Найти тему
История войн и оружия

Какая защита и оружие нужны БТРу? Часть 3. 1991 - 2022 гг.

БТР-90 с модулем "Бережок"
БТР-90 с модулем "Бережок"

Инерция советского ВПК действовала в новой России примерно до середины 1990-х и в 1994 г. появился последний БТР родом из СССР.

БТР-90 "Росток" был создан по заказу МО РФ совместно конструкторами ОАО "ГАЗ" и Арзамасского машиностроительного завода. Схема БТР-90 продолжает серию БТР-60/70/80.

Компоновка БТР осталась заднемоторной, в задней части имеется 2 водомета и основной 510-сильный многотопливный дизель.

Очень сильно усилили вооружение, приблизив его к БМП. У БТР-90 уже есть ПТРК "Конкурс", гранатомет АГ-17, 7,62-мм пулемет ПКТ и 30-мм автоматическая пушка 2А42.

БТР теперь мог воевать с танками на дальности до 4 км, вести эффективный огонь по легкой бронетехнике и летательным аппаратам на расстоянии до 2,5 км.

Платформа БТР грузоподъемностью 7 т может быть использована для боевой машины со 125-мм танковой пушкой, для размещения ЗРК или ПТРК.

У БТР-90 уникальная трансмиссия с гидромеханической коробкой передач, универсальная торсионная подвеска колес на поперечных рычагах большого хода, широкопрофильные шины с системой централизованного регулирования давления воздуха и энергоемкие телескопические амортизаторы. Машина может плыть при волнении до 3 баллов и это при весе 21 т.

Скорость на пересеченной местности 50 км/ч и более, на шоссе до 100 км/ч. Машина может двигаться при пробитии 4 колес.

БТР-90 должен был получить бортовую информационно-управляющую систему (БИУС), управление трансмиссией и двигателем автоматизировалось, жизненно важные системы машины контролировались и диагностировались.

БТР-90 "Росток"
БТР-90 "Росток"

В боевом отделении сидят командир и наводчик-оператор, оружие стабилизировано в двух плоскостях, что позволяет вести огонь в движении.

Традиционно БТР-90 получил противоатомную защиту, от ударной волны, радиации, радиоактивной пыли, бактерий и ядов.

Бронирование защищает от огня крупнокалиберных пулеметов. Днище V-образное для лучшей противоминной стойкости.

Казалось бы вот готовая колесная БМП или даже легкий танк.

Но тут сыграли два фактора. Первый во времена СССР выпустили просто громадное количество БТР всех вариантов, второй государственные испытания и принятие на вооружение серьезно затянулись.

Государственные испытания БТР были завершены в 2004 г., на вооружение "Росток" был принят в 2008 г. Он стал первым колесным БТР, принятым на вооружение с момента создания Российской армии. Серийно ее выпускать планировалось в 2011 г.

БТР-90
БТР-90

У БТР-90 сменилось даже три варианта вооружения, "Росток" был без СУО и тепловизора, а "Бережок" и "Бахча" уже были с ними, к тому же у последней была 100-мм и 30-мм пушки в новой башне.

БТР-90М "Бахча-У"
БТР-90М "Бахча-У"

Но 15 февраля 2007 г. в Министерство Обороны РФ приходит Сердюков, он постепенно освоился и обрушился с критикой на советскую бронетехнику устами своего начальника вооружений Поповкина:

"мы сейчас очень много делаем по бронетехнике, как бы отказываясь от наших традиционных образцов. Нам надо беречь солдата. Мы уходим в демографическую яму. Поэтому нужна другая, более надежная техника. Почему на БМП все наверху ездят? Потому что при подрыве машины страдают ее экипаж и десант. Значит, нужна другая БМП. А чем мы располагаем для ее создания? Двигателя нет, брони нет, нормальной системы управления нет, снаряда хорошего нет. И везде для их производства нужны новые технологии"."

Даже не верится, что такой человек был начальником вооружений. Даже старые БТР-80 даже при подрыве на противотанковой мине могли сберечь экипаж, страдало в первую очередь колесо.

