Жуткая пугающая атмосфера, пребывание в состоянии ужаса и страха… Кажется, что в реальной жизни такого хватает с лихвой. И неважно, что лежит в основе: кризис взросления, социальные изменения или самоидентификация. Страхи общественные и личные находят свое отражение в хоррорах, пугающих и одновременно таких притягательных.
Представляем вашему вниманию восемь скандинавских хорроров на любой вкус. Каждый из них - как слоеный пирог: снимая внешнюю оболочку жанра внутри найдете самое интересное.
«Коко-ди Коко-да» / Koko-di koko-da (2019)
Реж. Йоханнес Нюхольм
Швеция, Дания
О чем?
Семейная пара Тобиас и Элин едет в выходные на природу. По дороге они собачатся, выясняют отношения, не слышат друг друга - в общем-то обычное явление. Но вот дальше начинается нечто иррациональное.
Раз за разом, как в «Дне сурка» (1993), они проживают несколько часов, которые заканчиваются одинаково - после разнообразных издевательств их убивает престранная компания, состоящая из Человека в Шляпе, Великана с мертвой собакой и Девушки.
Зачем смотреть?
Фильмы про временные петли - не редкость, от трилогии «Назад в будущее» (1985-1990) до гайдаевского «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). И во всех них герои попадают в петлю, чтобы переосмыслить свою жизнь, свои ценности и, как бы это по-школьному не звучало, свое поведение. Без этого из замкнутого круга не вырваться, не вернуться к жизни настоящей.
Создатели «Коко-ди Коко-да» прибегают к «фокусу» с временной петлей именно с этими целями, но проблема персонажей, лежащая в основе конфликта и кризиса гораздо острее - потеря казалось бы абсолютно здорового ребенка, который уснул и не проснулся. Невысказанные претензии, взаимные обиды, да и просто разъедающее ощущение тотальной беспомощности - вот, что раз за разом загоняет Тобиаса и Элин в ловушку, из которой не выбраться.
Все пугающе иррационально и вместе с тем очень логично. Почему карательную функцию несут именно эти персонажи? Накануне дня рождения дочь получает музыкальную шкатулку, на которой под песенку «Коко-ди Коко-да» путешествует именно эта карикатурная троица. Почему во сне Тобиаса Элин погибает первой? Он винит ее в смерти дочери. Почему в издевательствах задействованы гениталии и мужа и жены? Это разрушение чрева, которое дало жизнь.
Отдельно стоит отметить рассказ о смерти через театр теней с зайчиками и петухом. Зрителю, знакомому со скандинавской анимацией, может вспомниться «За тридевять земель» (2014) Эсбена Тофта Якобсена, также посвященный теме потери, смерти и внутреннего разрушения.
К концу истории зрителя ожидает предсказуемый, но во все времена очень важный посыл: потерю не вырвать из сердца и памяти, но боль можно и нужно прожить вместе.
«Не говори никому» / Gæsterne (2022)
Реж. Кристиан Тафдруп
Дания
О чем?
Семья из Дании в составе папы Бьорна, мамы Луизы, дочери Агнес и ее игрушечного кролика проводят в отпуск в Италии. Купания в бассейне, паста, брызги воды, искрящиеся под полуденным солнцем, пешие прогулки. На вилле они знакомятся с похожей на них семьей из Нидерландов. Новые знакомые приглашают Бьорна, Луизу и Агнес приехать погостить на выходные.
Одни выходные, всего два дня. Ничего же не может случиться, не правда ли?.. Датчане с удовольствием принимают приглашение, не осознавая, что тем самым подписывают себе приговор.
Зачем смотреть?
Семья, приехавшая в гости (именно «Гости», кстати, дословный перевод названия фильма), чувствует себя вечно должной и обязанной, закрывая глаза на довольно странные поступки хозяев. Не следует реакции ни на то, что их дочери постелили на полу простынку в спальне хозяйского сына, ни на насильное предложение попробовать мясо жене-вегетарианке. Хотя оба случая довольно ясно демонстрируют нарушение границ, датчане будто бы и не против выйти из зоны комфорта.
С каждой такой уступкой, с каждым молчаливым согласием происходит потеря их субъектности, что в конце концов приводит к закономерному финалу. Их тяжкий грех - бездействие, инертность и конформизм, который не дает ничего кроме разрушения. И как в древности за тяжкий проступок их ожидает чудовищная кара.
