Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

"Волга-Волга" и Дисней ехали на лодке

Оглавление

Сегодня поговорим о третьем по счету фильме Г. Александрова, который принято считать одним из самых русских и национальных, и разберемся, при чем тут Дисней

Плакат фильма
Плакат фильма

Чаплин и колхозные бюрократы

"Волга-Волга" вышла на советские экраны в 1938 году. По легенде такое название посоветовал Александрову Чарли Чаплин после того, как советский режиссер однажды исполнил для американского комика известную народную песню: "Из-за острова на стрежень".
Сюжет комедии основан почти на реальных событиях. Ещё во время съемок
"Весёлых ребят" Александров познакомился с одной талантливой колхозницей, которую бюрократ-председатель не отпускал на смотр художественной самодеятельности. Случай режиссеру запомнился и он решил создать картину, высмеивающую бюрократов.

Любимый фильм Сталина

Товарищ Сталин обожал "Волгу-Волгу" не меньше, чем "Весёлых ребят". Если первая по счету картина Александрова вождю просто нравилась, то третья была безупречной в идейном плане. Она отлично демонстрировала мощь советского государства, величие советской инженерной мысли, архитектуры и прочая, и прочая. Особенно сцены, где герои проплывают по одному из шлюзов канала им. Москвы, мимо белоснежных башен, увенчанных каравеллами, мимо гигантского памятника Ленину (изначально там был ещё и гигантский Сталин, но после XX съезда его вырезали), мимо ж/д моста, и швартуются возле Северного речного вокзала. Здесь нет джаза как в "Весёлых ребятах", только идеологически нейтральная музыка с симфоническим и фольклорным уклоном. Нет и многочисленных гэгов в духе Китона и Ллойда. "Волга-Волга" полностью советский по духу фильм без всякой безыдейной буржуазной эстетики. Не случайно одну копию картины Сталин подарил Ф. Рузвельту и американский президент даже смог верно истолковать слова песни:
"Америка России подарила пароход:
С носу пар, колесы сзади и ужасно тихий ход".
США в то время как раз не торопились с поставками по ленд-лизу.

Микки Маус на смотре самодеятельности

Но при чем тут, всё-таки, Дисней? Казалось бы, к моменту создания "Волги-Волги" Александров уже вполне освоил и осмыслил все приемы, подсмотренные им в Голливуде во время поездки в США с Эйзенштейном, и начал снимать свое, самобытное. Но... так ли это на самом деле?
Больше всего Григория Васильевича вдохновляло даже не голливудское кино 20-30-х, а диснеевская мультипликация тех же лет. Достаточно вспомнить очень узнаваемую корову с начальной заставки "Весёлых ребят". А если пересмотреть самые ранние чёрно-белые мультфильмы о приключениях Микки Мауса и его друзей, обнаружится немало параллелей и с "Волгой-Волгой и с другими фильмами Александрова. Взять например сцену, в которой "знающий все мели" лоцман отплясывает перед штурвалом, вертя его и так и этак. В одном из самых известных мультфильмов Диснея "Пароход Уилли" (Steamboat Willie, 1928) есть масса аналогий с тем, что происходит на "Севрюге" по пути на московский смотр самодеятельности.

Письмоносица и друзья Микки

Или эпизод в котором письмоносица Стрелка (Л. Орлова) убеждает товарища Бывалова (И. Ильинский) в том, что в городе Мелководске есть таланты, и чуть не сводит его с ума. Очень похожие танцы поваров и официантов с подбрасыванием бутербродов и бутылок есть в мультфильме "Вечеринка Вуппи" (Whoopie party, 1932). Там же есть сцена очень похожая на финал "Волги-Волги", где Стрелка и счетовод Трубышкин выясняют отношения под столом и в итоге его опрокидывают. Или другая сцена, где парусник "Лесоруб" обгоняет "американский" пароход "Севрюга" и команда последнего так поддает пару, что Стрелка и другие оказываются все перепачканы сажей. Примерно то же самое видим в мультфильме: "Микки, твой выход" (Mickey steps out, 1931". Там Плуто гоняется за кошкой по дому Минни и загоняет ее в печь. Печь взрывается и Минни с Микки становятся черными от сажи. Кстати, сломанные трубы "Севрюги" тоже оттуда.

Единственный органичный персонаж

Одним словом, аналогии можно находить до бесконечности.
По моему скромному мнению (которое я никому не хочу навязывать), "Волга-Волга не самая удачная работа Александрова. Не будь в этом фильме Игоря Ильинского, который почти целиком его и вытягивает, "Волгу-Волгу было бы совсем тоскливо смотреть. Товарищ Бывалов здесь единственный органичный персонаж. Кстати, и большинство шуток, ушедших в народ, произнесены в кадре именно Ильинским.
Особенно бледно на фоне органичного Бывалова выглядят письмоносица Стрелка и приверженец классической музыки счетовод Трубышкин. Они не избежали "болезни" большинства актеров раннего звукового кино: слишком уж они оба вычурны и театральны.

Одна из самых бурлескных лент

И кстати: встречаются в "Волге-Волге" заимствования не только у западных художников, но и у соотечественников. Вспомним сцену, где Орлова танцует перед Бываловым лезгинку, сделав себе усы из соломы. Этот прием уже использовала Янина Жеймо в фильме 1936 года "Леночка и виноград". Одним словом, как заметил однажды Вениамин Смехов, "Волга-Волга" - это "самопародия жанра и одна из самых бурлескных лент советского кино", хотя сам Александров вряд ли бы с этим согласился.

немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус