Всем привет!
В середине прошлого века все больше производителей грузовиков стали ставить на свои детища исключительно дизельные двигатели. Главный же производитель советских грузовиков – Горьковский автозавод – продолжал вовсю выпускать бензиновый ГАЗ-53, о котором я писал здесь. Но тенденция к преобладанию дизельных двигателей добралась и до горьковчан, и первым для них опытом создания дизельного грузовика стал ГАЗ-4301.
История нашего героя началась в 1982 г. Грузовик предполагалось использовать в основном в сельском хозяйстве, поэтому и первые его испытания были пройдены в подмосковных селах, а позднее успешно прошел пробег от Горького до Памира.
В автомобиле появилось много нового: помимо узнаваемого внешнего стиля с угловатыми формами и правильной «прямоугольной» решеткой радиатора, он получил новый дизель мощностью 125 л. с., созданный на основе мотора немецкой компании Deutz, но адаптированный под условия СССР.
Водительское место тоже изменилось: панель стала отделана пластиком, а руль стал с двумя спицами. Приборов же оставался необходимый минимум, а звукоизоляция все еще была слабой.
Несмотря на то, что испытания показали высокий потенциал нового автомобиля, запустить ГАЗ-4301 в серию удалось лишь в 1992 г. Во времена СССР работы над этим автомобилем, конечно же, продолжались: помимо стандартных бортовых грузовиков, был создан самосвал на базе этой машины:
Но и эта модификация в советские времена создавалась лишь по несколько экземпляров в честь знаменательных дат или для выставок. Стандартные же 5-тонные грузовики продолжались испытываться в сельской местности, но у колхозников они восторга не вызвали: сказались высокая цена, сложность в обслуживании и недостаточная проходимость.
Все же после развала СССР наконец удалось довести до ума новую машину и запустить ее в серию. Но и тогда на нее не нашлось спроса: бензин по-прежнему был дешевым, и предпочтение оказалось у похожего бензинового ГАЗ-3307, о котором я вел рассказ здесь. Поэтому в 1995 г. эксперимент с первым дизельным горьковским автомобилем закончился. Всего было выпущено 28 158 таких грузовиков.
Сегодня лишь редкие экземпляры доживают свои дни в частных руках. Одного из них мне удалось встретить в Красноярске:
ГАЗ-4301 – первый, но не самый удачный дизельный грузовик горьковского автогиганта, который тем не менее не оказался забытым: вернуться к дизельным автомобилям Горьковский автозавод смог в 2000х гг., создав модель ГАЗ-3309, которая уже сумела найти своих почитателей. Это лишний раз указывает на важность первого опыта: после проб и ошибок успех рано или поздно приходит.
Бывали ли такие автомобили в ваших городах или поселках? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!