Найти тему
культшпаргалка

Надежда фон Мекк и Чайковский Часть 3: точка божества

Оглавление

Итак, после короткого периода деловой переписки между Чайковским и Надеждой Филаретовной фон Мекк она попросила разрешения писать ему "просто так".

____________________________________________________________________________________

Это продолжении истории об отношениях Чайковского и Надежды фон Мекк. Первая и вторая части здесь 👇

___________________________________________________________________________________

Предел гения

Трудно сказать, насколько увлекала Чайковского перспектива регулярного эпистолярного общения с малознакомым человеком. Но, конечно, на него сильное впечатление произвело то, что этот человек так сильно, до одержимости увлечён его музыкой:

«Это последнее слово искусства, дальше этого нет дороги, это предел гения, это венец торжества, это точка божества, за неё можно отдать душу, потерять ум, и ничего не будет жаль…»

Эти слова Надежды Филаретовны были крайне важны для Чайковского.

В то время, в середине 70-х годов, он ещё не имел статуса «великого» и часто бывал обруган критикой, в те времена довольно безапелляционной. К тому же ему были свойственны острые приступы самокритичности.

Поэтому восторг и безусловное преклонение умного, хорошо образованного и осведомлённого в искусстве человека, каким была Надежда Филаретовна, нужны были Чайковскому как живая вода, возможно даже больше, чем деньги. Тем более, что каждое её слово было абсолютно искренним, её прямая натура лести и фальши не признавала в принципе.

Ответ Чайковского на первое письмо Надежды Филаретовны. 19 декабря 1876 года.
Ответ Чайковского на первое письмо Надежды Филаретовны. 19 декабря 1876 года.

И конечно же, он, «адски озабоченный» поиском способов вылезти из долгов, видел в миллионах Надежды Филаретовны перспективу финансового просвета.

Её состояние было на взгляд Чайковского, получавшего 200 рублей жалованья, космическим. Два огромных дома в Москве на Мясницкой и Рождественской (в 52 комнаты) с "роялями, органами, картинами, фарфорами и проч." были только малой частью того, чем она владела. От Николая Рубинштейна Чайковский знал, сколько денег она жертвовала на благотворительность, поддерживая Русское музыкальное общество, Московскую консерваторию и нуждавшихся музыкантов и художников.

Поэтому в первые месяцы их общения он решился просить у неё в долг крупные суммы, и она трижды не только давала ему эти деньги сразу же и без обязательств возврата, но ещё и горячо благодарила его за доверие. Чайковский был буквально ошарашен и сильно вдохновлён её добротой.

На этих дрожжах и росли его чувства к ней.

Её любовь

Что касается Надежды Филаретовны, то с первых же строк, написанных рукой Чайковского, она убедилась в том, что не обманулась в своих ожиданиях.

Её кумир оказался прелестным, тёплым, умным и сердечным человеком, а главное - абсолютно близким по духу. Счастье общения с ним наполняло её эйфорией. Ожидание письма от него стало волнующей интригой каждого дня. И хотя первое время она ещё писала о том, что ей «мало лет остаётся провести на земле», что она «кончает жить», в её письмах хорошо видно, что жизнь для неё зажглось новым смыслом.

«…как будто весь мир просветлел для меня».
-2

Вряд ли можно сказать точно, что составляло природу её любви. Слишком необычной натурой была Надежда Филаретовна, и слишком непростой жизненный опыт был за её плечами. Всю свою сознательную жизнь она прожила в тисках необходимости и долга. А единственная попытка к побегу – её роман с Иолшиным – вряд ли принесла ей много счастья.

И когда она, наученная горьким опытом, и оберегая себя от новых разочарований, организовала этот виртуальный, тщательно укрытый от чужих глаз роман и отомкнула свои внутренние замки, лавина её чувств к Чайковскому сломала все перегородки, которыми мы обычно отделяем одну разновидность любви от другой.

Тут смешалось всё: и отсроченная на тридцать лет первая романтическая влюблённость, и предзакатная, горькая последняя любовь, и всепрощающее материнское чувство, и самая преданная дружба, и почти религиозное поклонение гению, и огонь физической страсти, и муки ревности.

Кстати, она не признавала платонической любви и писала Чайковскому о том, что любящий человек любит всем своим существом – духовным и физическим.

Но всё же главный нерв её отношения к Чайковскому был в плоскости идеальных материй. Его может понять только тот, кто хоть раз в жизни пережил внутреннее потрясение от музыки, преображающее на время тебя самого и мир вокруг. Именно сильнейшее духовное наслаждение, которое давала ей музыка Чайковского, было источником и надёжной скрепой всех её противоречивых чувств.

Переломным моментом в их переписке стала внезапная женитьба Чайковского. Она крепко затянула узел её отношений с Чайковским.

Дело было так.

Его женитьба

Спустя полгода после начала их переписки Чайковский вдруг исчез из поля зрения Надежды Филаретовны на целый месяц. На её нежное письмо с вопросом «расскажите, Пётр Ильич, что вы поделываете в деревне», она получила от него шокирующий ответ:

«Прежде всего скажу Вам, что я самым неожиданным образом сделался женихом».

Дальше шёл совершенно невразумительный рассказ о том, что он должен жениться на одной малознакомой ему девушке, которую не любит, и он ей так прямо и сказал, но эта девушка так сильно хочет выйти за него замуж, что как бы чего не вышло, если он ей откажет. Поэтому он как благородный человек… и так далее.

Об истории этой совершенно нелепой женитьбы Чайковского нужно сказать несколько слов, чтобы был ясен дальнейший ход событий.

-3

Чайковский женился в полной тайне от всех (даже от членов своей семьи, в курсе был только один из его братьев) в июле 1877 года на девушке к которой не испытывал ни малейшей симпатии и вообще был едва с ней знаком (она когда-то училась в консерватории). Девушку звали Антонина Милюкова. Мотивы этого поступка довольно туманны, и немного позже Чайковский напишет фон Мекк:

«Это… для меня теперь непостижимо. На меня нашло какое-то безумие».

Трогательное письмо от Антонины Милюковой с признаниями в любви, полученное Чайковским в мае, роковым для него образом наложилось сразу на несколько обстоятельств его жизни.

В это время он хотел найти какую-то личную точку опоры в чужой ему Москве, избавиться, наконец, от дурных интимных привычек или хотя бы затормозить своей женитьбой расползающиеся слухи, а также угодить любимому отцу, мечтавшему, чтобы его Петя остепенился и вступил в брак.

Чайковскому казалось, что женитьба решит сразу все его проблемы, и Антонина Милюкова с её признанием в любви показалась ему подходящим вариантом по принципу "а почему бы и нет".

Кроме того, в это время он с головой был погружён в сочинение оперы «Евгений Онегин», и образ бедной Тани Лариной, пишущей любовное письмо Онегину, вероятно, как-то пересёкся в его сознании с реальной ситуацией.

Не приходится сомневаться в том, что новость о женитьбе её кумира стала для Надежды Филаретовны ужасным громом среди ясного неба. Однако это событие стало также триггером для нового поворота в их отношениях. В том числе и финансовых.

Продолжение здесь 👇

Предыдущие части этой истории можно прочитать здесь 👇

Всё о Чайковском 👉здесь.

Спасибо за лайки и комментарии! 🌺