомнил).
На рубеже 19 и 20 веков, когда русские аристократы стали осваивать побережье Абхазии, некие предприниматели решили заняться виноградарством. Собрали местные сорта в питомник, и привезли заграничные, американские в том числе. С филлоксерой. Местные, понятное дело, недолго потом мучались. А изабелла пришлась очень ко двору. Ведь в Абхазии субтропики, очень тепло и влажно. Многим сортам здесь некомфортно, нужно искать сухие участки с хорошим дренажем (поэтому винограднки не растут вдоль дорог).
А вот для лабруски, устойчивой ко всем грибкам и филлоксерам - раздолье. Слабенькое вино, которого можно выпить довольно много во время застолья, тоже оказалось ко двору. Вот так странно всё и началось.
Но также слышал я и про то, что в горных сёлах растёт местный виноград качич, который ценят. Рискну предположить, что чача из него (как и из любой виниферы) лучше, чем из лабруски (из-за пектина она образует много метанола, и продукт получается не самый изысканный).
В общем, качич и другие местные сорта я увидел вживую на винограднике в Эшере, который принадлежит сухумскому предприятию "Вина и воды Абхазии".
На само предприятие мы тоже попали, благодаря Баграту, который оказался сыном Валерия Авидзба, легендарного винодела Сухумского винзавода. Это самое сердце производства "Лыхны", бренда, который занимает 90% поставок абхазского вина в Россию. Марка вина превратилась в "зонтичный" бренд, под которым выходят не только красные, но и игристые вина.
Спрос на "Лыхны" таков, что маленькая Абхазия не может столько произвести. Раньше источником сырья была Молдавия, теперь это более экзотические локации, вплоть до Бразилии. Игристые вина под брендом "Лыхны" стали невольными жертвами успеха бренда, хотя производятся вовсе не из изабеллы. Белый брют под этой маркой сделан вполне в стиле и на уровне базового просекко.
Там, где есть винодельческие традиции, должны появляться проекты производства качественных вин для чего, конечно, нужна винифера. Местные виноделы работают с двумя группами сортов - бордосскими с местными. Валерий Авидзба немного сетует, что российского потребителя сложно теперь перевести с "Лыхны" на сухие и более серьёзные вина.
"Вина и воды Абхазии" выпускают несколько вин из виниферы. Розовое и Атауад - это вина как раз из бордоских сортов. Нам показались самобытными и интересными бленды Ашта Лаша - белый (ркацители, совиньон, шардоне) и красный (оджалеши и саперави). Эти вина есть на российском рынке и стоят на уровне "Лыхны", но до популярности последних им далеко.
Сортовое вино из качича, который мы попробовали на заводе, пожалуй, было самым интересным. Сорт довольно перечный, не откровенно ягодный, с лёгкой текстурой - востребованный сегодня стиль. Этикетки у него пока нет, но, когда появится, стоит поискать.
Вина винодельни Аргуна (левая бутылка) мне уже попадались раньше - розе и шираз. В этот раз я купил в магазине мальбек 2019 года и красный бленд 2017. Вина не подвели, неплохо развились, никаких признаков окисления. Белое вино мы тоже попробовали, но оно показалось простоватым.
На пицундскую винодельню нам в этот раз съездить не удалось. Вина "Шато Абхаз" мы попробовали заочно. Тяжёлый, нагруженный дубом стиль имеет своих поклонников, но я бы потестил другие линейки. Одна, например, называется "ахапша" - это то же самое, что квеври.
Перед вами рислинг. Вроде бы всё против того, чтобы пробовать его в Абхазии, но вот в Звандрипше, горной деревушке недалеко от Гудауты, нашёлся поклонник этого сорта. Стиль получился довольно своеобразный - кислота + подвяленность. Не уверен, что это лучший выбор сорта для такого климата, но чем чёрт не шутит.
Баграт тоже готовит к выпуску свой персональный релиз. Будут бордоские сорта, классическая винификация, выдержка. Он считает, что пока надо освоить наработанные классические технологии: инокс, дрожжи, бисульфит. Жду, когда его вино можно будет добавить к списку рекомендаций.