Душманам пришлось ставить уже фугас, чтобы БТР подбить.

А БМП как гусеничная машина, да, подрывалась как описывает Поповкин.

Тем более уже в 1994 г. у ВС РФ был БТР-90 с противоминной защитой, дно сделали не плоским, а V-образным.

Тут какие-то неназванные военные придумали, что кормовой выход десанта лучше, чем выход через борта БТР-60/70/80/90.

В 2009 - 2010 гг. военные даже выдали требования Арзамасскому машиностроительному заводу изготовить БТР с выходом десанта на корму. Началась разработка БТР "Гильза" на базе БТР-90, к тому же он должен был максимально унифицирован с БМП-3М, что касается силовой установки, вооружения, БИУС, бронирования и т. п.

В 2011 г. "сердюковцы" отказались от закупок БТР-90.

Видимо они хотели купить итальянские "Фратрии" с кормовым выходом десанта, а также итальянские же колесные танки "Кентавр", но их вовремя выкинули из МО.

Поповкин потом досиживал свою жизнь в Роскосмосе.

Работы по тяжелым БТР в РФ тоже велись, на складах имелось немалое количество Т-55, их и хотели переделать в тяжелые БТР еще в 1997 г., когда на выставке вооружений был представлен БТР-Т.

БТР-Т
БТР-Т

Но военные "кормовики" были еще тогда, они придрались к малому количеству десанта - 5 человек и отсутствие выхода с кормы. Десантники должны были проползать над дизелем по броне.

Огнеметчиков такая машина устраивала и они потом закажут боевую машину огнеметчиков на базе танка Т-72.

БМО-Т. Фото Виталий Кузьмин.
БМО-Т. Фото Виталий Кузьмин.

По опыту Афганистана для дополнительной противоминной защиты в боевом отделении можно было поставить распорку, а сиденья экипажа прикрепить к борту корпуса.

Вместо переоборудования Т-55 в тяжелые БТР Сердюков принял решение уничтожать "устаревшую технику", хотя даже не переоборудованные танки можно было использовать как машины второй линии.

В 2000-е гг. за границей развернулись работы по новым БТРам.

В 2001 г. финны построили свой БТР "Патрия", в Польшу он продавался как "Росомак".

"Патрия" с 12,7-мм пулеметом.
"Патрия" с 12,7-мм пулеметом.

В лобовой проекции с дополнительным бронированием он должен выдерживать бронебойные 30-мм снаряды.

"Росомак" с 30-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом.
"Росомак" с 30-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом.

Поляки используют лицензионную "Патрию" с 30-мм пушкой и пулеметом винтовочного калибра. Они пошли по пути БТР-90, также есть вариант с пушкой и ПТРК "Спайк".

Американцы построили свой БТР "Страйкер" на базе канадской БМП/БТР LAV-III (1999 г.), а он сделан на базе швейцарской MOWAG "Пиранья" III, с колесной формулой 8 × 8.

БТР "Страйкер"
БТР "Страйкер"

Вооружается БТР 7,62-мм/12,7-мм пулеметом или 40-мм гранатометом.

Бронирование должно защищать не только от огня в лоб из 14,5-мм пулемета с дистанции 200 м, борта и корма должны выдерживать 7,62-мм бронебойные пули с 30 м. На заводе борта получают легкие керамические бронепанели, которые и борта защищают от 14,5-мм пуль. На лоб можно повесить керамическую защиту, которая защитит БТР от 30-мм бронебойных подкалиберных снарядов с дистанции 500 м.

В боевых условиях БТР получают противокумулятивные решетки и динамическую защиту, ведется разработка активной защиты, ее осколки должны лететь строго вниз, чтобы не поразить свою пехоту.

Старый советский БТР с 14,5-мм пулеметом имеет шанс поразить "Страйкер", если зайдет с борта и даст несколько очередей, керамические панели расколятся, а штатная бортовая броня уже не выдержит новых попаданий.

Немцы и голландцы построили свой БТР "Боксер", в 2009 г. он пошел в бундесвер, в 2011 г. в ВС Нидерландов.

