Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Будущее флота республики. «Тунцзи»

Оглавление

Tung Chi 1929
Tung Chi 1929
Ветер всколыхнул
Речную гладь,
      Лепестки сорвал
      Цветов прибрежных...
      Боль разлуки
      Так легко понять
      В звуках флейты
      Медленных и нежных
Ван Аньши

Когда осматриваешь ретроспективу творений мавэйских корабелов за почти полвека работы, не покидает ощущение, что французских инженеров для оказания китайцам интернациональной помощи в создании современного судостроения, сдернули прямо с занятий на втором или третьем курсе, когда студенты успели освоить чертежи лишь двух проектов судов-пятисоттонная канонерка и многоцелевой пароход на тысячу двести тонн. Более того, своим китайским ученикам эти недоучившиеся студенты тоже успели вколотить суеверный страх перед отклонениями от этих стандартов.

Иначе довольно сложно понять, как довольно современный арсенал десятилетиями штамповал продукцию по двум основным лекалам-либо канонерка либо черти что и с боку бантик (цвет бантика можно выбирать). Ибо исключения были редки.

В начале 90-х новый вариант испытанного проекта разработали инженеры верфи на основе достаточно удачной серии крейсеров типа «Гуанъи».

В Арсенале Фучжоу 18 апреля 1893 года был заложен транспорт «Цзяньцзин» («Созидание мира»)(建靖, Chien Chung, Jianjing) заводской номер верфи №34. В 1896 году, после поражения в войне с Японией, судно решили достроить как учебный небронированный крейсер. В конце 1896 года, после достройки, его переименовали в «Тунцзи» («Всеобщая опора»)(Tung Chi). Он стал первым стальным кораблем, полностью китайского производства, построенным в Фучжоу. Крейсер предназначался для Наньянского (Шанхайского) флота. Стоимость корабля составила 180 тысяч лян.

Согласно расчетам крейсер должен был показать минимум 13 узлов скорости, но в ходе испытаний 15 сентября 1896 года оказалось всего 11 узлов. Причина, скорее всего, в гребном винте, на который пожалели металл, его диаметр составлял всего 76 см!

К однотипным с «Тунцзи» относят также судно «Фуань» (福安), построенное после него на верфи в Фучжоу. Версия, что «Фуань» был построен в Англии как канонерская лодка для Фучжоу, несостоятельна, в английских отчетах такого корабля нет. Ошибочно также использование для него имени Foo Sing.

Закладывался корабль как небронированный крейсер, но достроен был как военный транспорт для Наньянского флота. Вполне стандартная история для выпускников верфи в Фучжоу. "Первичные классовые признаки" там нередко с трудом можно разглядеть. Первоначально корабль имел три мачты и парусное вооружение. Стоимость корабля составила 200 тысяч лян.

-2
-3
Учебный корабль «Тунцзи». Графика Лю Сюаньхэ
Учебный корабль «Тунцзи». Графика Лю Сюаньхэ

«Тунцзи» Tongji 通济, 同濟 Tung Chi (通濟), до 1909- «Цзяньцзин»(Chian Ching 建靖), Хи-Цин ( Hi-Ying, Hi-Jing). Fujian Maritime Administration (Foochow DYd). Заводской №34. Заложен 18 апреля 1893. Спущен 1894 (12 апреля 1895). Вступил в строй 8/1896. 11-12 августа 1937 Tung Chi был затоплен на Янцзы для блокирования фарватера

Водоизмещение нормальное 1900 тонн, полное 2200 тонн. Длина 76,8, 76,98 п.п. м. Ширина 10,38-10.4 м. Осадка 4.88 м, носом составляла 4,39 м, кормой - 5,18 м.
Двигатель- 1 паровая двухцилиндровая машина компаунд, 1(2) вал, 4 котла(2 цилиндрических), 1600 л.с. Максимальная скорость 10,5-11.6 узлов. Запас угля 200-230 (350/450) тонн. Экипаж 213-250/335 человек
Вооружение- 2 х 1 - 152 мм/40 Армстронг У, 5 х 1 - 120 мм/45 Армстронг Y(по другим данным Круппа), 3 х 1 - 57 мм/40, 8 х 1 - 37 мм/20 Гочкиса. По другим данным-2 152 мм Круппа, 6 120 мм, 3 57 мм и 1 торпедный аппарат

Крейсер имел шесть спонсонов (по три на борт), два на уровне ходовой рубки, в них устанавливались 150-мм орудия Армстронга с длиной ствола 40 калибров; остальные четыре спонсона несли 120-мм орудия Круппа с длиной ствола 35 клб., еще одна такая пушка стояла на юте. Противоминная артиллерия состояла из семи 57-мм и восьми 37-мм пушек Гочкиса.

В конце 1920-х годов вооружение «Тунцзи» изменили: из 57-мм орудий осталось три, зато на кормовом мостике установили 20-мм зенитную пушку фирмы «Солотурн».

Скорость крейсера в 1927 году-до 9 узлов.

Foo An [Fu An] (福安). Fujian Maritime Administration. Заложен 1896. Спущен на воду 1897. Готов как транспорт 1897. Учебное судно 1928. Списан 1932. Август 1937-затоплен

Водоизмещение нормальное 1700 тонн (или 1800-1900). Длина 76,8 м. Ширина 11,6 м. Осадка 5,49 м
Двигатель- 1 машина, 4 котла, 1 вал, 1600 л.с. Максимальная скорость 10 узлов. Запас топлива 170 тонн угля. Экипаж 105 человек
Вооружение- 2 х 1 - 57 мм/40 Гочкис.

Зенитное орудие на кормовом мостике «Тунцзи», конец 1920-х гг.
Зенитное орудие на кормовом мостике «Тунцзи», конец 1920-х гг.

«Тунцзи» осенью 1896 года перевели в состав Бэйянского флота. Первым командиром корабля стал Ли Хэ – бывший командир бэйянского броненосца «Пинъюань». Осенью 1911 года вместе с отрядом крейсеров его отправили на Янцзы против восставших во время Синьхайской революции. «Тунцзи» должен был выполнять при эскадре функции посыльного корабля. Но эскадра, включая экипаж учебного крейсера, перешла на сторону повстанцев. Империя пала.

В 1912 году президент Китайской республики Юань Шикай передал корабль Нанкинскому морскому училищу. В 1919 году через его радиостанцию шли переговоры центрального правительства Пекина с революционным Южным правительством доктора Сунь Ятсена по объединению страны. Во время Северного похода революционных войск в 1927 году крейсер воевал в районе Нанкина и перешел на сторону Гоминьдана.

Чан Кайши ведет армию в Северный поход
Чан Кайши ведет армию в Северный поход
-7

В марте-апреле 1937 года состоялся последний поход крейсера к Мавэю и Гуанчжоу с курсантами на борту. Вернувшийся в Нанкин корабль в августе 1937 года был затоплен вместе с другими китайскими кораблями в русле Янцзы, преградив путь японскому флоту.

На крейсере служил в 1909-1910 годах после окончания академии Цзяннань в Нанкине Чэнь Шаокуань, будущий адмирал, командующий военно-морскими силами Народно-революционной армии Китая (Гоминьдана) во время Второй японо-китайской войны и Второй мировой войны.

Чэнь Шаокуань
Чэнь Шаокуань

«Фуань» в конце 1928 года после ремонта и переоборудования стал учебным кораблем для 4-й кантонской эскадры. Какое он получил при этом вооружение данных нет.

В начале октября 1937 года корабль разделил судьбу китайского флота, он был затоплен в фарватере в 6 милях от Вампоа в Кантоне (Гуанчжоу).

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам