Найти тему
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 191 - Разговоры о важном

Оглавление

Доброго времени. Сегодня я поясняю за 61 позицию списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и это у нас опять какой-то французский артхаус родом из семидесятых. Звучит как-то... :/

61 место

"Мамочка и шлюха"/"La maman et la putain"(1973)

Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 2 567;

Рейтинг IMDb - 7,8; Кол-во оценок - 6 281;

Режиссёр - Жан Эсташ.

«Мамочка и шлюха» (La maman et la putain, 1973)
Бесконечный монолог главного героя, Александра, обо всем на свете, но прежде всего — о женщинах. О женщинах, которые его окружают, которые ему нравятся, которые не обращают на него внимания...

Без спойлеров

Настолько сильны мои шрамы от таких шедевров, как "Аут 1: Призрак" и "Селин и Жюли совсем заврались", что приметив сходства этой ленты с указанными, я избегал её просмотра до самого последнего момента. Эти три фильма даже вышли буквально один за одним, с 1972 по 1974. Да и между "Аут 1ч" и фильмом Жана Эсташа есть даже два общих актёра. Но всё же я, приложив колоссальные усилия, сел за просмотр.

Меня хватило на один час. А фильм тем временем идёт 3,5 часа. Но я не мог, у меня буквально заболела голова от того, что я увидел и услышал. Тем же вечером, подумав над отсмотренным, мне пришла в голову мысль, которую я и воплотил. Итог: с фильмом я ознакомился полностью. В чём суть?

Дело в том, что остальные 2,5 часа я досмотрел несколько необычным образом: я включил кино на телефоне, напялил наушники и просто слушал его, параллельно занимаясь своими делами. Вы скажете: "Автор дЭбил, кто так делает?". И вы были бы правы, если бы мы говорили о почти каком угодно другом фильме. Но мы говорим про "Мамочку и шлюху".

За первый час ленты, который я отсмотрел нормально, я увидел то, что... что смотреть на экран не обязательно. Типо, в кадре не происходит вообще ничего. Герои просто сидят и трещат. И потому я подумал, что раз кино так ставит вопрос, то поступим проще: я это послушаю, время от времени поглядывая на экран.

И-и-и это работает. Последние 2,5 часа в формате прослушивания аудио прошли по ощущениям чуть ли не быстрее, чем первый 1 час в формате просмотра. И если я не сумел вас убедить, если вы не верите, так как сомневаетесь, то тут два варианта.

Первый — попроще. Посмотрите немногие положительные рецензии. Даже там, в хвалебных отзывах, где люди ставят картине Эсташа 10 из 10, они признают, что слушать фильм в формате этакой аудиокниги или аудиоспектакля гораздо более удобоваримо, нежели пытаться его, ну, смотреть. Если уж даже люди, находящиеся от фильма в восторге, это признают, то по-моему это уже о чём-то говорит.

Второй вариант — сильно сложнее, и за его исполнение никто не возьмётся. Вы можете посмотреть — именно посмотреть! — фильм сами. Без особо частых и долгих пауз. Глядя на экран. Не отвлекаясь. Я вам гарантирую, со всеми этими условиями этот фильм не сможет выдержать практически никто.

Ещё в одном позитивном отзыве человек писал, что лента уникальна, и сейчас такого уже не снимают и вряд ли когда ещё снимут. Это правда, в наличии у неё описанной особенности ей не отказать. Но знаете, в 1973 году ещё была публика, которая могла бы высидеть такое, но учитывая очевидно более развлекательную и свисто-пердильную направленность современного кинематографа, выдержать такое в 2023 году в обычном или домашнем кинотеатре, опять же, без передышек, сумеют буквально считанные единицы, самые стойкие и крепкие из рода киноманского.

