Найти тему
История войн и оружия

Какая защита и оружие нужны БТР? Часть 2. 1960 - 1991 гг.

БТР-60
БТР-60

Следующим в линейке советских бронетранспортеров стал БТР-60, он сменил своего предшественника БТР-152, который не мог преодолевать широкие траншеи и действовать на поле боя вместе с танками.

Что касается перспективных БТРов, в конце 1950-х гг. специалисты пришли к выводу, что у них должно быть полноприводное шасси.

К тому же военные высказали пожелание сделать новый БТР плавающим, как тот же БТР-50П.

Первый прототип бронетранспортера ГАЗ-49 или БТРП "бронированного транспортного средства плавающего" был готов к середине 1958 г. У него был карбюраторный двигатель ГАЗ-40П мощностью 90 л. с., который оказался слабым для машины весом 10 т. Более мощный дизельный двигатель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. был тяжелым и ухудшал плавучесть. Пришлось ставить на БТР спарку из двух ГАЗ-40П (по 90 л. с.) каждый из которых работал на два моста. Модифицированный прототип был готов к осени 1959 г.

ГАЗ-49 победил в конкурсе "Объект 1015", "Объект 19" и ММЗ-560, как более простой, дешевый, надежный и технологичный. Военным особенно понравилась двухдвигательная схема, в случае выхода из строя одного мотора БТР мог ехать со скоростью до 60 км/ч по шоссе. Хотя внутренняя приемная комиссия Минавтопрома назвала подобное решение безграмотным и авантюристичным.

Бронетранспортер также получил четыре моста и полный привод на 8 колес, впервые в истории советских БТРов.

Серийное производство БТР-60 началось в 1960 г. на ГАЗе, который долгое время был единственным производителем машины. Впервые населению и иностранным военным обозревателям он был показан в 1962 г. на первомайском параде.

Для действий ночью на него поставили приборы ночного видения и командирский панорамный смотровой прибор. Бронекорпус получил броневую крышу и стал полностью закрытым.

Закрыли БТР по трем причинам: БТР-152 которые подавляли антисоветский мятеж в Венгрии в 1956 г. пострадали от бутылок с зажигательной смесью, которые закидывали из верхних окон домов. Второй причиной стала необходимость защиты машины от огня авиации, а третьей стала переориентация в 1960-х гг. на действия армии в условиях применения тактического ядерного оружия. Бронетехнику требовалось оснастить противоатомной защитой.

У бронекрыши были и недостатки, пехота уже не могла свободно наблюдать за местностью и вести огонь не спешиваясь.

Вместо 7.62-мм пулемета Горюнова установили ПКБ такого же калибра.

Число десантников сократилось до 12 человек, причем их посадка и высадка усложнились.

Бронезащита 5 - 10 мм. Лоб корпуса 7 - 9 мм. Масса - 9,9 т.

Модернизированный БТР-60ПА сменил в производстве БТР-60П с 1963 г. БТР-60ПА1 получил усовершенствованные агрегаты двигателя и трансмиссии. Потом на БТР установили башню от БРДМ-2 с 14.5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулемет ПКТ. Численность десанта упала до 8 человек, машина получила два дополнительных люка в верхних боковых листах в районе десантного отделения, также слега усилили лобовую броню и улучшили противоатомную защиту. Для движения по воде у него установлен водомет.

КПВТ имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах с бронебойно-зажигательными пулями Б-32 или бронебойно-зажигательными БС с сердечниками из карбида вольфрама. У ПКТ боекомплект 2 000 патронов в 8 лентах.

Пулемет КПВТ был очень серьезным оружием, прицельная дальность до 2 000 м, на 200 м бронебойная пуля Б-32 в 80 % случаев пробивает 20-мм бронеплиту под углом 20 градусов. Угол возвышения пулемета +30 градусов. У вероятного противника американского БТР М113 лобовая броня состоит из верхней 38-мм бронеплиты под углом 45° и нижней 38-мм под углом 30°. Судя по всему КПВТ на дальности 200 м в лоб американца не пробьет. И на 100 м вряд ли, разве только нижнюю.

Точная цифра выпуска БТР-60 неизвестна и варьируется от 10 тыс. до 25 тыс.

Следующим советским бронетранспортером стал БТР-70.

БТР-70 в Музее Боевая слава Урала
БТР-70 в Музее Боевая слава Урала

В 1971 г. принимается на вооружение БТР-70. Это был полноприводный, восьмиколесный БТР с независимой подвеской, он получил новый водомет, остались два двигателя, каждый мощностью уже 120 л. с.

Лобовое бронирование корпуса 8 - 10 мм, броня башни всего 5 мм. Масса - 11,5 т.

