Найти в Дзене
Темы на все времена

Помогаем первокласснику адаптироваться. 10 шагов навстречу школе

Уже целую неделю первоклассники живут новой жизнью, имя которой - школа. Как бы не были готовы дети, адаптация в той или иной форме у них будет. Наша задача - быть рядом, включаться и помогать. По оценкам специалистов период приспособления ребёнка к школе может длиться от нескольких недель до 7 месяцев. Понятно, что эти цифры могут не иметь никакого отношения именно к вашему ребёнку, но взяты они не с потолка. На сроки адаптации влияют разные факторы - школа и программа, темперамент ребёнка и его готовность к школе, атмосфера в семье, личность учителя. Как родители мы не можем повлиять на все, но помочь можем.  Как мы в состоянии помочь ребёнку побыстрее влиться в школьную жизнь? 2.Помнить, что посещение детсада не гарантирует полное отсутствие адаптации к школе. Да, сад очень помогает. Дети там научились жить по режиму и правилам, находиться в коллективе, выполнять требования взрослых. Но ведущая деятельность в детском саду все же была игровой, занятия занимали меньшую часть дня. Плю

Уже целую неделю первоклассники живут новой жизнью, имя которой - школа. Как бы не были готовы дети, адаптация в той или иной форме у них будет. Наша задача - быть рядом, включаться и помогать. По оценкам специалистов период приспособления ребёнка к школе может длиться от нескольких недель до 7 месяцев. Понятно, что эти цифры могут не иметь никакого отношения именно к вашему ребёнку, но взяты они не с потолка. На сроки адаптации влияют разные факторы - школа и программа, темперамент ребёнка и его готовность к школе, атмосфера в семье, личность учителя. Как родители мы не можем повлиять на все, но помочь можем. 

Фото автора. Он теперь не просто мальчик, а теперь он - новичок (С) А новичком быть ох как непросто!
Фото автора. Он теперь не просто мальчик, а теперь он - новичок (С) А новичком быть ох как непросто!

Как мы в состоянии помочь ребёнку побыстрее влиться в школьную жизнь?

  1. Понять, что те или иные адаптационные проявления - это норма. Мне в самом начале моего материнства больше всего помогала именно опора на знание, что определённые кризисные особенности каждого возраста - это нормально. Мне книги по психологии помогали именно этим. Смотришь на своего ребёнка, читаешь, что происходит с детьми в этом возрасте, понимаешь, что все штатно, ищешь варианты облегчить ситуацию. Если первоклассник через 5 дней не хочет подниматься утром или садиться за уроки, рано полагать, что это - проявление его неуспешности как ученика, и записывать его в дворники. Идёт естественная реакция организма на стресс, накапливается усталость. 
Фото автора. Уже встал в школу, но по пути из ванной решил урвать ещё пару минут )))
Фото автора. Уже встал в школу, но по пути из ванной решил урвать ещё пару минут )))

2.Помнить, что посещение детсада не гарантирует полное отсутствие адаптации к школе. Да, сад очень помогает. Дети там научились жить по режиму и правилам, находиться в коллективе, выполнять требования взрослых. Но ведущая деятельность в детском саду все же была игровой, занятия занимали меньшую часть дня. Плюс режим детсадовца был организован так, чтобы дети не уставали - дневной сон, две прогулки. В школе режим интенсивный, вся деятельность - это занятия, требований много и они новые, коллектив тоже новый. Приспосабливаться надо сразу и ко всему. Дайте время, контролируйте то, что можете, конечно, ненавязчиво, давая ребёнку самостоятельность. У Пети за неделю был случай, когда он не сдал домашку утром (не услышал, что ее собирают), а вчера последним  уроком была технология, нужно было принести картинки, выкладывая их из папки, он выложил задание на дом на парту и оставил его там. Папку он тоже уже пытался забыть в классе. Я теперь спрашиваю, сдано ли вчерашнее и взято ли сегодняшнее. Вопросы строю по-разному. Сначала спрашивала прямо, потом спрашивала, проверил ли папку, сегодня утром спросила, что надо вспомнить, когда уходишь из школы - уже ответил, что проверить папку. То есть, мы постепенно отходим, давая ребёнку больше пространства для ответственности и самостоятельности, но сразу устранятся не стоит. 

