Автор Вячеслав Киреев
Читаем первую страницу короткометражного сценария. Что здесь не так?
»»»НАТ. ЛЕТО, ГОРОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ, ДЕНЬ
Место действия и время. Здесь неуместно указывать на время года (ЛЕТО). Если это важно и никак не может быть понятно из контекста, то время года следует указывать первым словом в блоке описания действия. Время действия (ДЕНЬ) следует отделять не запятой, а тире.
»»»На площади стоят несколько пассажирских автобусов. На лобовых стеклах автобусов таблички с надписью «Дети».
Почему таблички только на лобовых стеклах? На задних они тоже должны быть. Пишите проще: Стоят автобусы с табличками «Дети».
»»»»У дверей автобуса, небольшая группа детей и родителей. Дети в шортах, панамках, кепках и разноцветных майках. У некоторых рюкзачки за плечами.
Какого возраста дети? Почему не указано? Дети - понятие очень растяжимое и зависит от возраста читателя. Все дети босиком? Почему одежда перечислена, а обувь не упомянута? Запомните, каждое написанное вами слово имеет очень важное значение. Так подробно описывать одежду не стоит, постарайтесь обходиться общими словами, создающими атмосферу происходящего.
Автобусов много, но все столпились только у одного. Почему?
»»»»»»Двое ребят - Рома (11 лет среднего телосложения) и Саша (11 лет полноватый увалень в очках, с круглым, добродушным лицом) с набитыми сумками и рюкзаками, стоят перед провожающими их родителями.
Описывать персонажей необходимо при описании их действий. Например: Крепыш Рома (11) тыкает кулаком в бок добродушного толстяка Сашу (11), подмигивает ему, что-то шепчет на ухо.
Имена персонажей при первом появлении в кадре не выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами.
Только у некоторых детей рюкзачки за спиной, а у этих двоих куча сумок и рюкзаков. Почему?
»»»»»»»Отец Ромы (36) ласково похлопывая по плечу сына, кивает на стоящего рядом Сашу.
ОТЕЦ РОМЫ: Смотрите, там. Держитесь друг за друга. Вы с детского сада вместе. (помолчав) Ну, давайте. Хорошо вам отдохнуть.
Отец Ромы сообщает Роме то, что Рома знает с детского сада. Для чего? Другие дети Роме не знакомы, рядом с ним его давний друг, но отец считает что Рома идиот и не догадается держаться за старого друга? Так эту реплику расценивать?
Отец разговаривает так, как будто Роме лет 30 и Рома улетает в Лас-Вегас оттопыриться на выходных. Как маленьких детей родители провожают? Из рогатки не стрелять, воду из лужи не пить, слушаться воспитателей, если что случилось - сразу звонить и тп.
»»»»»»Родители обнимают мальчишек.
Почему все присутствующие родители обнимают только Сашу и Рому? Может быть имеется в виду что все присутствующие родители обнимают всех присутствующих мальчишек? А девочек тут совсем нет? Если речь только о Саше и Роме, то читатель в жизни не догадается, что где-то рядом присутствуют их мамы и оба папы, а раз читатель не догадается, то это и не будет снято. Думайте над каждым словом, которое пишете.
»»»»»»»Мальчики заходят в автобус. Саша, оборачивается и пятясь машет провожающим. Не заметив оставленный, в проходе, чей-то рюкзак, оступается и падает навзничь, под взрыв детского смеха. Двери закрываются, и автобус трогается с места.
Это другое место действия и, соответственно, другая сцена.
»»»»»»По серпантину, замысловато прочертившему, через горы путь, движется колонна автобусов с полицейской машиной во главе.
Дети зашли только в один автобус. Что в других автобусах?
»»»»»»»Саша, прильнув к окну, с восторгом разглядывает проплывающий за окном пейзаж.
Создаётся впечатление, что детей увезли куда-то за тридевять земель, типа москвичей в Крым, а по контексту понятно, что они просто выехали за город. Сашу, видимо, за 11 лет ни разу за город не возили, раз он с таким восторгом пялится на горы, которые наверняка из окна его квартиры видны.
»»»»Рома сидит на заднем сидении в окружении ребят. Он горд собой и снисходительно демонстрирует ребятам свои фотографии на телефоне.
Рома раскладывает на телефоне собственноручно напечатанные бумажные фотографии - именно так прочитывается этот абзац. Свои фотографии - что имеется в виду? Фотографии сделанные лично им? Фотографии на которых изображён Рома? Ну и разумеется не «на», а «в» телефоне. Как можно сидеть на заднем сиденье в окружении ребят? В лучшем случае кто-то сбоку может сидеть. Если бы Рома сидел в середине салона автобуса, тогда да, его могли бы окружить толпой, а на заднем сидении - нет.
Всё что написано выше сделано не для того, чтобы как-то поиздеваться над автором, принизить его, придраться к словам. Это лишь пример, на котором продемонстрировано, что каждое слово в сценарии важно и при написании или при редактировании сценариев вам следует обращать пристальное внимание на смысловую составляющую написанного.
Ваш текст не должен вызывать вопросов.
Написанное должно восприниматься читателем однозначно, без скрытых или двойных смыслов.
Если описываете детали - эти детали должны быть очень важны для сюжета или для характеристики персонажа.
Все описания внешнего вида должны быть даны в контексте действий персонажа. Описания внешнего вида группы персонажей должны создавать атмосферу происходящего, а не быть скучным перечислением случайных вещей.
Учитесь!