Найти тему
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 190 - История одного ирландца

Оглавление

Доброго времени суток. Уж заканчивается месяц июль. Лето всегда проходит так мимолётно, и каждый год меня по этому поводу охватывает печаль. Впрочем, время в целом беспощадно, и чем старше становишься, тем быстрее оно будто бы начинает идти. Грустно, но закономерно: всё когда-то заканчивается. И когда-нибудь даже я закончу разбирать список лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. И что объединяет лето, время, жизнь, этот разбор этого списка - когда-нибудь всё кончится, всё пройдёт. Однажды... Но не сегодня.

62 место

"Барри Линдон"/"Barry Lyndon"(1975)

Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 21 008;

Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 175 210;

Режиссёр - Стэнли Кубрик.

«Барри Линдон» (Barry Lyndon, 1975)
История жизни простого ирландского парня Редмонда Барри. Будучи еще совсем молодым, он убил на дуэли офицера английской армии. Чтобы не попасть в руки полиции, ему пришлось покинуть родной дом и отправиться странствовать по Ирландии. Но странствия его были недолгими.
Отдав грабителям все деньги, коня и оружие, он вынужден был записаться в ряды английской армии. Попав на войну и насмотревшись всех ее ужасов, он решает дезертировать. Украв офицерскую форму, Барри отправляется в расположение союзников, надеясь оттуда тайком перебраться в Ирландию. Но и здесь его ожидает неудача: его разоблачает капитан прусской армии, заставляя вступить в ее ряды. По окончании войны Барри смог, наконец, вернуться в свою страну...

Без спойлеров

Начнём с козырей: "Барри Линдон" — костюмированная историческая драма. Хорошие ли в ленте Кубрика костюмы? — Определённо. Точно ли здесь всё по исторической части? — Понятия не имею, но вроде как да, режиссёр тщательно работал над местным антуражем, чтоб всё было аутентично и как оно было на самом деле, и, могу сказать, это видно. Рабочая ли драма? — Уже не так очевидно и стопроцентно, но всё же скорее да, нежели нет.

Учитывая подход и методы съёмки, что использовал постановщик, а также его всем известный перфекционизм, было бы странно, если бы здесь не было всё в порядке и с визуалом. Картинка довольно приятная. Некоторые кадры очень красивые.

Сама история — это такой стандартный нарратив из плутовского романа, которым и является произведение Уильяма Теккерея, на котором основано кино. Я, правда, не так много их читал, но дабы понять суть хватило и того, до чего я таки добрался. Если вы с такими историями совсем не знакомы, то, возможно, ход событий будет вам не столь очевиден. Если же читали, знакомы, то в таком случае кино предлагает хорошую экранизацию не самого заметного произведения своего времени.

Из минусов: ну, история всё же на любителя. Кому-то оно банально покажется скучным, даже при наличии хорошей режиссуры. Кто-то просто не поймёт, к чему это всё. Можно заметить, что по итогу содержание ленты может показаться несколько суховатым. Ну и, я думаю, найдутся те, кому хронометраж в 185 минут покажется чрезмерным. В целом кино не ощущается тягомотным, если только на третьем часу, так что если бы кино шло минут на 15 меньше, то стало ли бы хуже — вопрос.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Кино вполне неплохо спойлерит само себя, рассказывая закадровым голосом о событиях, которые будут буквально в следующей же сцене через пару минут. Самый памятный пример этого был когда сын Редмонда, он же Барри Линдон, вроде как живёт себе да радуется, а закадровый голос говорит что-то в духе "недолго музыка играла...", что-то такое, но так, что никаких сомнений по поводу того, что он имеет ввиду, не возникает.

Ну и могу упомянуть, что к характеру героя во второй половине картины есть вопросы. Мне показалось, что он как-то резко перешёл от довольно приличного парня к совершенно толстокожему типу, который изменяет жене буквально на глазах жены и её сына. Да, там был эпизод, когда он проводит ночь с какой-то солдатской женой, и это как бы такое событие а-ля "перевалочный пункт", мост между тем, кем герой был и кем станет. Но то, что происходит у него с женой — всё же будто малость перебор. Поэтому гнев молодого лорда Буллингдона был отчасти понятен. Хотя и он тоже по мне мог бы подождать, пока отчим, пусть и такой, как Редмонд, переживёт гибель сына. А то он его так будит для объявления дуэли, будто ни о чём не знает, хотя это не так.

А ещё момент, где Буллингдону предлагают закончить дуэль, так как Редмонд не стал стрелять в пасынка, а он отказывается, тоже показывает его не с лучшей стороны. Выглядит будто бы как-то мелочно. Хотя, с другой стороны, это не так, ведь Редмонд много лет психически душил его мать, изменял и так далее. Да и отделался Редмонд потерей одной ноги. Без одной ноги, само собой, жить не так хорошо, как с двумя, но явно лучше, чем умереть.

И пусть Барри вёл себя не хорошо, под конец он стал лучше. Как минимум — не стал убивать последнего сына своей жены, хотя мог бы. Фильм прямым текстом говорит, что судьба героя после показанных событий неизвестна, но всё же надеемся, что всё у него сложилось неплохо и что он таки сумел найти покой и уют.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Послесловие

"Барри Линдон" — занимательная экранизация плутовского романа, не получившего широкой славы, с хорошими костюмами, антуражем, естественными декорациями и неплохо рассказанной и показанной историей. Тем не менее, кино всё же на любителя, поэтому советовать его прям всем подряд — дело опасное. Но если вам нравится Кубрик или такой жанр, то ваши дальнейшие рекомендуемые действия, думаю, понятны(идти и наслаждаться).