Доброго времени суток. Третья часть похождений Би-Джея завершилась, и у меня остались очень спорные чувства. Если проходить игру один раз, то это в основном положительные эмоции, чувствуется масштабность, вариативность... Но, чем чаще проходишь игру (особенно для получения достижения «Майн Лебен!»), тем больше проблем находишь. Сегодня разберёмся, почему так получилось, и что портит игровой опыт.
Здесь будет много спойлеров и разбора механик. Если ты не играл в Wolfenstein II, но планируешь, можешь прочитать заключение, и вернуться сюда после первого прохождения.
Визуал
Первое, на что ты обращаешь внимание в игре – это визуал. Красивые и продуманные локации, разнообразные враги, множество мест для взаимодействия. И вроде бы всё хорошо... пока не начинаешь приглядываться. Задники оказываются пустые, а локации не такие уж и вариативные. Визуальные подсказки (Например, всеми любимые красные бочки), которые есть во всех играх, здесь не работают. Есть много предметов, которые можно сломать, и они выделены жёлтым цветом, но каждый из этих предметов ломается по-разному. Что-то можно сломать Силовой скобой, что-то открывается топориком, другое нужно испепелять «Лазеркрафтверком».
На Венере есть белые квадратные ящики. Как выяснилось, одни можно разбивать Силовой скобой, другие разрушаются бронебойными снарядами, и в них часто находятся патроны или аптечка. То есть, если игрок не разрушает локацию до основания, он может остаться без патронов. Венера, в принципе, странный уровень. Много механик вводится и используется только там. Ощущение, что этим уровнем занималась сторонняя команда.
Вариативность
Большая ветка навыков, которая позволяет подстроить игру под свой стиль... на деле можно пройти всю игру с 0 уровнем перков, особой разницы не почувствуешь. Хочешь быть скрытным убийцей и пройти все локации, не подняв тревогу? Игра не позволит. В обязательном порядке у тебя будет минимум 5 боёв на закрытой арене (включая финальную затяжную волну). Если будешь проходить уровни преимущественно скрытно, то в боевых зонах у тебя будут проблемы, потому что герой не получил необходимых бонусов (хоть они и незначительны).
Огромное разнообразие оружия... но, на деле нам нужен лишь Пистолет для скрытных уровней и «Штурмгевер» с бронебойными патронами для всего остального. У остального оружия слишком много проблем, и оно не столь универсально, а бои заставляют адаптироваться прямо на поле.
Потратив более 50 часов, уже из скуки начинал пользоваться другим оружием. Дробовик «Шокхаммер» с улучшением «Рикошет» хорошо себя показывает в зданиях, где враги прячутся за каждым углом, а любая шальная ракета отправит тебя к старту игры. Но на открытой местности он не оправдывает себя, а на высоких сложностях к врагу вплотную не подойти.
Есть ещё боевой пистолет (ракетница). Патронов мало и открывается ближе к концу игры... И вроде бы это должно быть очень мощное оружие, которое поможет перевернуть сражение. На самом деле это бесполезное оружие, которое поможет только нас убить. На большого робота потратил 12 выстрелов и даже броню ему не снял (Лазеркрафтверк, например, уничтожит робота за 3 выстрела,а от Штурмгевера потребуется всего 1 обойма).
Стартовый выбор (Фергус или Вайат) тоже заранее решён без нас. «Лазеркрафтверк» (линия Фергуса) банально сильнее и практичнее. При правильном использовании, можно не узнать, насколько опасны большие роботы (они просто не успеют ничего показать).
Огромные локации на самом деле линейные и простые. В середине игры нам дают одно из трёх усилений на выбор, которые по идее должны открывать другие территории, позволяя получать новый опыт при каждом прохождении. Но, в любое место в игре можно попасть, используя одно из этих приспособлений (есть одно исключение, но там секретная локация, так что не считается). Какое усиление брать? Определённо Ходули, потому что так у нас добавляется 100 здоровья, что поможет пережить многие перестрелки. Можно, конечно, попробовать собрать полный комплект, но игра не такая долгая, чтобы ты полностью реализовал весь потенциал комбинаций.
Сюжет
При первом прохождении игра не даёт задуматься о происходящем. События продолжаются сразу после Wolfenstein: The New Order. Не успеваешь восстановиться после гранаты Черепа, а враги уже за соседней стеной. Приходится адаптироваться, помогать окружающим и находить новых союзников. Видеоряд позволяет немного отдохнуть и погрузиться в мир игры...
20 минут вступительного видеоряда, которые нельзя пропустить. Каждая твоя новая попытка будет начинаться с этого. Фраза отца Би-Джея «Ты даже не представляешь, как я страдаю» вызывает недоумение, ведь сейчас страдаешь только ты. Игра совершенно не рассчитана на многократное прохождение, потому что всё вокруг начинает сыпаться. Ты понимаешь, что игра начинается с того, что твои «друзья» привели врагов прямо к тебе в палату, и удивляются, что ты там делаешь. Вдобавок, они полгода жили на подлодке, не зная, что на ней ещё есть враги, и опять мы должны в одиночку решать эту проблему. Изначально весь сюжет двинулся благодаря случаю: Зигрун Энгель (дочь нашей основной цели) решила взбунтоваться, и спасти нас. В противном случае игра бы закончилась сразу после 20 минут вступления.
