Найти тему
Александр Дедушка

Так кто же все-таки прощает грехи – Бог или священник? Или о массовом кощунстве…

Таинство исповеди
Таинство исповеди

Вопрос не праздный, и не такой простой, каким может показаться.

Интересно, что впервые на него ответили фарисеи и книжники, осудившие Христа после исцеления им расслабленного больного.

Точнее, еще даже до его исцеления, когда Христос только произнес слова о прощении грехов этого больного:

«Иисус… говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Мк. 2. 5-7.

Итак, первый тезис есть – и надо сказать, что это тот редкий случай, когда за утверждениями врагов Христа, книжников, есть весьма убедительное основание.

Собственно все ветхозаветное Писание наполнено утверждениями о том, что прощение грехов – это Божья прерогатива, люди должны прикладывать к этому усилия и приносить соответствующие жертвы, а священники – только посредники между Богом и грешными людьми.

Но в то же время сам Христос, явившись после воскресения Своим ученикам говорит им такие слова:

«Иисус Же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого:

Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Ин. 20. 21-23.

Складывается впечатление, что пока Христос был на земле, Он как Бог прощал грехи Сам, а перед тем как вернуться на небо, передал эту функцию Своим ученикам.

Книжники потому и попали впросак, несмотря на здравое утверждение, что грехи прощает только Бог, - ибо им и голову не могло прийти, что перед ними и есть Бог в человеческом образе.

И Христос заранее готовит Своих учеников к этой функции прощения человеческих грехов.

Сначала после Его исповедования Петром Христом и Сыном Божьем – его наделяет этой важнейшей властью прощения грехов:

«И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Мф. 16. 19.

А затем и всем ученикам обещает эти же полномочия:

«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Мф. 18. 18.

Итак, складывается впечатление, что до возвращения Христа на землю властные полномочия по прощению человеческих грехов переданы Им священникам, как рукоположенным преемникам апостолов.

Это подтверждается и формулой «разрешительной» молитвы, которую читает православный священник над кающимся исповедником.

В этой молитве священнослужитель произносит:

«Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя), и аз недостойный иерей Его властию, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Итак, кажется все однозначно. Но… Давайте не торопиться с выводами.

Если бы все было так просто и однозначно, все верующие и кающиеся исповедники давно были бы уже безгрешными и святыми. Однако же это не так.

Увы – зачастую так называемый кающийся и исповедующийся после исповеди выходит еще большим грешником, чем был до нее.

И некоторые святые подтверждали это видениями, что после слов священника о прощении грехов, Христос говорит: «А я не прощаю».

Оказывается - нет и не может быть никакой автоматики.

Не было никакой автоматики в прощении грехов и в эпоху Ветхого Завета.

Люди, которые исправно приносили жертвы Богу в Иерусалимском храме, оказались способными распять и убить Христа – Божьего Сына и Бога.

Они оставались конченными грешниками, несмотря на все их формальные жертвы.

То же самое – причем, еще в большей степени, происходит и сейчас.

Обратите внимание на то, что, явившись после Своего воскресения ученикам и передавая им полномочия по прощению грехов, Христос сказал: «Примите Духа Святого» (Ин. 20.22).

Это значит, что по-прежнему, как и было во все времена, прощать людские грехи может только Бог. И сейчас это делает третья Ипостась Пресвятой Троицы – Дух Святой.

Священник по-прежнему остается только посредником.

Увы – все тем же несовершенным посредником, который не может не ошибаться. И там, где он отпускает на самом деле нераскаянные грехи, Святой Дух ничего не прощает и не отпускает.

Он-то в отличие от священника не может ошибаться.

Поэтому все верующие, которые подходят к исповеди без должного покаяния, так и остаются со своими грехами.

Более того – становятся еще большими грешниками за профанацию важнейшего христианского таинства.

А теперь давайте содрогнемся от того, что сейчас происходит, да, видимо, всегда и происходило.

Поскольку зачастую мы, так называемые «православные верующие», ничем не отличаемся от своего окружения – совершаем те же самые беззакония: так же блудим, воруем, завидуем, лжем, рвемся к деньгам, власти, почету, тщеславимся, гордимся, чревоугодничаем…

И при этом ничтоже сумняшеся идем на исповедь и «каемся»… О чем это может говорить?

О том, что происходит массовое кощунство в совершении христианского таинства.

Послушайте хотя бы профессора МДА Осипова А.И.

Он говорит о том, что наша исповедь в большинстве своем – это не покаяние, а «отчеты о проделанных грехах».

Мы просто перечисляем свои грехи на исповеди, но отнюдь не собираемся исправляться - у нас к этому нет ни желания, ни воли…

Мы в большинстве случаев только делаем вид, что каемся, да еще и лжем священнику в ответ на его вопрос, каемся ли мы.

Но при этом священники исправно «прощают» и «отпускают» нам эти грехи. А мы, люди, какими были, такими и остаемся.

На самом же деле – ничего не прощается и не отпускается.

Бог поругаем не бывает.

Ни Христос не обманывается, ни Святой Дух не ошибается.

Ошибаются только введенными нами в заблуждение священники.

А мы остаемся после исповеди еще большими грешниками, добавив к своим перечисленным грехам еще грехи лжи и кощунства.

Вы не содрогаетесь в ожидании за это гнева Божьего?..