БТР "Боксер" с 30-мм пушкой для австралийских ВС
БТР "Боксер" с 30-мм пушкой для австралийских ВС

БТР имеет стальной бронекорпус с навешиваемыми модулями комбинированной брони, закрепленные через демпфирующие элементы. На внутренних поверхностях БТР имеется противоосколочный подбой из арамидного материала.

Броня выдерживает попадания 30-мм снарядов и осколков снарядов тяжелой артиллерии. Противоминная защита обеспечивает защиту от 8 кг заряда взрывчатки под днищем машины.

"Боксер" со штатным оружием 7,62-мм пулеметом.
"Боксер" со штатным оружием 7,62-мм пулеметом.

В 2008 г. в Италии начал производиться БТР "Фреччия"

БТР "Фреччия" с 25-мм пушкой Oerlikon KBA
БТР "Фреччия" с 25-мм пушкой Oerlikon KBA

БТР существует в двух вариантах с 25-мм пушкой и с двумя направляющими противотанковых ракет "Спайк".

В лобовой проекции защищен от огня 30-мм автоматической пушки и круговую защиту от 7,62-мм бронебойных пуль. Машина имеет защиту от подрыва 6 кг тротила.

У "Фреччии" дизельный двигатель мощностью 550 л. с., автоматическая коробка передач. Максимальная скорость по шоссе 110 км/ч, запас хода - 800 км.

Как видим все западные БТР потяжелели, как и российский БТР-90, все получили колесную схему 8х8, почти все получили автоматические пушки вместо крупнокалиберных пулеметов.

К этому можно добавить, что РФ рынок БТР проиграла запретив к экспорту БТР-90. Арзамасский машиностроительный завод сейчас не в состоянии выпускать БТР-90, все силы были брошены на новые машины с кормовым выходом десанта.

В России предположительно хотели закупить итальянскую "Фреччию" и израильские "Намеры", но Сердюкова выкинули из МО.

Хотя еще в бытность Сердюкова министром обороны опытные образцы БТР-82 и БТР-82А были собраны в декабре 2009 г. на Арзамасском машзаводе. Машины испытали зимой 2010 г., в 2011 г. БТР-82А получили некоторые части Южного военного округа.

ВС Казахстана никакие "Фреччии" закупать не стали и приняли на вооружение БТР-82А раньше, чем ВС РФ.

В 2013 г. после завершения испытаний приказом уже Шойгу БТР-82 приняли на вооружение Российской армии.

БТР-82 имеет стабилизированный в двух плоскостях с электроприводами боевой модуль с 14,5-мм пулеметом КПВТ, БТР-82А уже с 30-мм пушкой 2А72. В качестве дополнительного вооружения имеется 7,62-мм пулемет.

БТР-82А
БТР-82А
БТР-82АТ с 30-мм пушкой 2А42 с комбинированным двухканальным прицелом и ПТРК «Корнет» в десантном отделении.
БТР-82АТ с 30-мм пушкой 2А42 с комбинированным двухканальным прицелом и ПТРК «Корнет» в десантном отделении.

Существенного усиления брони и накладных бронепанелей снаружи не имеется. Изнутри имеется противоосколочная защита на внутренней поверхности корпуса и кондиционер.

На машине установлен дизельный двигатель КАМАЗ-740.14-300 мощностью 300 л. с.

У наводчика имеется комбинированный всесуточный прицел наводчика ТКН-4ГА с дневным и ночным каналами, со стабилизированным полем зрения, а также каналом управления дистанционным подрывом снаряда. На ТКН-4ГА-03 ночной канал заменили на тепловизионный.

По сравнению с БТР-80 повышена живучесть, проходимость, надежность и ресурс эксплуатации.

БТР-82А получил цифровые радиостанции "Акведук" и комбинированные приборы наблюдения.

Была повышена противоминная стойкость. С целью ослабить воздействие от мин, сиденья установлены на ударопоглощающие крепления. Также машина получила улучшенную систему пожаротушения.