С этим, надеюсь, разобрались. Ну а что там по самим диалогам, раз они настолько главная часть фильма, что даже фильмом это произведение становится тяжело называть? Сложно это так описать. Диалоги и монологи здесь в духе романтизма, даже некоторого сентиментализма, смешанные при этом с последствиями европейских протестов шестидесятых в виде снятых табу на обсуждение половых связей, отношений и так далее. То есть вот герои говорят вроде как о любви, а вот героиня уже говорит, как любит кутить с арабами и прочими приезжими:/

Словом, когда это слушаешь, это по большей части относительно занятно, иногда даже любопытно, но когда кино заканчивается, ты понимаешь, что о чём сейчас говорили все эти люди больше 200 минут сказать можешь только в общих чертах.

Ну и кстати, синопсис не обманул: герои тут и правда большую часть времени обсуждают именно всякие амурные дела, причём временами очень грубо и прям много. Особенно после планки в два часа когда слышишь уже 100500-й раз, как кто-то кого-то жарко любил, даже у меня, довольно насмотревшегося зрителя и просто гражданина, глаза закатываются и вместе с тем накатывает уже даже какое-то омерзение. Последний раз такое у меня было во время просмотра фильма "Калигула" 1979 года. Если вы знаете, что это за кино такое, то понимаете. Когда пошлости слишком много, в кадре или в диалогах, это начинает утомлять.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

В кадре здесь вообще смотреть не на что, разве что на актёрскую игру, но это я не знаю, насколько вам должны нравиться/понравиться эти актёры, чтоб любоваться ими все 210 минут хронометража. Тем не менее, вроде какой-то сюжет здесь имеется. Но именно что "вроде" и "какой-то".

Вкратце история такая: протагонист живёт с женщиной, которая хозяйка квартиры, спит с ней, все дела; Потом знакомится с новой девушкой своего возраста; Начинает трещать и очень странно, но заигрывать с ней; Первые 2,5 часа их отношения вроде как развиваются; Хозяйка то ревнует своего молодого любовника, то временами её тут же отпускает и она отпускает и его в свою очередь на все четыре стороны; Но вроде ей не особо нравится новая пассия любовника, конечно, но прям категорически в позу она не встаёт; В итоге главная троица встречается, они устраивают, эм, общий постельный сбор, так скажем, происходит финальный монолог молодой девицы; но хозяйку это, видимо, мало трогает, так что она махает на молодых руками и они уходят, после чего герой, немного погодя, делает своей подружке предложение, она соглашается — Конец фильма.

Согласитесь, такой сюжет можно было бы уложить в 1,5 часа довольно спокойно. Но, как мы выяснили, дело тут в бесконечных диалогах и монологах, которые как звенья, складываются в общую цепь, которую мы называем сюжетом или историей. Тем не менее, даже в таком формате, который создаёт Эсташ, ленту можно было бы укоротить ну хотя бы до 2,5 – 3 часов. 210 минут — ну это прям слишком.

Постер фильма
Постер фильма

Послесловие

"Мамочка и шлюха" — крайне спорная картина с очень неоднозначным содержанием и начинкой. Фильм гораздо лучше работает как аудио, нежели как видео, то бишь кино. Смотреть фильм ужасающе скучно. А вот слушать — вполне себе можно. Мне очень сложно поверить и представить, что есть в мире люди, которые посмотрели это без пауз и прям ни на минуту не заскучали.

Тем не менее, определённая изюминка здесь присутствует, хоть и оценить её смогут вот прям очень немногие. Фильм настолько "не для всех", что точно сказать, кому он точно зайдёт, затруднительно. Ну если вы любите французский поэтический реализм, всё такое, если вас не тянет спать от европейских артхаусов 60-70-х годов и если вы любитель всякого необычного киноэкспириенса. Если вы из таких и вам понравился этот фильм, то для меня у вас есть сюрприз: только вот вспомнил, что писал я как-то о другом несколько похожем фильме — "Лица" ж Джона Кассаветиса! Может, даже пересмотрю как-нибудь.

Если же чисто моё мнение по картине Эсташа, то это интересный эксперимент, относительно неплохие монологи и диалоги и неудавшееся кино. Кино надо смотреть. Это смотреть не особо нужно. Вот. Тем не менее, досадно, что Жан Эсташ покончил с собой в 1981 году, когда ему было 42 года. Может быть, он снял бы ещё что-то более удачное. Однозначно удачное.