... и еще более четырёх сотен шедевров мировой живописи, которые были обнаружены в железном вагоне в заброшенной штольне старой шахты. Картины были частично затоплены известковой водой, поражены грибком и плесенью. Как могло случиться, что бесценные полотна оказались в таких условиях?
Эта детективная история - ответ на загадку № 5 еженедельной рубрики "Угадай, кто?" В этом выпуске читателям и подписчикам предстояло угадать, кто же изображен перед "Сикстинской мадонной" на картинах разных художников:
Предполагалось, что шедевры из коллекции Дрезденской галереи, как и экспонаты из других музеев Европы, будут украшать стены супермузея фюрера (был у Гитлера такой проект). Но когда стало известно, что этот замысел невозможно реализовать, музейные ценности спрятали в старых штольнях. При отступлении из Дрездена фашисты заминировали все тайники с экспонатами и покинули город.
В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года союзнические войска провели операцию "Удар грома". На Дрезден были сброшены более 3,5 тысяч бомб, 3/4 из которых были зажигательными. Город превратился в огромный факел и пылал почти неделю.
Дворец Цвингер, в состав которого входила и Дрезденская галерея, почти полностью выгорел. Считалось, что в огне погибли и экспонаты знаменитого музея. Обследование подвалов и руин показало, что следов сгоревших картин нигде нет. Вероятнее всего, на момент пожара стены музейных залов уже были пусты.
Из отрывочных показаний местных жителей удалось выяснить, что перед отступлением фашистских войск в городе была проведена секретная операция "М". В январе 1945 года были оцеплены улицы, прилегающие к галерее, а ночами из музея что-то выносили. К сожалению, большинство сотрудников музея погибли при бомбардировке города, собрать более подробную информацию о судьбе коллекции не было почти никакой возможности.
Чудом уцелевшая хранительница Альбертиниума (коллекции скульптур) припомнила детали, по которым удалось найти тайник в здании Академии, где были спрятаны и заминированы скульптуры Дрезденской галереи. Там же, в подвалах Академии, нашли картотеку вывезенных экспонатов и засекреченную карту с обозначениями множества других тайников.
По личному указанию маршала Конева и стараниями лейтенанта Рабиновича была создана группа, которой поручили расшифровку карты и поиск тайников. 9 мая 1945 года в 30 км от Дрездена был обнаружен заминированный вход в старую каменоломню. После того, как саперы выполнили свою работу, группа советских солдат смогла войти внутрь. В темном тоннеле стоял обычный товарный вагон, доверху набитый бесценными полотнами - Рубенс, Рембрандт, Тициан...
Отдельно рядом стоял плоский ящик размером 3х4 м. На месте не рискнули смотреть, что в нём. С огромными предосторожностями все находки перевезли в батальон. Из вагона были спасены около 450 полотен. Многие из них оказались сильно повреждены влагой и плесенью, представляли собой плачевное зрелище. О вскрытии таинственного ящика пишет Л.Н. Волынский (литературный псевдоним участника событий, Л.Н. Рабиновича)
«... почему-то неискушенные в искусстве люди ‹...› будто бы равнодушные к тому, что увидели, потом ‹...› подходили и подолгу стояли перед ней и уходили на цыпочках, молча?».
"Она на жену мою похожа — ее так же, наверное, вели на виселицу за то, что она укрывала у себя партизан, - сказал один из солдат".
Другие свидетели открытия ящика с "Сикстинской мадонной" Рафаэля вспоминали, что многие очевидцы невольно сняли головные уборы, увидев это полотно.
Именно этот момент изобразили на своих картинах художники:
11 августа 1945 года спасенная часть коллекции Дрезденской галереи прибыли в Советский Союз. Советские реставраторы провели колоссальную работу по восстановлению полотен. 10 лет картины буквально выхаживали, как тяжелобольных пациентов.
В 1955 году все предметы искусства были возвращены в Дрезден. Перед их отправкой в Москве была устроена прощальная выставка. С обложки буклета на зрителей смотрела спасенная "Сикстинская мадонна":
Несколько сотен шедевров из коллекции Дрезденского музея так до сих пор и не найдены. Возможно, в число экспонатов супермузея для фюрера был включен и исчезнувший из Петергофа и не найденный "Самсон":
Сама "Сикстинская мадонна", безусловно, заслуживает отдельного рассказа. Но эту публикацию завершу репродукцией картины белорусского художника Мая Данцига. Он тоже процитировал шедевр Рафаэля именно в том контексте, в котором и был рассказ в этой статье:
Спасенному миру главное - помнить. Как только забудется - и мира не станет. Расскажите эту историю детям!
А победителями в пятом туре игры стали сразу двое участников - участник нашей группы в ВК Наталия Жагорина и подписчик этого канала @Алекс Бир. Поздравляю, благодарю за внимательное отношение к истории и жду заявки на статьи. Поскольку победителей два, то и статьи, темы которых предложены подписчиками, будет подготовлено тоже две.