Пулеметное вооружение осталось прежним, но угол возвышения оружия вырос до 60 градусов.

БТР-60 и БТР-70 воевали в Афганистане, где их недостатки проявились в полной мере. У БТР-60 карбюраторные двигатели перегревались, угол возвышения пулеметов не позволял обстреливать цели на склонах горных ущелий. Их быстро сменили на БТР-70, но и его двигатели перегревались и приходилось ездить с открытыми надмоторными люками. Угол возвышения пулеметов позволял открывать огонь по высокорасположенным целям.

-3

Что касается защиты от подрыва, колесная схема оказалась довольно живучей. БТР мог продолжать движение с полностью разрушенным колесом. БМД мину не держал, у БМП корпус мог лопнуть по шву. Душманам для поражения БТР пришлось усиливать штатную противотанковую мину дополнительным зарядом взрывчатки.

С тех пор десант из БТР выбрался наружу и до сих пор ездит на броне.

Военные для ликвидации слабых сторон БТР-70 заказали у промышленности новый БТР. В начале 1980-х гг. в КБ ГАЗа спроектировали БТР ГАЗ-5903. Вместо двух карбюраторных двигателей установили один дизельный большой мощности. В бортах корпуса ввели большие двухстворчатые люки. Корпус стал выше, длиннее и шире. Масса ГАЗ-5903 выросла на 18 % по сравнению с БТР-70 до 13,6 т, подвижность машины не изменилась, запас хода даже вырос.

В 1986 г. ГАЗ-5903 приняли на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-80.

Тем не менее слабое бронирование осталось, в войсках искали средства усиления защиты от кумулятивных снарядов и огня 12,7-мм и 14,5-мм пулеметов. На БТРах устанавливались экраны от пуль и гранат, решетчатые экраны из листов автомобильных рессор, между колесами навешивали экраны из прорезиненного материала, автоколеса, емкости с водой, маслом, песком или камнями и т. д. Кустарные средства защиты широкого распространения не получили. Масса БТР возрастала, что отрицательно сказывалось на его характеристиках.

В 1986 г. Военная академия БТВ разработала комплекс мероприятий по повышению противопульной стойкости БТРов.

На тыльной поверхности верхних наклонных бортовых листов, также на поверхности нижнего кормового листа от командира до топливных баков должны были быть установлены многослойные панели из ткани СВМ и органопластика.

Расчеты показали, что защита от пуль крупнокалиберного пулемета с дистанции 200 м достигает 37 % при росте массы БТР на примерно 3 %.

Защитой от гранат РПГ могли послужить решетчатые экраны.

Но с окончанием Афганской войны все эти усовершенствования БТР-60/70/80 были забыты, что потом выйдет боком в Первой чеченской войне, да и второй тоже.

В ходе горбачевской "перестройки" громадный советский ВПК, который торговал оружием по всему миру обозвали нахлебником и стали лишать финансирования. В 1991 г. СССР развалили, гособоронзаказ сократился многократно.

Народившиеся ВС РФ остались с БТР-80.

В странах НАТО помимо США также создавали свои БТР.

БТР ФРГ "Фукс"
БТР ФРГ "Фукс"

В 1961 г. для нужд Бундесвера немцы начали создавать свой бронетранспортер. Первые образцы были предъявлены в 1964 г. В активную фазу работы над БТР вошли только в начале 1970-х гг. Немецкие военные в техническом задании потребовали создать простую и надежную машину для призывников. БТР должен был быть ремонтопригодным.

Еще одним требованием Бундесвера была вместимость машины. БТР должен был перевозить до 10 бойцов с полным вооружением. При этом солдатам в десантном отделении планировалось обеспечить удовлетворительную свободу передвижения. В идеале экипаж и десант должны были спокойно пережить 24-часовое нахождение внутри боевой машины без появления симптомов преждевременной усталости. В качестве одной из мер повышения удобства нахождения десанта внутри боевой машины рассматривался вариант с увеличением высоты корпуса. Но от этой идеи достаточно быстро отказались, так как высокий центр тяжести серьезно ограничивал бы проходимость, машина теряла устойчивость, что могло повысить аварийность. В конечном итоге максимальная высота БТР составила 2300 мм, это вполне сопоставимо с ровесником – БТР-70 советского производства.

Хотя первоначально работали над БТР несколько фирм выиграла компания "Даймлер-Бенц", в 1971 г. ей выдали заказ на БТР с колесной формулой 6х6.

В 1979 г. БТР TPz 1 Fuchs "Фукс" или "Лиса" был принят на вооружение.

