Найти тему
VK Team

Маленький геймер: какие компьютерные игры полезны для детей

Игра — это инструмент, как нож

Я много лет преподавал программирование детям. И по опыту могу сказать, что компьютер, интернет и игры — инструменты. Они похожи на нож, который может как помочь приготовить еду, так и стать оружием. Как человек пользуется инструментом, зависит от него самого.

По моим наблюдениям, если в семье всё благополучно и родители не страдают от конфликтов, депрессий и зависимостей, то увлечение ребёнка играми не перерастает в тревожную форму.

Кроме того, это возможность войти в мир ребёнка, найти контакт. Можно узнать, чем так приглянулась игра. А потом и поиграть вместе. Вопрос в том, готовы ли родители понять интересы своих детей — искренне, без лишней опеки и нравоучений.

Кстати, большинство современных игр нельзя назвать простыми: они требуют высокой реакции и стратегического мышления.

Полезные игры можно разделить на два лагеря. Первый — те, в которых заложен определённый нарратив: сюжет, правила. Участие здесь связано с развитием персонажа, скоростью реакции, планированием, командной работой. Среди примеров — Dota 2, Counter-Strike.

Вторая группа — игры, которые дают возможность создавать свои миры с особыми правилами. На мой взгляд, они интереснее с точки зрения потенциала развития: в них легче вшить образовательные процессы. К таким играм относятся Minecraft, Roblox. Так, мы с коллегами преподавали программирование внутри Minecraft.

При этом я заметил, что ребята помладше не так хорошо усваивают материал. Им не хватает абстрактного мышления: сложно понять, что такое переменная, цикл. Поэтому, возможно, детям 5–7 лет подойдёт альтернатива в виде конструктора-платы Arduino. Он похож на примитивный компьютер: ты добавляешь сенсоры, датчики, моторчики и создаёшь свой гаджет. А потом программируешь его — пишешь код.

Есть отдельный большой пласт игр — спортивные. Сюда уже не зашьёшь образовательную механику программирования. Зато они развивают тактическое и стратегическое мышление, эрудицию, реакцию, коммуникацию. Есть и минус: на них легко «подсесть». Несмотря на это, их не стоит запрещать — влечение станет только сильнее.

Стратегии и стимуляторы, которые помогают мыслить

-2

Minecraft — хорошая платформа для создания образовательных квестов. Мы сейчас как раз занимаемся подобным образовательным стартапом. Суть в том, что ребёнок проходит квест внутри игры. В него вшита задача, которую надо решить, чтобы продвинуться дальше. Так в процессе легко получить новые навыки.

Minecraft в принципе неплохо развивает творческий потенциал. Там есть креативный режим: можешь строить, составлять логические схемы. Это игра, где нет чёткой цели, — ты выдумываешь её сам. Зато есть большое сообщество таких же увлечённых ребят. Значит, можно отточить лидерские навыки.

Из полезных игр я бы также отметил симуляторы. Они развивают навыки управления ресурсами, учат планированию, стратегии, базовым экономическим навыкам.

Симуляторы бывают разного уровня сложности: как правило, они подходят для детей от 6 лет и старше. Такие игры помогают ребёнку погрузиться в интересную для него тему. Например, в Kerbal Space Program нужно собрать свою космическую станцию и запустить ракету. Конечно, процесс показан упрощённо, но для знакомства со сферой в целом — вполне реалистично.

Для младшего возраста подойдёт Farming Simulator. Это «песочница», где ребёнку предоставляется максимальная свобода действий. Тут нет конечной цели, которая приведёт к победе. Игрок занимается сельским хозяйством: выращивает растения, разводит животных, заготавливает лес, производит энергоносители. А ещё пытается на всём этом заработать.

Если ребёнку интересна тема градостроительства, ему подойдёт Cities: Skylines. Здесь можно построить свой город, организовать логистику: решить, где будут пункты пожарной безопасности, больницы и школы. Также я бы отметил игры-стратегии — например, Civilization или Age of Empires. Они развивают мышление, навыки планирования, управления ресурсами.

Я сам в детстве много играл в стратегии и считаю, что это помогло мне в жизни.

Что касается «стрелялок», то и они могут развивать логическое стратегическое мышление, учить работе в команде. Но важно, чтобы время игры было ограниченным — мягко, по предварительной договорённости. Можно заменить одну активность на другую — к примеру, предложить ребёнку выйти прогуляться. Важно, чтобы это устраивало обе стороны.

Совет родителям: сначала поиграйте сами

-3

Мы уже не можем оградить ребёнка от гаджетов — сейчас такой век. К тому же умение пользоваться смартфоном точно пригодится. Поэтому задача родителей — установить разумные правила: границы по времени и контенту.

Начинать надо с себя. Если я подолгу сижу в телефоне — значит, там есть что-то интересное. И детям захочется того же.

Современные дети быстро осваивают гаджеты. Моему ребёнку 2,5 года. Он ещё не читает, но уже знает, как переключать ролики в YouTube. Поэтому мы провели модерацию и заблокировали нежелательный контент.

То же самое с играми: родитель должен сам посмотреть, что в них за сценарий, не опасны ли они.

Полезные игры найти можно. Тренажёры из серии «Викиум» помогают тренировать интеллект и принимать решения, а аркады развивают логическое мышление. Есть пазлы и шахматы онлайн. Есть и сценарные игры — но проследите, чтобы в сюжете не было агрессии.

Можно направить энергию и интерес ребёнка на разработку: подобрать курсы, чтобы он начал создавать свои игры. Возможно, в будущем он увлечётся этим как профессией.

