Уже целую неделю первоклассники живут новой жизнью, имя которой - школа. Как бы не были готовы дети, адаптация в той или иной форме у них будет. Наша задача - быть рядом, включаться и помогать. По оценкам специалистов период приспособления ребёнка к школе может длиться от нескольких недель до 7 месяцев. Понятно, что эти цифры могут не иметь никакого отношения именно к вашему ребёнку, но взяты они не с потолка. На сроки адаптации влияют разные факторы - школа и программа, темперамент ребёнка и его готовность к школе, атмосфера в семье, личность учителя. Как родители мы не можем повлиять на все, но помочь можем.
Как мы в состоянии помочь ребёнку побыстрее влиться в школьную жизнь?
- Понять, что те или иные адаптационные проявления - это норма. Мне в самом начале моего материнства больше всего помогала именно опора на знание, что определённые кризисные особенности каждого возраста - это нормально. Мне книги по психологии помогали именно этим. Смотришь на своего ребёнка, читаешь, что происходит с детьми в этом возрасте, понимаешь, что все штатно, ищешь варианты облегчить ситуацию. Если первоклассник через 5 дней не хочет подниматься утром или садиться за уроки, рано полагать, что это - проявление его неуспешности как ученика, и записывать его в дворники. Идёт естественная реакция организма на стресс, накапливается усталость.
2.Помнить, что посещение детсада не гарантирует полное отсутствие адаптации к школе. Да, сад очень помогает. Дети там научились жить по режиму и правилам, находиться в коллективе, выполнять требования взрослых. Но ведущая деятельность в детском саду все же была игровой, занятия занимали меньшую часть дня. Плюс режим детсадовца был организован так, чтобы дети не уставали - дневной сон, две прогулки. В школе режим интенсивный, вся деятельность - это занятия, требований много и они новые, коллектив тоже новый. Приспосабливаться надо сразу и ко всему. Дайте время, контролируйте то, что можете, конечно, ненавязчиво, давая ребёнку самостоятельность. У Пети за неделю был случай, когда он не сдал домашку утром (не услышал, что ее собирают), а вчера последним уроком была технология, нужно было принести картинки, выкладывая их из папки, он выложил задание на дом на парту и оставил его там. Папку он тоже уже пытался забыть в классе. Я теперь спрашиваю, сдано ли вчерашнее и взято ли сегодняшнее. Вопросы строю по-разному. Сначала спрашивала прямо, потом спрашивала, проверил ли папку, сегодня утром спросила, что надо вспомнить, когда уходишь из школы - уже ответил, что проверить папку. То есть, мы постепенно отходим, давая ребёнку больше пространства для ответственности и самостоятельности, но сразу устранятся не стоит.
3.Настраивайте режим. Да, летом возможны сбои. Но сейчас жизненно важно вовремя ложиться, конечно, у ребёнка может быть ощущение, что он не доиграл, мало получил свободного времени, могут возникать споры на этой почве по поводу отхода ко сну. Вводите приятные ритуалы. Я обещаю почитать чуть больше перед сном, Петя бежит в кровать вприпрыжку. Кому-то разговоры о прошедшем дне помогут, надо смотреть по ребёнку.
4.Перед тем, как сесть за уроки, лучше побыть на воздухе. Если есть возможность идти из школы пешком, надо ей пользоваться. В любую погоду, если это не ураган со шквальным ветром и не минус 40. Проветрить голову, подвигаться - это очень важно!
5.Не откладывайте уроки на вечер. Это - одна из проблем современного ребёнка. Жизнь в большом городе - это вечная гонка, стресс, пробки и сто кружков. Первоклассник по правилам должен закончить делать уроки до четырёх часов дня. Часто это нереально. У нас, например, школа предполагает, что дети там - до 15.00. До 16 Петя тоже с уроками не успевает. Понятно, что корректировки будут, но не надо откладывать это до шести вечера. А уж делать уроки поздно вечером в машине… Тут без - комментариев.
