Анна Садовская, молодая белорусская художница, в детстве не особо-то и мечтала стать живописцем. Казалось, она такой родилась: сколько себя помнит - всегда рисует. И в таких вещах, которые для многих кажутся обыденными, замечает особые детали и атмосферу и переносит их на холст. По ее словам, у мастеров пейзажной живописи в Беларуси есть особые "намоленные" места, восхитительная красота которых поражает и вдохновляет. Об источниках вдохновения, стереотипах про художников и умении расставаться со своими работами Анна Садовская рассказала в беседе с корреспондентом БЕЛТА.
Художниками рождаются, а потом становятся
С рисованием у Анны связана буквально вся жизнь: сколько себя помнит с детства - всегда рисует. В семейном архиве хранятся самые ранние работы - искренние и непосредственные детские рисунки, трогательные и смешные открытки "бабусяке от внучки".
- Я никогда не занималась чем-то другим. В детстве в семье было негласное правило: ребенок должен чем-то заниматься. Ни с музыкой, ни со спортом у меня как-то не сложилось, поэтому - живопись, - рассказала художница. После школы девушка закономерно поступила в Академию искусств на художественный факультет. Пейзажную живопись выбрала сразу - "это было понятно и органично".
- Как-то само собой вышло. Я себя не дрессировала специально: вот сидим и рисуем деревья. Сама идея пейзажа - настолько поэтичная, философская. Это те самые вечные образы, которые не устареют, как мне кажется, никогда, - подчеркнула она.
Хотя, как абсолютно городской человек, Анна с трудом переносила загородные пленэры, обязательные для мастеров пейзажной живописи.
- Первые разы пребывания в деревне надолго, а не просто проездом, конечно, оставляли неизгладимые впечатления. Но, оглядываясь сейчас на них, скажу, что они были скорее приятными, - отметила художница.
Самые дорогие работы - те, с которыми тяжело расстаться
Самое любимое место для Анны - ее мастерская:
- Для молодого художника это редкость и в то же время большое счастье. Поэтому моя мастерская - почти мой дом. Два места, в которых я чаще всего бываю, - либо дом, либо мастерская.
Муж боялся, что она не вернется домой. Белоруска рассказала, как это – служить в милиции
Здесь представлены и ее студенческие работы, и новые полотна. Вот, например, недавняя летняя картина.
- Она переросла из маленького этюда в большой холст. Не все этюды постигает эта участь, - поясняет автор. - Это место под Раковом, самый чудесный вариант, если вы живете в Минске и хотите поехать на этюды. Очень милый костел, церковь, очень приятное место и в то же время очень красивые природные мотивы.
А вот другая работа из мастерской, созданная еще в студенческие времена, - триптих, посвященный истории Минска. Вопреки расхожему заблуждению, триптих - это не три части одного полотна. Это как три самостоятельные работы, но взаимно дополняющие, продолжающие друг друга. На первой - изобразительное осмысление первого упоминания о Минске, начиная со "Слова о полку Игореве". На второй части триптиха изображена девушка, которая словно приглашает отодвинуть завесу истории и увидеть ранний Минск, будто на старых фотографиях. А на третьей картине предстает современная столица, район Немиги.
- Эта работа особенно ценная для меня. Она получилась почти стихийно, но так удачно. Мне кажется, что я не могу с ней расстаться. Я очень люблю все свои работы, но тем не менее всегда предполагаю, что каждая из них найдет дом. Во всяком случае, мне всегда так хочется думать и верить. На мое счастье, в большинстве случаев так происходит, - рассказала Анна Садовская. - Я всегда искренне радуюсь, когда работа находит дом. Когда я знаю, что мои работы в хороших руках, - это самое лучшее, это то, ради чего все и делается.
Авторский топ самых живописных мест Беларуси
- Самые красивые и самые вдохновляющие места в Беларуси, на мой взгляд, - это Неманщина и родная Минская область: Столбцовский район, ближе к Минску - Раков, Острошицкий Городок, - считает Анна. - Мое любимое место - Николаевщина, родина Якуба Коласа, Неманщина, Высокий Берег. Очень красивые места. Я бы рекомендовала людям, которые никогда не были в Беларуси, помимо наших серьезных и важных исторических объектов обязательно съездить на Неманщину. Какая-то намоленность у этих мест, без шуток. Это действительно так красиво, и там хочется быть.
