В июне 1904 года произошло событие, взбудоражившее Российскую империю и получившее огромный резонанс. Из храма Казанского девичьего монастыря были похищены две иконы – Казанская Богоматерь и Спас Нерукотворный. Обе иконы были обрамлены в золотые ризы и украшены драгоценными камнями.
Казалось бы, событие, иконы воровали и до этого. На воровском жаргоне, воры, ворующие в храмах, назывались «клюквенники». (Клюква – церковь храм.) «Клюквенники » похищали церковную утварь, имеющую материальную ценность . За кражу обрамления иконы давали до трех лет каторги, а за святотатство можно было схлопотать и до 10 лет. Поэтому «клюквенники», содрав драгоценную ризу, оставляли образ в тайном месте, спеша сообщить о местонахождении.
Кража в Казани обсуждалось на самом высоком уровне. Была похищена не просто икона в дорогом обрамлении, а главная святыня государства. Казанская Богоматерь считалась хранительницей земли русской и покровительницей дома Романовых.
История образа началась в 1579 году в Казани. В этот год случилась большая беда, город сгорел почти полностью. Десятилетней девочке Матрене, дочери стрельца, чей дом тоже сгорел, приснился сон. Во сне ребенку явилась Божия матерь и указала место на пепелище. Сообщив, что там спрятана икона. Свой сон девочка рассказала родителям, но те только отмахнулись. А когда сон повторился в третий раз, Матрена сумела настоять на поисках иконы. Икона была найдена, именно в том месте, что видела во сне девочка. Завернутая в ветошь, но совершенно не пострадавшая от пожара. Это действительно было чудо, ведь никто не знал как икона могла там оказаться, кто иконописец и как образ мог сохраниться во время пожара.
Список с этой иконы был отправлен в Москву, царю Ивану Грозному. Тот велел построить храм на месте найденной святыни и обрамить икону в золотую ризу. В последствии, на этом месте возник женский монастырь, а Матрена стала его первой настоятельницей. Приняла монашеский постриг с именем Марфа.
Паломники приезжали в храм молиться со всей России, образ Божией Матери творил чудеса.
В тяжелое для государства время, патриарх Гермоген велел сделать список с этой иконы и отправил его вместе с казанским ополчением в стан Дмитрия Пожарского. В 1612 году ополчение Минина и Пожарского одержало победу, с тех пор, икона Божией Матери на Руси чествовалась дважды: в день обретения и 4 ноября (по новому стилю) в благодарность за избавление от нашествия поляков. Через двести лет у иконы молился фельдмаршал Кутузов.
Доподлинно известно, что уже в XVII веке было два списка иконы, один был сделан для Ивана Грозного, а второй остался у князя Пожарского, но сам образ никогда не покидал Казанский храм при женском монастыре.
Главным сыщиком Российской Империи начала XX-го века был генерал Кошко Аркадий Францевич. Неординарный человек, преданный своему делу, сумевший поставить дело русского сыска на самый высокий уровень. В 1913 году в Швейцарии русская сыскная полиция была признана лучшей в мире. Процент раскрываемости уголовных преступлений составлял 80%.
Под руководством Кошко А.Ф., сыскная полиция России первая в мире стала использовать снятие отпечатков пальцев и начала кропотливую работу по составлению картотеки преступников. В российском уголовном розыске была создана крупная агентурная сеть. И каждое утро статский советник Кошко начинал не с планерки с сотрудниками, а со встречи со своими агентами.
Его опыт в последствии возьмет на вооружение Скотланд-Ярд.
К делу о похищении образа Казанской Богоматери статский советник А.Ф.Кошко подключился спустя несколько лет, по личной просьбе Петра Столыпина.
Расследование шло без малого десять лет. В архивах Департамента полиции хранятся тома «О похищении в Казани из девичьего монастыря Чудотворной иконы Казанской Божией Матери.», там содержатся материалы допросов множества свидетелей, исследование криминалистов, а также версии о нахождении иконы. Документы охватывают период с 1909 -1917 год. Именно в этот период дело было передано Аркадию Францевичу, хотя сама икона была украдена еще в 1904 году. В Казани быстро нашли виновных - их осудили, и сомневаться в достоверности следствия не было причин.
В июне 1904 года из храма монастыря были похищены две иконы - Казанская Богоматерь и Спас Нерукотворный. Сторож был связан, дверь взломана. Злодеев поймали быстро, ими оказались вор «клюквенник » Варфоломей Чайкин, крестьянского роду племени, известный еще под фамилией Стоян и его подельник Комов, такой же рецидивист.
Чайкин уже не раз попадался на подобных кражах, как и остальные «клюквенники» образов никогда не крал, снимал только дорогие ризы.