Фото автора. Даже новая одежда нам может какое-то время быть неудобной, чего уж говорить про совершенно новую жизнь. Сначала все кажется каким-то чужим и не по размеру. Надо дорасти!
Фото автора. Даже новая одежда нам может какое-то время быть неудобной, чего уж говорить про совершенно новую жизнь. Сначала все кажется каким-то чужим и не по размеру. Надо дорасти!

3.Настраивайте режим. Да, летом возможны сбои. Но сейчас жизненно важно вовремя ложиться, конечно, у ребёнка может быть ощущение, что он не доиграл, мало получил свободного времени, могут возникать споры на этой почве по поводу отхода ко сну. Вводите приятные ритуалы. Я обещаю почитать чуть больше перед сном, Петя бежит в кровать вприпрыжку. Кому-то разговоры о прошедшем дне помогут, надо смотреть по ребёнку. 

Фото автора. Просто поболтать перед сном о том, что волнует и чего бы хотелось…
Фото автора. Просто поболтать перед сном о том, что волнует и чего бы хотелось…

4.Перед тем, как сесть за уроки, лучше побыть на воздухе. Если есть возможность идти из школы пешком, надо ей пользоваться. В любую погоду, если это не ураган со шквальным ветром и не минус 40. Проветрить голову, подвигаться - это очень важно! 

Фото автора. Вполне бодрый и отдохнувший первоклассник готов сесть за уроки
Фото автора. Вполне бодрый и отдохнувший первоклассник готов сесть за уроки

5.Не откладывайте уроки на вечер. Это - одна из проблем современного ребёнка. Жизнь в большом городе - это вечная гонка, стресс, пробки и сто кружков. Первоклассник по правилам должен закончить делать уроки до четырёх часов дня. Часто это нереально. У нас, например, школа предполагает, что дети там - до 15.00. До 16 Петя тоже с уроками не успевает. Понятно, что корректировки будут, но не надо откладывать это до шести вечера. А уж делать уроки поздно вечером в машине… Тут без - комментариев. 

Фото автора. Уроки лучше делать в одно и то же время. Установить чёткую последовательность действий, например, после школы прогулялись, ребёнок вымыл руки, переоделся, перекусил, если нет полдника в школе, сел заниматься
Фото автора. Уроки лучше делать в одно и то же время. Установить чёткую последовательность действий, например, после школы прогулялись, ребёнок вымыл руки, переоделся, перекусил, если нет полдника в школе, сел заниматься

6.Сто кружков - тема отдельная. Они первокласснику не нужны, как не нужны и новые кружки в период адаптации к школе. Уже на первом собрании учителя поднимают вопрос, что дети не делают домашнее задание, на которое нужно 15 минут, потому что не успевают, ведь у них - музыка, танцы, большой теннис и английский. Начальная школа - это база. Даже если ребёнок будет звездой балета, без тех знаний, что он получит в первые 3-4 года ему не обойтись. Ну не может в начальной школе быть предлогов для невыполнения домашней работы! И тут именно родителям надо свои амбиции по поводу внешкольной занятости детей поумерить, если эта занятость явно мешает. Петя летом сам заикался о том, что хочет учиться танцевать. Но не время сейчас ему устраивать ещё одну адаптацию к новому коллективу. К тому же, танцы начинаются в 16, это значит, что из школы надо бежать сразу туда, уроки сделать не успеет, будет делать поздно и совсем уставший. Нет. Обойдёмся пока без танцев. 

Фото автора. Не стоит прямо со второго сентября превращать жизнь первоклассника в ночной кошмар
Фото автора. Не стоит прямо со второго сентября превращать жизнь первоклассника в ночной кошмар

