Найти тему

Почему зелёный считался дьявольским цветом

Оглавление

Сегодня, когда зелёный цвет уже прочно ассоциируется с природой и эко-движением, сложно представить, что когда-то у него была ярко выраженная негативная коннотация.

Но на протяжении целых двух веков (с XVII по XIX вв) — зелёный считался дьявольским цветом, приносящим своему владельцу одни лишь несчастья.

Люди избегали дарить украшения с изумрудом, считая что камень проклят и принесёт беду. Надевать одежду зелёного цвета на свадьбу — дурное предзнаменование и несчастье для молодоженов. Зелёные глаза — печать дьявола.

И множество других предрассудков.

Великий музыкант Франц Шуберт утверждал, что «готов идти на край света, чтобы только не видеть этого проклятого цвета». Королева Виктория ужасно боялась зелёного и «изгнала» его из всех королевских резиденций. Существовала легенда, по которой драматург Мольер внезапно умер, надев одежду зелёного цвета.

Но, как обычно, дьявол прятался не совсем там, где его искали. Причина бед была не столько в цвете, сколько в методе его получения.

Природного красителя, способного равномерно окрасить ткань в насыщенный зелёный цвет — не существовало. А правила и кодекс красильщиков не позволял получить зелёный цвет, путём смешивания синего и жёлтого. Красильное ремесло было строго разграничено и регламентировано: если ты «синий» красильщик, то не можешь красить в жёлтый цвет — и наоборот.

Поэтому насыщенный зелёный цвет получали, заимствуя у художников ярь-медянку — очень токсичный пигмент, получаемый при травлении медной пластины уксусом или кислотой.

В 1600—1630 гг. медянку активно использовали для окрашивания театральных костюмов и декораций. Многие актёры умирали от отравления. Но никто не понял, что причина — в токсичном красителе. Поэтому распространилось поверье, будто виной всему — зелёный цвет.

Вплоть до XIX в. зелёный оставался цветом дьявола.

Формула красителя, конечно, изменилась, но, к сожалению, не в лучшую сторону — она стала опасней. Это была уже не медянка на основе меди и уксуса — а медянка, содержащая мышьяк, который под воздействием влаги имел свойство испаряться с поверхности.

Есть теория, что любовь к зелёному цвету стала причиной смерти Наполеона Бонапарта. Так как стены его комнат на острове св. Елены были обиты тканью, окрашенной «швейнфуртской зеленью», полученной в 1814 г. путём растворения медных пластин в мышьяке.

И, тем не менее время внесло свои коррективы. Сейчас мало кого можно напугать изумрудом. Но замечали ли вы, что в мультиках зелье злой колдуньи очень часто ярко-зелёного цвета?