Вор утверждал, что драгоценные ризы он продал, а иконы сжег в печи. Во время обыска были найдены обгорелые жемчужины, гвоздики и петли. Монахини подтвердили, что все это, действительно находилось на бархатной обшивке иконы. Состоялся суд, на скамье подсудимых оказалось шесть человек. Все участники кражи были осуждены от 2 до 12 лет каторжных работ.
Чайкин (Стоян) на допросах твердил, что образ был сожжен: «Мне ужасно хотелось доказать всем тогда, что икона вовсе не чудотворная, что ей напрасно преклоняются и напрасно ее чтут».
В уничтожении святого лика по идейным соображениям не слишком верил сыщик Аркадий Кошко, он прекрасно знал породу таких рецидивистов как Стоян. Сыщик стал изучать материалы уже закрытого дела. Нашел много нестыковок, во-первых, Стоян, он же Чайкин, не мог не понимать, что образ стоит намного дороже чем оклад. Были похищены две иконы, пепел мог принадлежать Спасу Нерукотворному. Где ризы от обоих икон? Изучив дело, А.Ф.Кошко взялся за расследование.
Для этого он отправил в Казань своих лучших агентов. И тут появился след. Версия гласила, что заказ на кражу образа был получен от старообрядцев. Именно старообрядцы активно собирали иконы, писанные еще до церковной реформы. Старообрядцы люди богатые и на святое дело не скупились.
Стало известно, что за несколько лет до похищения образа к настоятельнице монастыря приезжал Савва Морозов, происходивший из старообрядческой купеческой семьи, просил настоятельницу монастыря продать икону за огромные деньги, тогда ему отказали.
В 1904 году настоятельницей была совсем другая монахиня, по имени Маргарита. Вот эта Маргарита, особенно заинтересовала сыщика. Сразу после начала расследования она покидает свой пост и исчезает в неизвестном направлении, хотя раньше все бывшие настоятельницы доживали свой век в монастыре.
Одному из агентов, отправленных в Казань, удалось втереться в доверие к старообрядцам. Он отправил начальнику уголовного сыска, зашифрованную телеграмму, в которой сообщил, что вышел на след образа Заступницы. Получив сообщение, Кошко А.Ф. инкогнито приезжает Казань и селится под видом простого гражданина в гостинице. Полиции Казани он не доверял. Встретиться со своим агентом ему не удалось, тот был разоблачен.
Агент успел передать, что заказчицей похищения иконы была богатая купчиха Агрофена Шамова. Пособничала ей настоятельница монастыря Маргарита. Расследование также установило, что вор Чайкин был лично знаком с Шамовой , а также посещал настоятельницу монастыря.
Именно эту версию, особенно тщательно разрабатывал, судя по документам А.Ф. Кошко. И даже добился у властей Казани обыска в доме Шамовой, где конечно ничего не нашли. А у начальника полиции Казани появился шикарный экипаж, подарок купчихи, оформленный как благотворительность.
Настоятельницу монастыря найти не удалось.
В тюрьме, где отбывал наказание Чайкин, появились агенты Кошко. Им не удалось ничего узнать, вор твердил, что сжег икону. У политических заключенных этот вор рецидивист пользовался небывалым уважением. Бомбы и теракты не смогли вызвать такой резонанс в обществе, а акт вандализма безграмотного крестьянина, всколыхнул всю царскую Россию.
А.Ф. Кошко так и не довел свое расследование до конца. В России наступили тяжелые времена. Русско-японская война, революция, ставшая репетицией революции 1917 года, Первая мировая война. Стало уже не до иконы, великая империя трещала по швам. Верующие считали, что это Матерь Божия прекратила свое Заступничество и Покровительство.
История исчезновения чудотворного образа так и осталась неразгаданной, но существуют старинные списки с этой иконы. Прошло более ста лет. Хочется верить, что это было исчезновение, а не уничтожение.
Если найдется подлинный образ, то определить его будет возможно. Благодаря кропотливой работе сыщиков был составлен подробный список трещинок, царапин, сколов с иконы. Монахини, годами молясь у образа за процветание земли русской и видя Казанскую Богоматерь каждый день, дали подробные описания, а следствие все зафиксировало. Толстые тома дела до сих пор хранятся в архивах.
Статскому советнику Аркадию Феликсовичу Кошко, после революции пришлось уехать из России. В Скотланд- Ярде ему предлагали работу, но для этого надо было сменить гражданство. Не мог подданный другого государства работать в английской сыскной полиции. Кошко отказался, до последних своих дней он надеялся вернуться. Умер в Париже в 1928 году. Оставив потомкам мемуары о работе сыскной полиции в дореволюционной России.
Служители церкви и православные верующие, до сих пор надеются, что тайна похищения иконы будет раскрыта и образ Казанской Божией Матери будет найден. Собор Казанской иконы Божией матери, в тридцатые годы XX столетия разрушенный до основания, восстановлен на своем историческом месте, месте нахождения иконы. Осталось только вернуть святыню в ее родной дом.