7.Очень важно помнить о том, что от родительского отношения к школе, к происходящему там, к тому, как ребёнок справляется, напрямую зависит и отношение ребёнка ко всему этому. В садике, чтобы получить похвалу, надо хорошо себя вести, громко читать стихи на празднике и поделки приносить (очень упрощенно, но все же). В школе на ребёнка обрушиваются сотни критериев оценки. Хоть сами оценки сейчас в первом классе и не ставят, но, как говорится, всем все понятно. Надо ориентироваться в школе, быстро переодеваться на физкультуру и есть в столовой, не терять канцелярские принадлежности и домашнюю работу, помнить, какой урок и что для него нужно, красиво выводить буквы, быстро считать, проявлять активность. Если родители начинают концентрироваться на неуспехах и постоянно за них выговаривать, ребёнок, который и без того в стрессе, быстро поверит в свою неуспешность. Зависнет в этом состоянии. А мотивация у младших школьников проста: я делаю, у меня получается и меня хвалят, я верю в себя, делаю больше и лучше. Делаю, не хвалят - не верю в себя, начинаю уклоняться от того, что мне неприятно. А вечное ощущение неуспеха и тревоги - это полный дисбаланс, дезорганизация всей деятельности. Нельзя демонстрировать академический успех в вечном состоянии стресса. 

Фото автора. Первый класс - это история о том, как навалилось все и сразу
Фото автора. Первый класс - это история о том, как навалилось все и сразу

8.Фиксируем все положительное, что связано со школой и закрепляем это. То, что школа - это серьёзная работа над собой каждый ребёнок понимает, не стоит лишний раз нагнетать. Лучше закрепляйте положительное. Находим самую красивую букву или цифру, вместе радуемся новым урокам в расписании. Можно отметить первую заданную домашнюю работу. Договориться, что по пятницам, когда задания нет, сходите в кафе, которое выберет ребёнок. Вместе выбирайте новые интересные книги или настольные игры. 

Фото автора. Отмечаем первую заданную домашнюю работу
Фото автора. Отмечаем первую заданную домашнюю работу

9.Уберите те источники стресса, которые можно убрать. Сколько нервов и скандалов из-за потерянной канцелярии. Помогите детям! Потери неизбежно будут на первом этапе. У Пети - просто огромная папка для ИЗО и технологии. Мне кажется, я бы сама половину растеряла в первую неделю. Там к обычному набору из цветной бумаги, карандашей, красок и пластилина полагается ещё сто видов кистей, гелевые ручки, текстовыделители и прочее. Как минимизировать потери?

Во-первых, показать ребёнку все купленное заранее. Представляете, вы купили новую папку, новые карандаши и линейки, вообще, все новое. Принесли это в школу, только там ребёнок все это впервые увидел (как говорят учителя, некоторые дети на уроке все видят впервые, потом отказываются от своих вещей).

Во-вторых, подпишите все. Вообще, все. Даже если ребёнок хорошо знает свои вещи, их можно уронить, оставить, свои карандаши перемешать с чужими, сосед по парте может собрать все к себе. Купите перманентный маркер и подпишите каждую вещь, даже карандаши (каждый карандаш) и ножницы. Невероятно облегчает жизнь. Но при этом лучше иметь дома базовый запас самых теряемых вещей вроде карандашей, ластиков и кисточек. На рюкзак прикрепите что-то индивидуальное. У Петиного одноклассника -точно такой же рюкзак, эксцессов не было потому, что на Петином - брелок.

Фото автора. Подписанная вещь моментально вернётся к владельцу. Не нужно тратить время и нервы на поиски
Фото автора. Подписанная вещь моментально вернётся к владельцу. Не нужно тратить время и нервы на поиски

Другой вечный источник скандалов - одежда. Если есть требования, что в школе должны быть только светлые рубашки, то даже при супер-аккуратном ребёнке в первом классе будет схема «одна рубашка - один день». Потому что ребёнок возит рукавами по парте и после уроков рубашка уже несвежая. А ещё одноклассник может пролить компот не на себя, а на соседа. Почему-то на эту тему всегда очень бурно высказываются в сети в духе «ой, а как мы жили с одним комплектом школьной формы». Честно?! В стрессе! Кто-то может ничего и не помнит, но я, будучи невероятно аккуратной, пострадала один раз от неаккуратности девочки, сидевшей передо мной. Она все время вертелась, как-то раз резко повернулась, пролила на меня мой же клей, стоящий на парте на уроке труда. А ругали дома меня. Значит, не там и не так клей поставила! Понимаю, что от бессилия ругали - как выстирать и высушить шерстяное платье и фартук холодным осенним днём, когда ещё нет отопления? Но не нужно создавать дополнительные условия для стресса и себе, и детям. Рубашка, выстиранная сегодня, сейчас до завтра не высохнет - холодно и влажно дома. Да и стирать/гладить каждый вечер - так себе удовольствие. 3-4 рубашки или лонгслива на неделю спасут нервы и отношения.