Бесполезные союзники
Мы прошли 2 части, стёрли с лица земли множество отрядов и зданий. В дополнениях показано, как индивиды в одиночку заходили куда и когда угодно и выходили победителями. Но при этом, мы снова одинокий воин, который сражаются против системы. Всё бы не так бросалось в глаза, если бы Би-Джей первую половину игры не говорил о том, что он старый и слабый, и не способен изменить мир. И всё равно, нас в одиночку посылают на самые разные миссии, когда на подлодке есть ещё куча людей.
В прошлых частях всё выглядело естественней. Сначала мы остались одни в замке Wolfenstein и пытались выжить. Но, нам помогали извне советами или «посылками». Игра приветствовала разные способы прохождения, позволяла наслаждаться выбранным стилем. Во 2 части мы обзавелись командой, которая, хоть и незаметно, но помогала Би-Джею. Чувствовалось, что на нас вся агрессия, а на них тактика и подготовка. В Wolfenstein II мы просто, как бесполезное мясо, бегаем и выполняем вообще всё.
Вот наглядный ежедневник от Би-Джея:
- Убить робота, который застрял в тире
- Очистить подлодку от оставшихся врагов
- Заправить самолёт
- Покормить свинью
- Сходить за ядерной бомбой
- Сходить в супер секретное место и установить ядерную бомбу
- Угнать поезд
- Слетать на Венеру, и вместо того, чтобы разнести всё там, просто взять коды доступа и улететь (интересно, что мешало поменять эти коды, после такого наглого вторжения)
- Сходить в гости к «друзьям» на 40 этаж в здание, где не работает лифт...
... и так далее. Я понимаю, когда, например говорят «Би-Джей, наши секретные записи украли, если будешь в том бункере, уничтожь пожалуйста все пластинки». Мы вроде как и не обязаны, но если по пути, почему бы и нет. Но в остальном кажется, что нас просто эксплуатируют, при этом нужных целей мы не добиваемся. Подожди, а целей в этот раз и нет. А какой итог? В 2019 выходит Wolfenstein: Youngblood, а значит, наши победы снова бесполезны и мир не изменился...
Обер-коменданты
Выглядит это интересно. Небольшие локации, на которых мы уже были снова заполнены врагами. Нужно с криком (или бесшумно) пройтись и уничтожить оставшихся офицеров. Но интересно лишь в первый раз. Перепроходя раз за разом, начинаешь задумываться о происходящем. Получается как – мы пришли, зачистили локацию, улетели... И туда опять заселились враги. Почему ничего не меняется? Лишь на некоторых уровнях заметны влияния нашего посещения (вроде заваренного входа).
Сами по себе Обер-коменданты не сбалансированы и находятся в конце линейного уровня. Они моментально реагируют на тебя (как и окружение), что делает практически невозможным скрытное прохождение. В руке у них боевой пистолет, который убивает одним патроном (даже если ракета просто взорвётся близко). Всё бы ладно, но для кодов Энигмы нам придётся ещё несколько раз проходить одни и те же локации.
Хороший пример в здесь же, это Боевой симулятор. Мы переигрываем пройденную зону, и это реализовано в установленных рамках. Мне кажется, нужно было Обер-комендантов тоже туда добавить, чтобы пройденный путь ощущался, а переигрывание уровней не вызывало вопросов.
Обрезанность локаций
Заметил этот момент только в дополнении. Пересекая определённый порог, враги из пройденной комнаты исчезают. В основной игре схожий принцип. Неважно, как ты нашумел, пройдя нужный порог, агрессия спадает. Начинаешь понимать, что уровень разбит на мелкие локации, которые живут независимо друг от друга, просто пропала загрузка между переходами. Из-за этого пропадает вся магия вовлечённости. Перестаёшь чувствовать масштабность и последствия своих действий. Можно часто эксплуатировать данную особенность. Тяжело пройти локацию, потому что там много летающих роботов? Просто кинь гранату, и они все прилетят на шум. Спокойно убей их и переступи порог. Система посчитает, что ничего не было, и ты можешь бесшумно двигаться к следующей контрольной точке.
Нечестные анимации
Вот ты убил одного врага, второго, бросил гранату, топорик... Слева от тебя появляется очередной противник, и он достаточно близко, можно даже не тратить на него патроны... И ты используешь анимацию быстрого убийства. Что делают остальные враги в этот момент? Верно, продолжают стрелять в тебя. Какой-то бонус к броне/здоровью мы не получаем, а значит, вероятность выжить в такой перестрелке стремится к нулю. Отменить или ускорить анимацию невозможно.
Был случай у меня: убил всех врагов на уровне и пошёл открывать дверь лифта. Анимация длится секунд 8, но этого хватило одному врагу (появившемуся из воздуха), чтобы убить меня (было полное здоровье и броня).
Добивания выглядят эффектно, но бесполезно. Мы тратим кучу времени и остаёмся беззащитны, по моему проще потратить 1 патрон в голову (врага). Но нужно прокачивать перки, поэтому игнорировать эту механику не получится, либо придётся злоупотреблять сохранениями.
Заключение
Игра супер, особенно если проходить подряд все части. Но это первая игра, в которой нужно не отвлекаться на побочки. Никаких записок, никаких дополнительных заданий, и никаких 100% в профиле. Тогда ты получишь самое лучшее впечатление от игры.
----------------------------------------------------------------------------------------
На этом у меня всё. Вся серия пройдена, правда, есть ещё Wolfenstein: Youngblood, но там нужен напарник, поэтому пока оставлю. Как и всегда, жду от тебя любой обратной связи, а если хочется что-то обсудить (в рамках статьи), то добро пожаловать в комментарии. Еще увидимся в новых и старых статьях.