Домострой — литературный памятник, в котором собраны правила и нормы жизни человека средневековой Руси. Книга была популярна несколько веков: ее переписывали и передавали по наследству. Считается, что окончательный вариант текста сложился во времена Ивана Грозного, в середине XVI века, а авторство приписывают протопопу Сильвестру, одному из сподвижников царя. Большая часть предписаний касалась мужчины, хозяина дома. Читайте, что для средневекового отца семейства считалось праведностью, как полагалось «вразумлять» жену, когда возвращать ссуды и чему учить сыновей.
В основе многих наставлений книги лежат христианские ценности. В тексте разъясняется, как соблюдать церковные ритуалы, молиться в доме и в церкви, причащаться, почитать духовных отцов, священников и монахов. Многие поучения основаны на христианских заповедях:
…В молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив, нищелюбив и странноприимен, скорби о грехах и радуйся в Боге, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив, друзей возлюби, а не злато…
В сочинении подробно описано, что значит неправедность для мужчины: долги, жизнь во лжи, ссоры с соседями, недоброе отношение к близким и работникам. А еще — незаконные налоги, воровство, нечестные суды, ложные показания, сквернословие и распутство. Отвечать за это придется перед Богом.
А залогом праведности и главным удовольствием в жизни мужчины должен быть труд на благо дома. Азартные игры и праздность считали бесовскими искушениями, которые ведут к нищете и упадку. Работа же приносила достаток, чистоту и сытость всей семье.
По нормам Домостроя мужчине позволены такие радости, как вкусная еда, пиршества, удовольствие от хорошо устроенного дома, от уважения соседей и знатных людей. В сочинении особо упоминалась трезвость. Государю считалось неприличным сильно пьянеть в обществе: «Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара, и драка, а то и кровопролитие». Пиры устраивали на свадьбы, именины, крестины или в дни памяти родителей. На застолья приглашали гостей и домочадцев. На «пиры с благодарением» звали священников и монахов, такой праздник считали богоугодным делом.
Автор: Маргарита Ковынева