Найти в Дзене

Проект 613 - самая массовая серия подлодок СССР

В октябре 1950 года корабелы судостроительного завода "Красное Сормово" (входит в ОСК) спустили на воду головную дизель-электрическую подводную лодку С-80 проекта 613, разработанного специалистами конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК). Серия этих кораблей стала самой массовой в ВМФ СССР: всего с 1950 по 1958 годы на стапелях "Красного Сормово", Балтийского завода, Амурского судостроительного завода (входят в ОСК) и других предприятий было построено 215 единиц ДЭПЛ. А позднее по советской лицензии такие подлодки стали строить и в Китае. Разработка 613-го проекта началась после Великой Отечественной войны и в этом помогли трофейные немецкие субмарины. Изучив их советские инженеры приступили к созданию новых лодок, которые позволили флоту укрепить рубежи страны в трудное послевоенное время. Лодка получилась удачной. За надежность, простоту в управлении и многоцелевое назначение подводники сравнивали подлодки проекта 613 с винтовками Мосина, а американской классификации подлодка нос

В октябре 1950 года корабелы судостроительного завода "Красное Сормово" (входит в ОСК) спустили на воду головную дизель-электрическую подводную лодку С-80 проекта 613, разработанного специалистами конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК).

Подводная лодка С-189 проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)
Подводная лодка С-189 проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)

Серия этих кораблей стала самой массовой в ВМФ СССР: всего с 1950 по 1958 годы на стапелях "Красного Сормово", Балтийского завода, Амурского судостроительного завода (входят в ОСК) и других предприятий было построено 215 единиц ДЭПЛ. А позднее по советской лицензии такие подлодки стали строить и в Китае.

Подводная лодка проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)
Подводная лодка проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)

Разработка 613-го проекта началась после Великой Отечественной войны и в этом помогли трофейные немецкие субмарины. Изучив их советские инженеры приступили к созданию новых лодок, которые позволили флоту укрепить рубежи страны в трудное послевоенное время.

Лодка получилась удачной. За надежность, простоту в управлении и многоцелевое назначение подводники сравнивали подлодки проекта 613 с винтовками Мосина, а американской классификации подлодка носила название Whiskey.

Научно-исследовательская подлодка "Северянка"

Несколько лодок серии были переоборудованы в исследовательские субмарины - одной из них стала подлодка С-148, построенная на заводе "Красное Сормово" в 1953 году. Через четыре года после постройки её передали Всесоюзному научно-исследовательскому институту морского рыбного хозяйства и океанографии и переименовали в "Северянку". В ходе модернизации в корпус установили иллюминаторы для изучения морского дна, поставили мощные прожекторы и телекамеры, а также различные приборы и механизмы, в том числе для взятия проб грунта и забортной воды.

Подводная лодка "Северянка" проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)
Подводная лодка "Северянка" проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)

Во время научных рейсов с её борта проводились различные исследования, выполнялись гидроакустические замеры, а также велась работа по наблюдению за рыболовецкими судами - эти исследования помогли усовершенствовать тралы, что позволило в будущем увеличить вылов рыбы. Основная задача, стоящая перед "Северянкой", была выполнена - советские ученые научились работать под водой, стало понятно, какими должны быть перспективные подводные аппараты для решения научных задач. А в будущем специалисты, работавшие на "Северянке", возглавили исследования на уже построенных научных глубоководных аппаратах.

Подводная лодка "Северянка" проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)
Подводная лодка "Северянка" проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)

Практически все подводные лодки серии были списаны в семидесятых-восьмидесятых годах, но часть из них сохранилась. Несколько кораблей переоборудовали в учебно-тренировочные станции, на которых подводники отрабатывают весь комплекс спасательной подготовки: от выхода через торпедный аппарат, до водолазных спусков.

Два корабля сохранились в качестве музеев: С-189 в Санкт-Петербурге и "Pasopati" (до 1958 года - С-79) во втором по величине городе Индонезии - Сурубая.

С-189

Музейная субмарина С-189 - последний в России представитель проекта 613. В составе ВМФ СССР подлодка находилась 35 лет. За время своей службы неоднократно выполняла боевые задачи в Атлантике и Балтике, принимала участие в испытании новых образцов вооружения на Ладоге.

Подводная лодка С-189 проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)
Подводная лодка С-189 проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)

На её борту прошли школу подплава тысячи подводников. Подводная лодка неоднократно участвовала в военно-морских парадах в Ленинграде на Неве и в Москве на Химкинском водохранилище, последний раз принимала участие в 2008 году в Санкт-Петербурге.

Подводная лодка С-189 проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)
Подводная лодка С-189 проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)

В 1990 году подводную лодку исключили из состава флота. Летом 2007 года субмарина ошвартовалась у плавпричала возле набережной Лейтенанта Шмидта, а весной 2010 года на ее борту открылся Музей, в котором сегодня каждый житель и гость Северной столицы может ознакомиться с реальной обстановкой службы и быта советских подводников.

Подводная лодка С-189 проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)
Подводная лодка С-189 проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)

"Pasopati"

Подводную лодку С-79 начали строить летом 1953 года на стапеле Черноморского судостроительного завода. В следующем году подлодка вошла в состав Северного флота.

В августе 1955 года С-79 совершила межфлотский переход на Тихоокеанский флот и продолжила службу на Дальнем Востоке. После среднего ремонта, произведённого в 1957-1958 годах, подлодку передали Индонезии, и она получила новое имя - "Pasopati". В силу секретности, лодка передавалась от имени Польши и под польским флагом.

Подводная лодка "Pasopati" проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)
Подводная лодка "Pasopati" проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)

Во время службы в индонезийских ВМС подлодка приняла участие в операции "Трикора", целью которой было захватить и аннексировать заморскую территорию Нидерландов в Новой Гвинее в 1961-1962 годах в период территориального спора о принадлежности Западной Новой Гвинеи.

Подводная лодка "Pasopati" проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)
Подводная лодка "Pasopati" проекта 613 конструкторского бюро "Рубин" (входит в ОСК)

В 1994 году подводную лодку разобрали и перевезли в город Сурубая, где вновь собрали и переоборудовали в музей, который открылся в 1998 году.

Дальнейшим развитием подлодок серии стал проект 633, о котором мы расскажем в одном из следующих материалов.

Не забывайте подписываться на наш Телеграм-канал, чтобы следить за событиями судостроительной отрасли в режиме онлайн.