Начиная с 1973 года, компания Daimler-Benz передала Федеральному управлению поставок вооружения в общей сложности 10 предсерийных образцов будущего колесного бронетранспортёра, шесть из которых прошли опытные испытания непосредственно в войсках. В 1979 году машина была принята на вооружение. Заказ на производство новых бронетранспортёров был передан компании Thyssen-Henschel в Касселе, которая стала генеральным подрядчиком проекта. Позднее данная компания была выкуплена Rheinmetall Landsysteme, с 1999 года она входит в состав крупного оборонного концерна Rheinmetall AG. Немецкий бронетранспортёр TPz 1 Fuchs вписался в линейку новых колесных боевых машин Бундесвера, в которую также вошли легкий БТР Condor UR-425 с колесной формулой 4х4 и боевая разведывательная машина SpPz 2 Luchs с колесной формулой 8х8. Все колесные боевые машины объединял повышенный запас хода (в сравнении с гусеничной техникой), большой ресурс службы и хорошая ремонтопригодность.

Бронирование изначально должно противостоять обстрелу из стрелкового оружия винтовочного калибра.

Двигатель спереди, выход десанта (10 человек) возможен через люки в крыше корпуса и через кормовые двери.

-5

Двигатель "Даймлер-Бенц" серии ОМ 402А максимальной мощности 320 л. с., он разгоняет 17-тонный БТР до 100 км/ч при движении по шоссе, на воде скорость 10 км/ч, с помощью двух гребных винтов и колес.

Вооружался БТР 1 - 3 пулеметами MG-3. Он мог усиливаться ПТРК "Милан", тогда количество пулеметов сокращалось до 2.

VAB
VAB

С 1976 г. выпускался французский БТР VAB (фр. Véhicule de l'Avant Blindé — «бронированная машина переднего края») как двух, так и трехосный.

Броня защищает от стрелкового оружия винтовочного калибра и осколков. Десант 10 человек, вооружен БТР штатно 7,62-мм пулеметом АА52 или 12,7-мм пулеметом.

Как видим концепция БТР от страны к стране не отличалась. Слабое бронирование и пулеметное вооружение.

БТР не должны были вступать в бой с теми же танками, а идти по пятам своих танков подвозя им пехоту для закрепления территории.

Но была одна страна, которая в ходе локальных войн пришла к выводу, что сбережение солдат ей ценнее, чем стремительные прорывы в глубину обороны противника, этой страной был Израиль, который в 1988 г. породил новый тип бронетехники тяжелый БТР.

Предпосылки к его созданию возникли еще в 1970-е гг., когда был создан танк "Меркава" с переднемоторной компоновкой, израильтяне объединили танк и БМП, через его кормовой люк могли десантироваться до 6 солдат.

В 1982 г. подобная концепция была опробована "Меркава" показала себя как тяжелый БТР.

-7

Специально создавать оригинальный тяжелый БТР израильтяне не стали и переоборудовали сотни трофейных Т-54/55 в первый в мире тяжелый бронетранспортер "Ахзарит". На 2011 г. переоборудовали до 500 танков.

У Т-54/55 снимали башню, советский дизельный двигатель меняли на более компактный и мощный дизель "Дженерал моторс", это освободило место между правым бортом танка и двигателем для коридора к кормовой двери по правому борту корпуса, установили также гидромеханическую трансмиссию "Эллисон". Кормовая дверь при помощи гидропривода увеличивается в высоту и позволяет десанту спешиваться даже без остановки машины (враг увидев работу гидропривода может приготовиться к стрельбе по высаживающимся десантникам). Также кормовая дверь может использоваться для обстрела "мертвой зоны" за машиной. У десанта имеются два люка в крыше корпуса. Экипаж имеет свои люки. Всего "Ахзарит" перевозит 3 человек экипажа и 7 десантников.

Корпус Т-54/55 без башни весил 27 т, его добронировали еще 17 т. Бронезащиту усилили накладными стальными листами с карбоновыми волокнами, установили комплект динамической защиты. Базовое бронирование лба корпуса было 200 мм.

В качестве основного вооружения установили 7,62-мм пулемет FN MAG на турельной установке OWS фирмы "Рафаэль" с дистанционным управлением.

К 1991 г. стало ясно, что есть две концепции развития БТР. Как высокоподвижного легкобронированного транспортера для глубоких прорывов в духе советской стратегии "холодной войны" или тяжелобронированного медленного перевозчика пехоты для локальных войн.

Сразу после развала СССР гигантских сражений с тысячами танков и БТР не произошло, центр тяжести сместился к выживаемости солдат в локальных войнах. Все легкие БТР стремительно устарели, нужны были уже новые машины, которые должны были иметь защиту от мин и фугасов, более мощное вооружение, более мощное бронирование и при этом сохранить возможность перевозки десанта.

Спасибо за прочтение.