Фото автора. В первые дни я поняла, что даже не поло, а самый обычный лонгслив - это вещь номер один по удобству для первоклассника
Фото автора. В первые дни я поняла, что даже не поло, а самый обычный лонгслив - это вещь номер один по удобству для первоклассника

В дни, когда физкультура, не нужна одежда, где сто пуговиц - времени на переодевание не так уж и много. Лонгслив плюс жилет или джемпер будут идеальным вариантом. Я вот поняла, что нужен ещё свитер обманка, потому что после дня в школе все первоклашки выходят к родителям с торчащими рубашками. Да, знаю, что мало одежды покупают не от хорошей жизни. Но докупить то, чего не достаёт можно сейчас. Недели в школе обычно достаточно, чтобы понять, что ещё нужно. Начинали учебный год мы с набором из двух рубашек (белая и голубая), лонгслива, жилета, кардигана и трёх брюк. Два дня назад я купила ещё один лонгслив, собираюсь заказать свитер-обманку. Уже есть скидки, поэтому взяла кардиган, жилет и два поло следующего размера. Маркетплейсы иногда предлагают цены лучше, чем магазины. Больше рубашек - это цена эмоционального комфорта в семье. Не надо этим пренебрегать.

Фото автора. Одежду тоже маркируем. У Пети в классе - 15 мальчиков, вполне может быть 15 одинаковых синих жилетов. Как их различать?
Фото автора. Одежду тоже маркируем. У Пети в классе - 15 мальчиков, вполне может быть 15 одинаковых синих жилетов. Как их различать?

10.Огромную поддержку оказывают книги о школе. Истории, где такие же ребята впервые идут в школу, привыкают, ошибаются, конфликтуют и заводят новых друзей, учатся учиться - это просто путеводная звезда для испуганного первоклашки! Мы читаем и художественные книги (перед сном сейчас - «Первоклассница» Шварца), и терапевтические в течение дня. Одна короткая история о том, как кто-то забыл записать задание, не доволен написанной буквой или поссорился с одноклассником - это тоже мощная поддержка. Ребёнок получает сигнал, что все происходящее с ним - норма, все дети, оказавшиеся в такой же ситуации, сталкиваются с аналогичными проблемами. 

Фото автора. Читаем сейчас ежедневно
Фото автора. Читаем сейчас ежедневно

Я знаю, что современный родитель зажат со всех сторон проблемами взрослой жизни. Работа, родительские обязанности, всех нужно успеть сначала развести, потом - забрать, да ещё и время уделить, уроки проконтролировать, накормить, собрать к следующему дню. Какие книги, прогулки и кафе?! Гонка на выживание. Но без нас дети не справятся. Им сейчас ещё сложнее. Увидеть их трудности, понять их, помочь преодолеть - это задача взрослого. К процессу адаптации можно и нужно подключать бабушек и дедушек, нянь, особенно если они на неделе забирают ребёнка и находятся с ним до прихода родителей. Ну и найти 15 минут на книгу или разговор по душам - это все же выполнимо. Как и выделить часть выходного под потребности первоклассника. 

Фото автора. Нелегко быть маленьким человеком в огромном мире. Но мы можем взять этого маленького человека за руку и пойти рядом…
Фото автора. Нелегко быть маленьким человеком в огромном мире. Но мы можем взять этого маленького человека за руку и пойти рядом…

Закончить же я хочу цитатой из книги «Первоклассница», написанной в 1947 году! Эти слова учительница адресовала родителям на первом собрании. Как видите, и в советское время, на которое сейчас очень любят ссылаться в плане «а вот тогда детей в школу отправляли и вообще не в курсе были, что там и как», учителя говорили о важности совместной работы родителей и школы, чтобы помочь детям адаптироваться! 

Сейчас - самое трудное время. Девочки только начинаются привыкать, приучаться к порядку. И ваша задача - помочь нам. В этом деле мелочей нет, все важно. 

Е. Шварц «Первоклассница»