Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Сундуки Варвары Иловайской

Я, признаться, не люблю "Дом у Старого Пимена" - слишком много боли в этом цветаевском очерке. Но один эпизод просто не мог меня не заворожить. Можно сказать, не было шансов. Это описание содержимого сундуков, где хранились вещи Варвары Дмитриевны Иловайской, первой супруги профессора Цветаева. Читаешь об этих вещицах и как будто видишь их наяву!..

И я решила подобрать несколько примеров реальных предметов. Конечно, те, что описаны Цветаевой, скорее всего, выглядели вовсе не точно так же - мода тогда уже дарила модницам возможность выбирать. Оттенки, формы, детали... Да и смотреть мы на них будем не глазами Аси и Марины, маленьких девочек конца XIX века, а по-другому - прошло более столетия. Но всё же, как мне кажется, какое-то представление о том, какие восхитительные вещи хранились в этих кованых сундуках, получить можно.

Туфли императрицы Марии Фёдоровны, фирма "Meier", Париж, 1880-е. (с) Из коллекции Эрмитажа
Туфли императрицы Марии Фёдоровны, фирма "Meier", Париж, 1880-е. (с) Из коллекции Эрмитажа

"Красный туфелек (так мы говорили в детстве), с каблуком высотой в длину ступни («Ну уж и ножки их были крошки!» - ахает горничная Маша)".

Нет-нет, какими бы крошечными не были ножки у Варвары Дмитриевны, такой каблук - это всё же преувеличение. Он мог быть чуть-чуть повыше, чем у этих туфель, но не существенно. Однако детское яркое впечатление от непривычно-нарядной обуви делает его безумно высоким!

Сверху - манильская шаль, кон. XIX в., из частной коллекции. (с) www.1stdibs.com Снизу - кружево "шантильи", 1830-е. (с) Из коллекуии Национального музея американской истории
Сверху - манильская шаль, кон. XIX в., из частной коллекции. (с) www.1stdibs.com Снизу - кружево "шантильи", 1830-е. (с) Из коллекуии Национального музея американской истории

"... - скат черного кружева - белая шаль, бахромой метущая землю - красный коралловый гребень. Таких вещей мы у нашей матери, Марии Александровны Мейн, не видали никогда".

Шаль с бахромой? Возможно, манильская? Они как раз были очень популярными во второй половине XIX века. И какой изысканный выбор - не разноцветная, а белая - видимо, с белой же вышивкой...

И скат кружева - не фасонное изделие, не косынка, не воротничок, а полоса, которой можно украсить платье, а потом бережно отпороть и, скатав, отложить. На следующий раз. Которого уже и не случилось...

Коралловое ожерелье, вт. пол. XIX в. (с) www.bentley-skinner.co.uk
Коралловое ожерелье, вт. пол. XIX в. (с) www.bentley-skinner.co.uk

"Еще кораллы: в семь рядов ожерелье. (Мать - двухлетней Асе: «Скажи, Ася, коралловое ожерелье!») Хорошо бы потрогать руками. Но трогать - нельзя".

В семь рядов не нашлось такого, чтобы мне захотелось вам показать. Просто тонких нитей - немало, но мне видится именно что-то подобное, изысканное.

Гранатовый браслет, 1860-е. (с) antique-jewellery.com
Гранатовый браслет, 1860-е. (с) antique-jewellery.com

А эти красные груши - в уши. А это, с красным огнем и даже вином внутри - гранаты. («Скажи, Ася, гранатовый браслет». - «Бра-слет».)

Каким он был, тот гранатовый браслет? Литым, жёстким обручем, как в "Гранатовом браслете" Куприна? Или состоял из отдельных крупных звеньев? Кто же теперь скажет... Пусть будет этот, усыпанный многочисленными "зёрнышками". И явно с вином внутри.

Коралловая брошь, ок. 1830. (с) www.antiquejewellerycompany.com
Коралловая брошь, ок. 1830. (с) www.antiquejewellerycompany.com

"А вот брошка коралловая - роза. Кораллы - Neapel, гранаты - Bohemen. Гранаты - едят".

Розы, конечно, могут выглядеть очень по-разному, но мне захотелось выбрать эту, в частности, потому, что она - именно из Неаполя.

А дальше... Нет, знаете, всего слишком много. Слишком много магии. Но я обещаю, что уже завтра мы продолжим.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!