Девушка-кинолог. Почему белоруска выбрала сложную профессию и что ей в ней нравится?
Если бы все было просто: научился рисовать дерево и рисуй его везде
Кстати, художница раскрывает небольшой секрет натуралистичности своих работ - всегда писать природные виды в сезон. И, конечно, для этого выезжать на пленэры.
- Я туда езжу даже не столько за тем, чтобы увезти оттуда пачку холстов. Я езжу за тем, чтобы привезти с собой впечатления, эмоции, которые буду вспоминать еще несколько лет. Поэтому именно пленэры, приятная компания, красивые места - это самое лучшее. Бывает, звезды сходятся, и ты уезжаешь с работами, которые потом сложно даже отпускать. Иногда это бывает грустно, но это светлая грусть всегда, - сказала она.
По ее словам, рисовать пейзажи всегда трудно.
- Но это трудности, преодолевая которые ты наполняешься чем-то таким, что заставляет двигаться вперед, идти дальше. Если бы все было так просто: научился рисовать дерево и рисуй его теперь везде. Но это не так. Во всяком случае, у меня. Я всегда стараюсь передать состояние, природный мотив, который есть сегодня. Деревья не должны быть одинаковыми, они и не бывают одинаковыми, - подчеркнула девушка.
Художник - бедный, голодный, в берете и с шарфом?
Про художников в обществе есть несколько стереотипов. Например, о том, что настоящий мастер должен быть голодным, в берете и с шарфом.
- Да, у меня есть шарф и берет, с удовольствием их ношу. Но в мастерской я в них не сижу, конечно же, - с улыбкой отметила Анна. - Самое важное и самое ценное, что стоит знать про все эти стереотипы, - дело художника - очень энергозатратный процесс и эмоционально, и умственно, и даже физически. В работе живописца это не так заметно, зато очевидно в деле мастера по созданию мозаики, графики на зданиях. Кто погружен в тему, тот понимает, что все стереотипы - скорее анекдоты, чем настоящая жизнь.
К слову, про работу скульпторов и архитекторов Анна Садовская знает многое и продолжает ее скрупулезно изучать - с научной точки зрения:
- Я счастливый аспирант, изучаю скульптуру в городской среде - новые формы и пластику. Мне очень повезло с отделом, где я работаю, - отдел архитектуры. Именно синтез этих пластических искусств - мне кажется, это самое интересное. Интереснее, чем живопись.
Когда приборы бессильны. Как собаки-биодетекторы помогают раскрывать преступления?
Самым удачным примером синтеза архитектуры, скульптуры и природного пространства художница считает парк Янки Купалы в Минске. Там есть монумент, который продолжается аллеей, на ней фонтан со скульптурным воплощением фигур девушек, которые пускают венки.
- Очень поэтично, очень красиво. Комплекс расположен в природной среде, и тем не менее город все равно просматривается. Удачное решение и в масштабе, и в материале, - оценила композицию Анна Садовская.
А каково ее экспертное мнение по поводу скульптур из разряда Ленина-Калинина?
- Я отношусь к ним как к следам истории. Это был ответ на исторические события. Правильно, что они сохраняются. Не везде, частично, но тем не менее это след эпохи. Почему нет? Сейчас идет, к сожалению, тенденция сносить памятники. Я считаю, что это - к сожалению. Все-таки это в большинстве своем творческие объекты. Это символы того времени. Убирать их и уничтожать - это не очень правильно, - уверена художница.
| Михаил Матиевский для БЕЛТА+
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Друзья! Мы любим рассказывать вам истории об удивительных белорусах, которые спасают жизни, выхаживают животных, радуют талантами и необычными увлечениями. Нам хочется, чтобы о них узнало как можно больше людей. Если у вас есть такие знакомые, пишите на почту m.matievskii@gmail.com, и они станут героями наших сюжетов.
Читайте также:
Чаша из головы бывшего друга. Судебный эксперт-психиатр о жутких случаях в работе
"Представляете, моща такая". Этот прапорщик играет на самом сложном инструменте в мире
"Западает в душу очень сильно". Как белорусская пара воссоздает древние знамена?