Нет, слова эти начались отнюдь не со Шнура, и даже не от "Интервенции". Был такой Саша Макаров, выступавший с цыганскими ансамблями в качестве пианиста (в эмиграции сменил инструмент и прославился как гитарист-виртуоз). Он и сочинил романс "Вы просите песен - их нет у меня!" Но в нашем случае, мы смотрим персонажа, который сказал эти слова в фильме "Интервенция". Точнее продолжаем смотреть его судьбу. Начало здесь
Вот честное слово, тот сопливый образ, что показан В "Жизни и приключениях Мишки Япончика", ни уважения, ни понимания (лично у меня) не вызывает, Да и от реальности он очень далек.
"Так вот, дали ему год, отсидел он полгода и шесть месяцев, и вышел досрочно". Дык, если бы год, так все бы ничего. Дали Михаилу Винницкому 12 лет каторги.
Принято писать о том, что "Однако Мишка быстро нашел выход из создавшегося положения, он оказался на свободе, заплатил другому человеку, который согласился отсидеть за него положенный срок. Мол, обман вскрылся, но было поздно...
Господа, о чем Вы? Человек сел в 17 лет, по ПОЛИТИЧЕСКОЙ статье, и "отмотал" без малого 10 лет, причем, часть срока на Нерчинской каторге, где пересекся с другой "легендой" Г.И.Котовским ( о нем отдельный рассказ).
Мойше-Яков Винницкий стал одним из "керенских птенцов", получив свободу в 1917-м, после февральской революции. Ви шо-таки думаете, шо после "перевоспитания каторгой" он стал приличным гражданином? Да, щаз! Хотя...
В начале марта 1917 года революция открыла двери тюрем перед "политическими", реабилитировав в том числе и анархистов. Возвращаясь с каторги, Япончик "гостил" в Москве, у тамошних анархистов потом, заехал в Петроград и, наконец, в июле 1917 года возвратился в Одессу.
Сентябрь 1917-го в Одессе знаменателен невиданным разгулом преступности. Городские газеты того времени ежедневно фиксировали до пяти убийств и до тридцати вооруженных ограблений. Одессу сотрясали постоянные перестрелки между бандами гайдамаков ( сторонников Центральной Рады), дезертиров, местных налетчиков, и одесской полицией. Бандиты врывались в квартиры одесситов и совершали "реквизиции". Временное правительство оказалось настолько "временным", что фактически с первых дней утратило власть в стране.
Сенсацией стало вооруженное нападение Банды Мишки-Япончика на Румынский игорный клуб. Принято писать о том, что "Под видом революционных солдат и матросов "люди" Япончика ворвались в клуб и, угрожая оружием, забрали с кона 100 тысяч рублей и еще 200 тысяч – из карманов посетителей". Ну, как сказать... В его банде были и бывшие солдаты, и "морЯки" и лозунги были "левые". (Экспроприируем у экспроприаторов!). Просто это было совсем не то, о чем говорил дедушка Ленин. Поэтому, вполне понятно, почему в советское время от его личности старались дистанцироваться. Писалось: "Свои действия по "изъятию ценностей у буржуазии" Япончик приукрашивал рассуждениями об эксплуатации еврейского пролетариата. В то же время есть свидетельства о том, что Моисей Винницкий стал вкладывать "грязные" деньги в дело. Он активно преумножает свой капитал, контролируя торговлю ворованными вещами и одесскую "толкучку", наркобизнес и торговлю "живым товаром". Япончик даже имел свой ресторан "Монте-Карло" на воспетой в песнях улице Мясоедовской № 6 и кинотеатр "Корсо" по улице Торговой. Он был держателем одесского воровского "общака", который только в 1917 году стал создаваться ворами Одессы".
Подтвердить, или опровергнуть сей факт сложно (за отсутствием документов), но, вспомните, "лихие 90-е" у крымских бандюков была и своя партия, и своя идеология... (ладно, не об этом сегодня говорим, не об этом...).
В современном фильме (не в "Интервенции"), у Япончика есть брат с "правильными понятиями". Это как раз, скорее всего, его старший Абрам, который пытался увести Мойше-Якова с "кривой" дорожки.
Но, у него было "свое" видение революции, вынесенное из "лихих нулевых" годов ХХ века. Для успешной легализации Япончик использовал свое "революционное прошлое" и опыт. Он организует вооруженную Еврейскую революционную дружину самообороны, "на случай погромов". Отряд тогда насчитывал 100-120 человек, вооруженных винтовками и револьверами, при двух пулеметах.
Описывать события того периода: "винный бунт", войну между бандами, войну между гайдамаками и анархистами и.т.д. слишком долго (можно будет потом вернуться к рассказу). В середине ноября Япончик инспирировал бунт в Одесской тюрьме. Заключенные, вырвавшись из бани, напали на стражников и, обезоружив их, открыли камеры и ворота тюрьмы. Во время бунта было убито шесть человек, бежало 50 опасных рецидивистов, которые влились в банду Япончика.
При все том, что о нем рассказывают, в это время Япончик призвал бандитов Одессы не грабить рабочих, а "перенести свою деятельность в центральные, буржуазные кварталы". Один грабитель даже был убит "людьми" Япончика за ограбление рабочих.
Второе, что можно отметить: во всех боях дружина Винницкого выступала на стороне "красных". Кстати уже тогда Одесса показала свою "политическую ориентацию"
Против власти Центральной Рады "единым фронтом" выступили русские патриоты, интернационалисты-большевики, эсеры, анархисты, меньшевики, лидеры "бандитского мира" и профсоюзов. В городе насчитывалось только 3-4 тысячи гайдамаков, верных Центральной Раде, а силы "антиукраинской оппозиции" составляли около 7 тысяч красногвардейцев, дружинников, солдат и матросов Черноморского флота.
5 января 1918 года Одесса осталась без света, так как забастовали рабочие электростанции. В эти дни банда Япончика, пользуясь ситуацией, "погуляла" по буржуазным кварталам.
Уже через 10 дней в Одессе начались уличные бои, названные позже "одесским Октябрем". Около 130 человек, с обеих сторон, погибли, а более 300 были ранены. Каждая из сторон защищала "светлое будущее народа". Дружина Япончика приняла участие в уличных боях за Молдаванку, вокзал, Штаб округа вместе с подобными формированиями большевиков, анархистов, левых эсеров.
После победы над "украинцами" в Одессе была провозглашена Одесская советская республика со своим правительством – Совнаркомом. Еврейская боевая дружина Япончика вошла в состав Одесской советской армии как резерв правительства и командования и была переведена на государственное содержание. М. Винницкий после "одесского Октября" стал известным и "славным" революционером. Он был "вхож" к руководству красной Одессы – к Муравьеву, Юдовскому, Мизикевичу.
Об этом как-то забывают, изображая "короля", гангстера, делая упор на криминальных делах Мойше-Якова Вольфовича Винницкого
А, потом случилась интервенция...
И, началось самое интересное.