Как не воспитать игровую зависимость

-4

Чтобы компьютерные игры не переросли в зависимость, нужно иметь в виду два момента.

Первый — ребёнок не должен получать удовольствие только от игр. Проблема многих семей заключается в том, что родители разрешают детям играть в награду за что-то.

Получается, вся жизнь не приносит ничего хорошего: ни школа, ни спорт. Но если ты хорошо отмучился, можешь поиграть пару часов. Это патология. У ребёнка должно быть множество развлечений.

Дело не в количестве времени. Если ребёнок играет 15 минут, но это самая приятная часть его дня — ситуация не в порядке. В 18 лет он съедет от родителей и на бесконечность погрузится в игровую реальность. Потому что будет хорошо помнить, от чего получал удовольствие.

Когда у ребёнка есть ещё две-три сферы, которые приносят приятные эмоции, то проблем нет. Хорошо, если это спорт, где можно прокачивать те же навыки, что и в играх: силу, меткость, ловкость.

Есть и второй момент. Прежде чем ограничивать игры для ребёнка, родители должны предложить ему не менее увлекательную альтернативу. Не идти «читать энциклопедию», а что-то столь же крутое: например, курсы по сноубордингу.

И ещё один нюанс. Дети до 6 лет живут в макромире. Их зрение выхватывает то, что находится на близком расстоянии: букашек, травинки. Маленький ребёнок подносит предметы близко к лицу и рассматривает каждую деталь — такой у него способ восприятия.

Создатели игр заметили это и стали увеличивать персонажей и предметы. Но прорисованы они недостаточно чётко. В итоге ребёнок усваивает обобщённые образы, так как его мозг, в отличие от взрослого, не добавляет мелкие детали. Поэтому желательно, чтобы реального макромира было больше. Так игра не исказит мышление.

Топ-15 компьютерных игр для разных возрастов

-5

Для дошкольников и младших школьников

LightBot. Это игра-головоломка, которая знакомит с основами программирования. Главный герой — робот. Задача — подсветить все голубые плитки на 3D-решётке. Понадобится помощь родителей.

Scratch. Игра учит писать код, создавать анимацию и игры. Здесь есть и 360-градусный платформер, и клон игры Friday Night Funkin с музыкальными батлами, и симуляция акустической установки для создания музыки. Проект используют во многих школах и кружках программирования.

CodeMonkey. Здесь надо напечатать простой код, чтобы помочь обезьянке получить обратно свои бананы. Ребёнок получает задачу не в текстовом виде, а в виде карты — это повышает интерес. В игре более 300 задач.

Для детей чуть старше

CodeCombat. Игра учит языкам JavaScript и Python. Действия разворачиваются в мире воинов и магов. Нужно понимать английский на базовом уровне — но дети быстро разберутся.

Roblox. Это вселенная всевозможных игр, которые создают сами пользователи, — в этом помогают встроенные инструменты, 3D-графический редактор и среда для написания кода. Игра развивает навыки проектирования и разработки.

Vim Adventures. Игровой мир управляется багами: чтобы навести порядок, нужно выполнять задания. Есть несколько уровней для игроков разной степени подготовки.

Screeps. Это многопользовательская стратегия — чтобы выжить, придётся писать код на JavaScript. Персонажи продолжают выполнять заданные команды даже тогда, когда сам игрок находится в офлайне. Здесь нужно строить базу, добывать ресурсы, воевать с другими игроками. И всё — через код.

CheckiO. Игра учит работе с языком программирования Python. Она предлагает систему подсказок. Чтобы пройти миссию и перебраться на следующий уровень, нужно написать код.

CodinGame. Здесь можно создать собственный «искусственный интеллект», а также написать код и отправить в одну из компаний-спонсоров — от Adobe до Nintendo — как резюме.

Swift Playgrounds. Хороший вариант провести несколько вечеров вместе с ребёнком. Учит основам языка Swift, на котором пишут мобильные и десктоп-приложения на iOS. C помощью кода можно проводить экранных героев по увлекательному графическому миру, решать загадки и выполнять задания.

Для подростков и взрослых

Factorio. Игра не столько про кодинг, сколько про системное мышление и логику: нужно строить сложные конвейеры и фабрики, добывать ресурсы, проводить исследования. Действие происходит в будущем, когда Земля страдает от перенаселения и нехватки ресурсов. В космос отправляются зонды для поиска планет, где можно организовать человеческие колонии.

Minecraft. Можно прочитать книгу Крэйга Ричардсона «Программируем с Minecraft» — тогда в игре открываются новые возможности. Она учит писать на языке Python. Ребёнок выполняет пошаговые инструкции, создаёт программы и может творить чудеса: строить здания, телепортировать игроков, создавать цветные стены и тайные ходы.

Human Resource Machine. «Мультяшная» игра, где нужно решать алгоритмические задачки. Они похожи на те, с которыми сталкиваются программисты в работе. На каждом уровне начальник даёт игроку, офисному клерку, задание. Он должен автоматизировать процессы с помощью программирования. Если удаётся, то сотрудник получает повышение. Интересно будет и родителям.

SHENZHEN I/O. Игра учит программировать на языке Assembler. Подойдёт и для взрослых. По сюжету игрок в роли инженера-электроника разрабатывает разные продукты для клиентов. Игра-симулятор учит создавать электронные схемы и программировать их компоненты.

Hour of Code. Это платформа, на которой собрано много разных игр. Их цель — мотивировать школьников к изучению компьютерных наук. Все игры простые, примерно на час.

-6

Автор — Анастасия Гавриэлова, редактор — Екатерина Кабышева.