Доброго дня всем. Продолжается разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Среди оставшихся 32 фильмов осталось только два, которые я прежде не видел. И вот он, один из них — фильм-мем, с главным героем которого любит себя нынче сравнивать молодёжь, приговария "е-е-е, литералли ми".
32 место
"Таксист"/"Taxi Driver"(1976)
Рейтинг КП - 7,8; Кол-во оценок - 184 760;
Рейтинг IMDb - 8,2; Кол-во оценок - 923 274;
Режиссёр - Мартин Скорсезе.
Тусклый свет слепых фонарей, скелеты фабричных труб, задыхающихся в собственном дыму. Вавилонские башни небоскребов, все это — ад Нового времени, Нью-Йорк.
Ветеран вьетнамской войны Трэвис Бикл ведет свое одинокое такси по ночным улицам бесконечного города, и перед ним разворачивается мрачная панорама человеческих грехов. Как ветхозаветный пророк, он надеется, что однажды небеса пошлют на землю спасительный дождь, который очистит Нью-Йорк от вековой грязи.
А когда умирает надежда, остается только ненависть. Огненный ливень обрушится на головы грешников. Таксист позаботится об этом.
Без спойлеров
Что ж, говоря об этой самой меметичности, на деле главный герой не совсем такой, каким его могут представлять те, кто фильм не видел. По всяческим нарезкам в интернете может создаться впечатление, что Трэвис Бикл — это такой интровертный думерок, который ходит понуро и всё держит в себе. На деле это не совсем так. Если без спойлеров, то лично мне, невзирая на некоторые схожие мысли и настроения, показалось, что герой Де Ниро действительно немного не от мира сего, и не в том плане, в котором этого можно было ожидать. Он временами поступает вот прям нехорошо, плюс замечены сбои во внутренней логике.
Вообще мемы по фильму так разошлись, что большая часть разговора про ленту сводится к обсуждению её главного героя. Понятно, что во всех картинах главный герой есть важная часть произведения, но здесь это особенно ярко выражено, и не только из-за приколов про "как же я на него похож". Сложно даже обсуждать все прочие его характеристики, настолько тут всё закручено на протагонисте. Но я попробую.
Описание немножко преувеличивает масштаб действия. Особенно по последнему абзацу кажется, будто Таксист там нереальную суету будет наводить, однако на практике всё куда как скромнее. Без огненных ливней, во всяком случае. Также мне почудилось, будто лента Скорсезе поделена на эпизоды, и даже во время первого просмотра видны переходы от одной части истории к другой. Докопаться могу только до сегмента с героиней Сибилл Шепард, потому как я на нём малость смущался, или, как сейчас выражается молодёжь, словил кринжа, — но немного. В этом отношении всё могло быть ещё хуже, так что нормально.
Озвучивание всех прочих моих вопросов к картине — спойлеры. Соу, что ещё? Антураж подобран хорошо, всё стильно. Актёры хорошие. Удивился, когда понял, что мелкая девчонка из второй половины фильма — это Джоди Фостер. Сюжет в целом хорошо держит, скуки я не испытывал, вроде бы. Образ главного героя интересный, но он немножко ушёл в сторону от того, каким я его хотел бы видеть, потому что *спойлеры*. Так что технически всё добротно. Нарратив неплох, но не без вопросов.
Со спойлерами
Возможно, особо прочувствовавшие фильм со мной не согласились бы, но есть у меня к главному герою вопросы. Причём существенные, так как напрямую влияют на его восприятие и желание ассоциировать себя с ним, если говорить о приколах про "буквально я".
Первое, что я не понял, — это страсть к кинотеатрам с фильмами для взрослых. Я не очень могу сложить в голове, почему Трэвис говорит, что город и люди в нём полны грязи, но при этом сам проводит время в таких местах. Причём он настолько к ним притёрся, что без задней мысли ведёт туда героиню Сибилл Шепард, а когда она недоумевает, он лишь также недоумённо пожимает плечами и говорит "а что такого?". Да, здесь есть разница: Бикл осуждает порочных людей, которые в реальности творят дичь и порок, в то время как фильмы для взрослых — всё ещё лишь фильмы. Но блин, реально не понимать, почему водить девушку в такое место это плохая идея, это странно.