6.Сто кружков - тема отдельная. Они первокласснику не нужны, как не нужны и новые кружки в период адаптации к школе. Уже на первом собрании учителя поднимают вопрос, что дети не делают домашнее задание, на которое нужно 15 минут, потому что не успевают, ведь у них - музыка, танцы, большой теннис и английский. Начальная школа - это база. Даже если ребёнок будет звездой балета, без тех знаний, что он получит в первые 3-4 года ему не обойтись. Ну не может в начальной школе быть предлогов для невыполнения домашней работы! И тут именно родителям надо свои амбиции по поводу внешкольной занятости детей поумерить, если эта занятость явно мешает. Петя летом сам заикался о том, что хочет учиться танцевать. Но не время сейчас ему устраивать ещё одну адаптацию к новому коллективу. К тому же, танцы начинаются в 16, это значит, что из школы надо бежать сразу туда, уроки сделать не успеет, будет делать поздно и совсем уставший. Нет. Обойдёмся пока без танцев.
7.Очень важно помнить о том, что от родительского отношения к школе, к происходящему там, к тому, как ребёнок справляется, напрямую зависит и отношение ребёнка ко всему этому. В садике, чтобы получить похвалу, надо хорошо себя вести, громко читать стихи на празднике и поделки приносить (очень упрощенно, но все же). В школе на ребёнка обрушиваются сотни критериев оценки. Хоть сами оценки сейчас в первом классе и не ставят, но, как говорится, всем все понятно. Надо ориентироваться в школе, быстро переодеваться на физкультуру и есть в столовой, не терять канцелярские принадлежности и домашнюю работу, помнить, какой урок и что для него нужно, красиво выводить буквы, быстро считать, проявлять активность. Если родители начинают концентрироваться на неуспехах и постоянно за них выговаривать, ребёнок, который и без того в стрессе, быстро поверит в свою неуспешность. Зависнет в этом состоянии. А мотивация у младших школьников проста: я делаю, у меня получается и меня хвалят, я верю в себя, делаю больше и лучше. Делаю, не хвалят - не верю в себя, начинаю уклоняться от того, что мне неприятно. А вечное ощущение неуспеха и тревоги - это полный дисбаланс, дезорганизация всей деятельности. Нельзя демонстрировать академический успех в вечном состоянии стресса.
8.Фиксируем все положительное, что связано со школой и закрепляем это. То, что школа - это серьёзная работа над собой каждый ребёнок понимает, не стоит лишний раз нагнетать. Лучше закрепляйте положительное. Находим самую красивую букву или цифру, вместе радуемся новым урокам в расписании. Можно отметить первую заданную домашнюю работу. Договориться, что по пятницам, когда задания нет, сходите в кафе, которое выберет ребёнок. Вместе выбирайте новые интересные книги или настольные игры.
9.Уберите те источники стресса, которые можно убрать. Сколько нервов и скандалов из-за потерянной канцелярии. Помогите детям! Потери неизбежно будут на первом этапе. У Пети - просто огромная папка для ИЗО и технологии. Мне кажется, я бы сама половину растеряла в первую неделю. Там к обычному набору из цветной бумаги, карандашей, красок и пластилина полагается ещё сто видов кистей, гелевые ручки, текстовыделители и прочее. Как минимизировать потери?
Во-первых, показать ребёнку все купленное заранее. Представляете, вы купили новую папку, новые карандаши и линейки, вообще, все новое. Принесли это в школу, только там ребёнок все это впервые увидел (как говорят учителя, некоторые дети на уроке все видят впервые, потом отказываются от своих вещей).
Во-вторых, подпишите все. Вообще, все. Даже если ребёнок хорошо знает свои вещи, их можно уронить, оставить, свои карандаши перемешать с чужими, сосед по парте может собрать все к себе. Купите перманентный маркер и подпишите каждую вещь, даже карандаши (каждый карандаш) и ножницы. Невероятно облегчает жизнь. Но при этом лучше иметь дома базовый запас самых теряемых вещей вроде карандашей, ластиков и кисточек. На рюкзак прикрепите что-то индивидуальное. У Петиного одноклассника -точно такой же рюкзак, эксцессов не было потому, что на Петином - брелок.