Все эти машины, кроме БТР-82А и "Страйкера" можно назвать средними БТР по массе. Серьезно повышает их опасность на поле боя возможность установки автоматических пушек, а не только пулеметов.

Израиль специально разработал свой тяжелый БТР "Намер" на базе танка "Меркава".

"Намер"
"Намер"

Официально представлен БТР "Намер" был в 2008 г., к 2027 г. Армия обороны Израиля должна была получить больше 500 единиц.

Изначально БТР разрабатывали на базе первой "Меркавы", потом начали их делать на шасси "Меркавы" 4 с двигателями "Меркавы" 3. БТР может перевозить 9 человек десанта.

БТР имеет усиленное бронирование днища и надгусеничные противокумулятивные экраны.

В 2016 г. АОИ получила первый "Намер" с комплексом активной защиты "Меиль Руах" ("Ветровка").

В качестве основного вооружения имеется дистанционно управляемый модуль "Катланит" с 7,62-мм/12,7-мм пулеметом или 40-мм автоматическим гранатометом. На люке командира может быть установлен дополнительный 7.62-мм пулемет. Рассматривается возможность установки дистанционно управляемого модуля с 30-мм пушкой.

В Российском МО дурь по закупке импортной легкой и тяжелой бронетехнике ушла вместе с Сердюковым. И была сделана ставка на доработку своей техники и создание новой.

В 2015 г. на форуме "Армия" показали БТР-87 с передним расположением МТО и задним расположением отделения для десантников. Это глубокая модернизация БТР-82А.

Неизвестно в какой стадии работы по колесной бронемашине нового поколения ВПК-7829 "Бумеранг". Существенно усилить его боевую мощь может башня БМП-3 с 100-мм и 30-мм пушками.

"Бумеранг" с башней с 30-мм автоматической пушкой и ПТРК "Корнет"
"Бумеранг" с башней с 30-мм автоматической пушкой и ПТРК "Корнет"

В войсках они появятся еще нескоро. И из-за цены и из-за отсутствия налаженного производства. В Арзамасе скорее всего оно перестроено под БТР-87, а под "Бумеранг" строят новые цеха.

Что касается тяжелых БТР, есть Т-15 на шасси "Армата".

Тяжелый БТР/БМП на шасси"Арматы" с боевым модулем "Эпоха"
Тяжелый БТР/БМП на шасси"Арматы" с боевым модулем "Эпоха"

Предположительно цеха на "Уралвагонзаводе" для производства "Арматы" недостроены. К тому же шасси дорогое и вряд ли скоро будут произведены 2 300 машин первоначально заказа, сколько из них будет Т-15 неизвестно.

Улучшенное бронирование БТР появится, видимо, уже только на "Бумеранге", обычные БТР-82А можно добронировать керамическими бронепанелями и противокумулятивными решетками.

У Т-15 проблем с бронированием не будет.

Также стоит предусмотреть бронирование крыши от крышебойных боеприпасов.

Теперь к вооружению.

Чтобы уверенно поражать натовские БТР нужно переходить к 37-мм или даже 57-мм калибру.

Модуль АУ-220М "Байкал"
Модуль АУ-220М "Байкал"

57-мм пушка АЗП теперь может придти ко двору, когда ее оснастят снарядами с дистанционными взрывателями, также у нее могут появиться осколочно-фугасные снаряды для поражения пехоты. Дальность стрельбы по воздушным целям до 5 км, по наземным до 14,5 км.

Можно проработать концепцию объединения в одном блоке 57-мм и 30-мм пушек, по малозначимым целям может бить пушка меньшего калибра, а более крупный калибр может щелкать как орехи легкобронированную технику.

Также для поражения вражеских БТР нужно разработать специальные ракеты с бронепробитием не 1 200 мм, а 400 мм. Они будут меньше и возить их можно будет больше.

Если подвести итоги, можно сказать, что разделение БТР на тяжелые и средние уже произошло, две ветки боевых бронемашин скорее всего останутся. Вооружение усилят максимально, как минимум у бронемашин будет 30-мм пушка, а возможно и 57-мм.

Спасибо за прочтение.