За стеклом витрин музеев лежат и стоят какие-то экспонаты. Краткая табличка что-то говорит о них. Но история каждой вещи может быть намного интереснее, чем об этом рассказывают две-три строчки. Вот, например, посетители музея-панорамы «Сталинградская битва», наверняка, видели изрешеченную осколками шинель генерала Василия Глазкова. Люди могли прочитать, что в ней насчитывается 168 пробоин. Кстати, тут даже витрина особая - с климат-контролем.
Генерал-майор Глазков командовал 35-й гвардейской стрелковой дивизией, участвовавшей в Сталинградской битве. С 18 августа 1942 года его бойцы вели бои под Котлубанью, со 2 сентября - бились на ближних подступах к Сталинграду. 8 сентября в районе Верхней Ельшанки Василий Андреевич был ранен, а при попытке эвакуации убит.
Шинель его начала свою отдельную музейную жизнь еще во время войны. Трофейная команда подобрала ее возле наших землянок близ железнодорожной станции Воропоново (современное название - им. Максима Горького). И никто не знал, чья она. Просто оставили на вещевом армейском складе. Спросим подробности у заведующей информационно-издательским отделом волгоградского музея Ирины Скорченко.
- Ирина Александровна, так как ваш экспонат не затерялся среди прочей военной формы?
- Шинель была обнаружена сотрудником Артиллерийского исторического музея подполковником Воробьевым. В начале мая 1943 года Воробьев был командирован в Сталинград для сбора материалов, отражающих боевые действия и подвиги советских воинов. Экспонат поступил в фонды Артиллерийского исторического музея, и начались безуспешные попытки разузнать судьбу владельца.
30 января 1950 года шинель была передана Военно-медицинскому музею Ленинграда, где ее подвергли экспертизе. Исследования показали, что шинель подлинная, генеральская, следы крови и пробоин относятся к 1942 году. Возникла версия, что тяжелораненый генерал мог попасть в один из эвакогоспиталей, но это не подтвердилось архивными документами.
- Но 168 отверстий! Почему сразу не стали искать среди умерших?
- Тот факт, что владелец мог быть убит, тогда не рассматривался, так как посчитали, что в таком случае он был бы похоронен в этой шинели. К счастью, уникальный экспонат увидел сотрудник музея обороны Царицына-Сталинграда Иван Логинов. Он сумел договориться о передаче шинели в Сталинград, и расследование возобновилось. Теперь хозяина шинели искали в числе погибших на поле боя. Запросили архив Министерства обороны, откуда пришел ответ, что в Сталинградской битве погибло семь генералов, причем один из них непосредственно в городе. Это был Василий Андреевич Глазков.
Наконец-то появилась ниточка, тем более, что шинель была найдена как раз в районе Ельшанки. Чтобы получить подтверждение, сотрудники музея обороны обратились в газету «Красная Звезда». Вскоре после публикации откликнулись несколько человек, участвовавших в бою под Ельшанкой 8 сентября 1942 года.
Григорий Константинович Мухальченко был старшим в группе из восьми солдат, кому было приказано эвакуировать командира дивизии в госпиталь. В письме он подробно описал обстоятельства гибели Глазкова и даже нарисовал схему местности. Мухальченко точно помнил, что генерал садился в машину в накинутой на плечи шинели, а после обстрела, когда тело убитого осколком командира несли на плащ-палатке, он был одет в гимнастерку, брюки и сапоги, шинель же была оставлена на поле боя. Мухальченко также подтвердил, что по росту и размеру шинель подходит Глазкову.
Из Ужгорода пришло письмо от еще одного бывшего солдата Евдокима Фалендюка. Он вспоминал, как под ураганным огнем противника по-пластунски подполз к машине, открыл дверцу и увидел, что Глазков убит. Едва он успел вытащить тело генерала, как загорелся бензобак.
- Все, дело раскрыто?
- Окончательную точку в долгом поиске поставила вдова – Евгения Тарасовна. В июле 1957 года она опознала шинель, подтвердив, что именно в ней она последний раз видела Василия Андреевича перед его отъездом на Сталинградский фронт. Со слезами на глазах Евгения Тарасовна рассказала, что ехала с мужем до Мичуринска и обметывала петли на шинели. Если приглядеться, можно увидеть эти плотные стежки.