Другой вечный источник скандалов - одежда. Если есть требования, что в школе должны быть только светлые рубашки, то даже при супер-аккуратном ребёнке в первом классе будет схема «одна рубашка - один день». Потому что ребёнок возит рукавами по парте и после уроков рубашка уже несвежая. А ещё одноклассник может пролить компот не на себя, а на соседа. Почему-то на эту тему всегда очень бурно высказываются в сети в духе «ой, а как мы жили с одним комплектом школьной формы». Честно?! В стрессе! Кто-то может ничего и не помнит, но я, будучи невероятно аккуратной, пострадала один раз от неаккуратности девочки, сидевшей передо мной. Она все время вертелась, как-то раз резко повернулась, пролила на меня мой же клей, стоящий на парте на уроке труда. А ругали дома меня. Значит, не там и не так клей поставила! Понимаю, что от бессилия ругали - как выстирать и высушить шерстяное платье и фартук холодным осенним днём, когда ещё нет отопления? Но не нужно создавать дополнительные условия для стресса и себе, и детям. Рубашка, выстиранная сегодня, сейчас до завтра не высохнет - холодно и влажно дома. Да и стирать/гладить каждый вечер - так себе удовольствие. 3-4 рубашки или лонгслива на неделю спасут нервы и отношения.
В дни, когда физкультура, не нужна одежда, где сто пуговиц - времени на переодевание не так уж и много. Лонгслив плюс жилет или джемпер будут идеальным вариантом. Я вот поняла, что нужен ещё свитер обманка, потому что после дня в школе все первоклашки выходят к родителям с торчащими рубашками. Да, знаю, что мало одежды покупают не от хорошей жизни. Но докупить то, чего не достаёт можно сейчас. Недели в школе обычно достаточно, чтобы понять, что ещё нужно. Начинали учебный год мы с набором из двух рубашек (белая и голубая), лонгслива, жилета, кардигана и трёх брюк. Два дня назад я купила ещё один лонгслив, собираюсь заказать свитер-обманку. Уже есть скидки, поэтому взяла кардиган, жилет и два поло следующего размера. Маркетплейсы иногда предлагают цены лучше, чем магазины. Больше рубашек - это цена эмоционального комфорта в семье. Не надо этим пренебрегать.
10.Огромную поддержку оказывают книги о школе. Истории, где такие же ребята впервые идут в школу, привыкают, ошибаются, конфликтуют и заводят новых друзей, учатся учиться - это просто путеводная звезда для испуганного первоклашки! Мы читаем и художественные книги (перед сном сейчас - «Первоклассница» Шварца), и терапевтические в течение дня. Одна короткая история о том, как кто-то забыл записать задание, не доволен написанной буквой или поссорился с одноклассником - это тоже мощная поддержка. Ребёнок получает сигнал, что все происходящее с ним - норма, все дети, оказавшиеся в такой же ситуации, сталкиваются с аналогичными проблемами.
Я знаю, что современный родитель зажат со всех сторон проблемами взрослой жизни. Работа, родительские обязанности, всех нужно успеть сначала развести, потом - забрать, да ещё и время уделить, уроки проконтролировать, накормить, собрать к следующему дню. Какие книги, прогулки и кафе?! Гонка на выживание. Но без нас дети не справятся. Им сейчас ещё сложнее. Увидеть их трудности, понять их, помочь преодолеть - это задача взрослого. К процессу адаптации можно и нужно подключать бабушек и дедушек, нянь, особенно если они на неделе забирают ребёнка и находятся с ним до прихода родителей. Ну и найти 15 минут на книгу или разговор по душам - это все же выполнимо. Как и выделить часть выходного под потребности первоклассника.
Закончить же я хочу цитатой из книги «Первоклассница», написанной в 1947 году! Эти слова учительница адресовала родителям на первом собрании. Как видите, и в советское время, на которое сейчас очень любят ссылаться в плане «а вот тогда детей в школу отправляли и вообще не в курсе были, что там и как», учителя говорили о важности совместной работы родителей и школы, чтобы помочь детям адаптироваться!
Сейчас - самое трудное время. Девочки только начинаются привыкать, приучаться к порядку. И ваша задача - помочь нам. В этом деле мелочей нет, все важно.
Е. Шварц «Первоклассница»