И здесь же я уловил то, что мог бы уловить с самого начала. Трэвис — ветеран Вьетнама, и логично, что от того, что он там увидел, у него могла чуть поехать крыша. Плюсуем к этому стандартную изоляцию военнослужащих после окончания их службы, плюс то, что даже многие как бы нормальные люди подвергаются одиночеству в крупных городах(и не только) — и всё как бы встаёт на свои места. А склонность к поэтичности, самокопаниям и жажда справедливости, вероятно, выросли из времён службы и продолжились на гражданке как бы сами собой.
Да, Бикл действительно глубоко несчастный человек, который хотел сделать что-то стоящее, — у него буквально есть такая цитата в фильме, — который думал о том, о чём другие особо не задумывались, который испытывал одиночество любого человека не от мира сего. Проще говоря, он не такой, как все. Но у него есть и другая сторона, о которой в мемах вы не услышите. Он не псих, но у него и вправду немножко потекла фляга. Если вы смотрели фильм, то должны это понимать.
Далее. Момент с попыткой убийства кандидата в президенты или кто он там. А это зачем вообще? Я весь фильм думал, что говоря, что он хочет сделать что-то важное и большое, Трэвис имеет ввиду что-то хорошее, а не просто что угодно крупное, и не важно хорошее ли или плохое. Попытка несостоявшегося покушения — это тот поступок героя, который я вообще не понял и не знаю, как объяснить, кроме как тем, что я описал абзацем выше.
Финальный аккорд. Линия с маленькой Джоди Фостер. Сначала он проигнорировал её просьбу о помощи и пошёл себе дальше. Это я тоже не понял, тем более учитывая то, как персонаж себя ставит, ну да ладно, проехали, так сказать. Потом он запоздало предлагает помощь, но ей уже как-то не надо. Потом там пара сцен с "бла-бла", после чего Таксист решает вопрос как уже умеет — насилием. Он чистит притон, открывает девчушке путь к отступлению, но сам уже на последнем издыхании. Потом внезапно оказывается, что он жив, всё хорошо, и после встречи с Сибилл Шепард, где Таксист красуется перед ней, фильм заканчивается. Есть, к слову, теория, что всё, что происходит после сцены перестрелки в притоне, есть предсмертные видения Трэвиса, то, как бы он хотел, чтоб всё было: и в газете написали, и родители спасённой девочки благодарны, и желанная женщина уже смотрит на него иначе. Сам до этого не додумался, но когда прочитал, не удивился. Ну да, действительно, больно уж хорошо всё вышло, после пули в шею-то.
Некоторые топ-рецензенты писали, что фильм такой концовкой как бы оправдывает насилие, так как протагонист как бы добивается славы и признания убийствами, что тоже камень в огород Таксиста, потому и упоминаю об этом. Сам бы я так не сказал: опять же, Трэвис военный с обострённым чувством справедливости и собственными понятиями нормы, поэтому чему тут удивляться.
КОРОЧЕ, я ожидал, что главный герой будет более "в себе", более меланхоличный, а он оказался, ну, тем, что я уже описал. Он не настолько отличен от моих ожиданий, чтоб вызывать у меня отвращение там или чего такого, но... мне было не так легко ассоциировать себя с ним, как ожидалось, особенно во второй половине фильма. Поэтому обращаясь к любителям мемов с Таксистом: во Вьетнаме не служил, маленькую Джоди Фостер не спасал, девушку на фильмы с тремя иксами не водил — выписан из сигма-гигачадов-ПатрикБейтманов-Таксистов-РайанГослингов. Увы:(
Послесловие
"Таксист" — это хорошо сделанный фильм, который в последние годы стал чаще всплывать на волне популярности тем одиночества и изоляции в обществе, поэтому если что и можно сказать точно, так это то, что актуальности фильм вообще не потерял. Но что меня несколько отвернуло от ленты, так это главный герой — даже при всех исходных данных и поблажках он мне видится откровенно спорным персонажем. Если касательно этого аспекта у вас проблем не будет, то, возможно, кино вам зайдёт прям на "ура". Если нет — добро пожаловать в клуб сомневающихся, поставивших картине 6 из 10.
Цитата из фильма:
Да, всё осточертело... Хочется взять и что-нибудь сделать... Нечто стоящее...
Вердикт: *...отношения — это всего лишь социальный конструкт, я и сам себя по голове погладить могу… боже, тян, которая читает это, пожалуйста, напиши мне, я плачу прямо сейчас...*