Удивительно, что и кару семья принимает довольно безропотно, что противоречит традиции жанра хоррора, в котором жертва всегда дает (или по крайней мере пытается дать) отпор агрессору. Кристиан Тафдруп вообще старается сломать жанровые клише, что только усиливает ужас от происходящего на экране. Как будто зрителя помещают в мир без единого луча надежды. Это наполняет бессилием. Такой вот эскапизм в самой страшной его форме.
«Не говори никому» получился важным высказыванием о манипуляции и насилии, а точнее о насилии, которому никто и ничего не противостоит. В одной из финальных сцен на вопрос «зачем вы с нами так?» персонажи получают вполне ожидаемый ответ - «потому что вы сами позволили». Истина проста. Благими намерениями вымощена дорога в ад.
«Скрежет» / Pahanhautoja (2021)
Реж. Ханна Бергхольм
Финляндия, Швеция
О чем?
Жить с блогером - дело не из легких. 12-летняя Тинья знает это как никто, ведь ее мама снимает видео и делает фото всего, что происходит в жизни семьи. Точнее, фото того, что в ее понимании должно происходить в идеальной жизни идеальной семьи. Может показаться, что Кен и Барби обзавелись детьми и живут в своем безупречно обставленном доме.
Успехи девочки в гимнастике подвергаются жесточайшей критике. Можно было лучше, можно было быстрее. Никакой жалости, контент сам себя не сделает.
Ширма «идеальной» жизни со временем трещит по швам: дочь узнает о семейной тайне и против своей воли становится втянутой во взрослый мир. На беду она находит птичье яйцо и решает спасти его от опасностей окружающего мира. Но трансформации, происходящие с яйцом, начинают пугать не только окружающих, но и саму девочку.
Зачем смотреть?
«Скрежет» - прекрасный пример драмы взросления. Именно из 12 в 13 лет происходит скачок из детства в переходный возраст. Тилья будто заново «вылупляется», она новичок в этом взрослом мире. Страхи, трудности, ответственность воплощаются в пугающем образе того, что (кто) живет в яйце. Происходит десакрализация образа детства как беспечного и беззаботного времени. Как у Эскиля Вогта в «Паранормальных» (2021), детский мир в «Скрежете» полон обезоруживающей жестокости и одиночества.
Картина Ханны Бергхольм также перекликается с исландской короткометражной анимацией «Анна-монстр» (2006) (в оригинальном переводе «Анна и настроения»), сценарий к которой написал Сьён, автор многих песен исландской певицы Бьорк. Анна из белокурой девочки-ромашки превращается в фурию, заявляя о себе миру, отвоевывая свое право на жизнь. Родители сокрушаются, ищут «волшебную таблетку», а в итоге обращаются к загадочному доктору. Но ничего не помогает, ведь причина куда проще: «девочка созрела».
«Остаться в живых» / Fritt vilt (2006)
Реж. Роар Утхауг
Норвегия
О чем?
Группа друзей едет в Ютенхейм за острыми ощущениями и белоснежными пейзажами. Но уже первый спуск с горы на сноубордах оканчивается раньше, чем запланировано - один из друзей, Мортен Тобиас, ломает ногу.
Оставшиеся без телефонной связи и буквально in the middle of nowhere (привет всем фрирайдерам), друзья случайно находят заброшенный отель, в котором решают остановиться на ночь.
Зачем смотреть?
«Остаться в живых» - кино абсолютно в рамках жанра хоррора. Тут вам и последняя девушка (типаж last girl standing или final girl), которая остается в живых и противостоит антагонисту, и прием «давайте разделимся» (персонажи все расходятся по незнакомому, как правило, неприятному дому, вместо того, чтобы быть вместе и противостоять злу всей группой), ну и конечно секс, после которого кто-то умирает. Сексом в фильмах ужасов вообще заниматься не стоит - все от «Хэллоуина» (1978-2022) и до «Крика» (1996-2022) проверили это на себе.
Вместе с тем, созвучие названия местности с Йотунхеймом, одним из девяти миров по германо-скандинавской мифологии, выглядит по меньшей мере интересным. Согласно легендам, земля эта была населена великанами-ётунами, невероятно сильными и злобными. В роли такого великана перед зрителем предстает антагонист, обладающий нечеловеческой силой и выносливостью. И каменным сердцем, если судить о том, чем он там занимается.
«Остаться в живых» собрал свою фан-базу, что позволило снять еще два фильма в рамках истории. Правда уже под руководством других режиссеров.
Автор: Настя Гончарова, ТГ канал «Кино Скандинавии»