Самая известная королева Англии с детства твердила, что не хочет замуж. Ее мать Анна Болейн закончила жизнь на плахе; пятая жена отца Кэтрин Говард отправилась туда же – вот они, семейные радости, упаси боже. В юности доводы обновились: она влюблена, но избранник не тех кровей и не годится в мужья; вообще зачем делить власть с кем бы то ни было?
Руки Елизаветы Тюдор добивались монархи и принцы с крепкими шансами на корону. Вопреки своим установкам она не всегда спешила с отказом.
Филипп II Испанский
Этот король слыл самым сильным монархом Европы. Политический расчет заставил его в 1554 году, еще наследником престола, жениться на старшей дочери Генриха VIII Английского королеве Марии. Некрасивой, на 12 лет старше. Прибыв в Лондон, Филипп горожан не впечатлил: холодный, надменный. А испанцы из его свиты просто раздражали; на улицах их то и дело мутузили.
Как пишут, Мария Тюдор по природе жестокой не была. Но прилипло к ней прозвище Кровавая; времена смутные, полно желающих столкнуть ее с трона. Потому головы мятежников летели с плеч, еретики-протестанты горели на кострах (королева хотела заново насадить в Англии католицизм). 4 года Кровавая Мэри усмиряла подданных, а потом умерла от загадочной лихорадки (очень похожей на ковид - МТ). По брачному договору Филиппу следовало вернуться домой, за Пиренеи. К тому времени его отец умер, он стал королем Испании.
А на берегах Темзы со смертью Марии власть перешла к ее сводной сестре, 25-летней Елизавете. Стройной, рыжеволосой, симпатичной. И Англия при ней. Чего еще желать? – подумал практичный Филипп да намекнул на брачные узы. Вы королева, я король, почему бы и нет?
Не любила Елизавета Тюдор Испанию. И Филипп ей, судя по всему, не пришелся по сердцу. Новая королева дипломатично уклонилась от предложения; испанец обиделся. Через год нашел себе другую Елизавету – дочку французского короля. А с Англией с тех пор вел войны; даже когда в 1588-м буря и флот Елизаветы I раскидали его «Непобедимую армаду», Филипп не попросил мира. До конца жизни не попросил.
Анжу и Алансон
Франция, 1573 год. После Варфоломеевской ночи с мостовых отмыта гугенотская кровь, королева-мать Екатерина Медичи желает восстановить межконфессиональный мир. На троне ее бездетный, слабый здоровьем сын Карл IX Валуа, он вынужден признать преемником младшего брата, Генриха Анжуйского. Тот у матери в любимцах, и ищет она по всей Европе корону дорогому мальчику. О, новости с острова: королева Англии Елизавета намекает, что не прочь выйти за импозантного Анжу. Ему 22, неувядающей Елизавете 40. Мама Медичи польщена. Она опасается войны с Испанией – Франция, по мнению советников, в ней проиграет. А с таким союзником, как Англия, можно и испанцев приструнить, и поделить Нидерланды…
Вдруг Генрих заупрямился. Негоже, говорит, мне покидать родные берега да вдобавок менять веру предков; католик я, и все тут. Мама расстроена. Тогда Госсовет вводит в игру самого младшего сына Екатерины Медичи, герцога Алансонского. Ему вообще 18, но в отличие от брата он не держится за веру, непривередлив в вопросах возраста жены и согласен ехать в Лондон. Браво, Алансон.
Только Елизавета ставит новое условие: ее рука за город-порт Кале. Екатерина с Карлом качают головами: слишком высокую цену заломила англичанка. Не пойдет, Кале останется французским.
А Генрих Валуа едет королем в Польшу. Через полгода, после смерти братца Карла, занимает престол Франции. И женится на Луизе де Водемон.
Как знать, может на берегу Темзы королева Бесс печально вздохнула…
Царь Иван Грозный
Они почти ровесники: русский самодержец на 3 года старше английской королевы. Между ними в 60-е годы 16-го века идет вялотекущая переписка. Царю 37, он уже подвинулся рассудком; свирепствует опричнина, мерещатся заговоры. Елизавета получает от Ивана предельно наивное письмо: давай, мол, договоримся, я всегда могу найти у тебя убежище, а ты – у меня. Союз такой заключим, договор подпишем. Похоже на сватовство? Не слишком, но кое-кто трактует царские строки именно так. Еще Иван упоминает некие «тайные дела великого значения». Оно? Снова не доказано.
Как же пришлось выкручиваться Елизавете; вежливо, но твердо дает понять: убежище дам, но сам себя содержать будешь. О намеках на брак ни словечка. Грозный взбешен: он перед ней бисером рассыпался, торговлю без пошлин разрешил, открыл подворье английское на Варварке. Выходит ему доброта боком. Осенью 1570-го в Лондон летит самое резкое послание царя, в нем он называет королеву Англии «пошлой девицей». Ну это погорячились толмачи, наверное: в надежных источниках значится «простая девица», а не пошлая. В общем, доверия тебе, королева, больше нет, «у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые». Так-то, деспот купцов за людей не посчитал. И – замолчал на 12 лет. А потом их переписка возродилась. К тем годам царь Иван уже понял то, что раньше поняла вся Европа: королева Бесс давно замужем. За Англией.
Это ее слова.
Автор – Марина Туманова