Найти в Дзене
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 202 - Импульсы города

Оглавление

Доброго дня. Это рубрика по разбору списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня я вкратце поясню за 50 позицию списка, коей является уже четвёртая работа Чарльза Чаплина в списке.

50 место

"Огни большого города"/"City Lights"(1931)

Рейтинг КП - 8,5; Кол-во оценок - 59 108;

Рейтинг IMDb - 8,5; Кол-во оценок - 190 640;

Режиссёр - Чарльз Чаплин.

«Огни большого города» (City Lights, 1931)
Маленький Бродяга встречает красивую слепую девушку, торгующую цветами на улице, которая по ошибке принимает его за богатого герцога. Узнав о том, что операция может вернуть ей зрение, маленький Бродяга пускается на поиски денег.

Без спойлеров

Четвёртая режиссёрская работа Чарльза Чаплина в списке и, что с досадой обнаружил, последняя в нём. То бишь, по совокупному мнению всех опрошенных для списка, эта картина — лучшая среди всех, что снял Чаплин. Однако с ещё большей досадой я заметил, что это один из последних фильмов про маленького Бродягу. Из полнометражек про него остался неотсмотренным лишь "Цирк", которого вовсе нет в списке. Конечно, у Чаплина есть и остаётся ещё куча короткометражек, снятых в начале карьеры, да и после "Великого Диктатора" он снял ещё четыре фильма, — но всё равно печально.

Ну да ладно, достаём платочек и смотрим на "Огни большого города". Лучший ли это фильм из тех четырёх, что я видел про Бродягу в списке? Наверно, всё же нет. По мне, "Великий диктатор" и "Новые времена" явно сильнее, поэтому выходит, что это где-то на уровне с "Золотой лихорадкой", но даже в этом я не уверен.

Видите как, в "Золотой лихорадке" было явно больше юмора, причём успешно стреляющего юмора, в то время как в этой ленте, как мне почему-то показалось, юмора не так уж и много. Может, он просто не так часто и хорошо удаётся. Но при этом в "Огнях..." явно более сильная драматическая линия и явно более мощный финал. Над концовкой "Огней большого города" можно даже слезу пустить, что, как я вычитал в паре рецензий, и происходило у их авторов, в то время как завершение "... лихорадки" приятное, но довольно обычное, и чтоб пролить над ним слезу надо быть ну прям очень сентиментальным.

Но несмотря на это, кино всё равно очень приятное и милое, особенно в финальной трети. Это всё ещё интересно смотреть, а это дорогого стоит. Ну и стоит учитывать, что эта картина вышла после "Золотой лихорадки", но перед "Новыми временами" и "Великим диктатором", поэтому преимущество последних двух становится не таким уж откровением. Смотря на хронологию, видно, что каждый следующий крупный фильм про Бродягу становился чуть серьёзнее предыдущего, — ну и чуть лучше, соответственно. Так что Чаплин — сила.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Я подметил одну сюжетную линию ещё в середине фильма, которая, чувствовал я, будет вызывать вопросы, что по итогу и вышло. В некоторых рецензиях люди говорили о том же, так что это не что-то исключительно из моей черепашки вылезшее. Речь о сюжетной ветке с вечно пьяным и не вовремя трезвеющим богачом, которого Бродяга в начале фильма спасает от суицида в приступе пьяной депрессии. Учитывая, что по сюжету новая подруга Бродяги слепая и бедная, я начал как-то что-то подозревать. А уж когда в середине оказалось, что ее слепоту можно вылечить дорогостоящей, само собой, операцией в Вене, то всё сразу стало ясно.

Да, чуть ли не с самого начала видно, что персонаж этого богача — это просто костыль для авторов, из которого они будут черпать понятно какие ресурсы. Так ли это страшно? Не особо... сказал бы я, если бы у этого персонажа был какой-то финал, желательно положительный, где они с Бродягой, скажем, подружились бы уже полноценно. Но нет, после того, как Бродяга получает от него столь необходимую тысчонку долларов, персонаж просто пропадает из истории навсегда, перед этим натравив на главного героя полицмейстеров. Да, перед этой третьей их встречей протагонист пытается заработать деньги своим трудом, неудачно участвуя в боксёрском поединке, и это чуть смазывает впечатление в лучшую сторону, но всё равно. То есть этот богач три раза за весь сюжет вовремя напился, дал протагонисту денег и просто исчез. Хороший персонаж, позитивный.

Можно, конечно, предположить, что вся эта линия подразумевалась как награда персонажу Чаплина за его доброту в первой их сцене, но даже учитывая это — ну какой-то слишком удобный персонаж, слишком удачно вовремя напивающийся.

Но зато, как я говорил, финал очень хороший. Последняя сцена, где мы видим совсем уж ободранного Бродягу, как над ним измываются дети на улице, как бышая слепая подруга его, естественно, не узнаёт и принимает за случайного "поклонника", а после трогательная сцена, где она его узнаёт, её взгляд и его улыбка перед титром "The End", — эталонный финал, и этим всё сказано. Конкретно последняя сцена здесь на уровне с последними сценами в "Новых временах" и "Великом диктаторе".

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Послесловие

"Огни большого города" — ещё один приятный фильм от великого Чарли Чаплина, и пусть в нём маловато стреляющего юмора и сюжет пользуется некоторым костылём, но драматическая линия и финал ленты вполне всё это окупают. Я не могу согласиться с тем, что именно эта лента стоит по списку выше своих собратьев по автору, что она лучшая из четырёх имеющихся, однако если про один из самых слабых фильмов автора можно сказать, что это приятное и милое зрелище, то, по мне, это явно успех. Первые пятьдесят позиций списка открылись очень недурно. Ожидаем лучшего и в дальнейшем.

На этом с Чаплином мы в этом списке прощаемся, за всё благодарим, однако расставание наше временное. Как я говорил, картин этот великий человек снял достаточно. Однажды мы, вне всяких сомнений, пересечёмся вновь.