Как часто досужий вымысел мы принимаем за чистую монету. А потом он становится чуть ли не аксиомой, хотя если хоть чуть-чуть копнуть, то обнажится чистая, неприкрытая правда.
Так, многие воспринимают образ Уинстона Леонарда Спенсер-Черчилля исключительно с сигарой и стаканом коньяка в руках (многие считают, что он пил виски, но он любил именно коньяк, что интересно — армянский). При этом бывшему премьеру Великобритании приписываются какие-то волшебные свойства и врожденное могучее здоровье, которое позволило ему, никогда не занимаясь спортом, дожить до почтенного возраста в полном здравии, несмотря на многочисленные вредные привычки.
Однако самое поверхностное знакомство с анамнезом указывает на целый ворох болезней как приобретенных, так и наследственных.
Родился он недоношенным, семимесячным, что не помешало ему потом прожить 90 лет, несмотря на не самый здоровый образ жизни.
Вся династия Черчиллей страдала депрессивными отклонениями, вплоть до серьезных психических расстройств. Папа Черчилля умер в молодом возрасте от прогрессивного паралича, заразившись сифилисом. Старшая сестра страдала от маниакально-депрессивного психоза и покончила жизнь самоубийством. Младшая сестра была самой натуральной алкоголичкой.
Самого Уинстона еще со школьных времен регулярно били линейкой по рукам за неорганизованность. Он постоянно буянил, нарушал правила и страдал приступами гнева. В биографии Черчилля упоминается факт, что отец из-за посредственных успехов в учёбе махнул на него рукой, считая безнадёжным тупицей.
Несколько раз в жизни у Черчилля были длительные депрессивные периоды. Он отказывался от общения с людьми, не разговаривал и ничего не делал.
Его маниакальная любовь к алкоголю и сигарам объяснялась тем, что в этом он находил средство от постоянных депрессий. Черчилль употреблял иногда до литра коньяка в день, а десять сигар были дневной нормой. Личный запас сигар Уинстона Черчилля (к которым он пристрастился еще во время пребывания на Кубе в качестве военного корреспондента) в его особняке почти никогда не опускался менее цифры в несколько тысяч штук.
Рисованием картин он тоже занимался по совету врача в качестве медитативного лечения от депрессии.
К концу жизни у него были серьезные провалы в памяти и проблемы со слухом, что в итоге переросло в болезнь Альцгеймера. Приблизительно с 80-летнего возраста у Черчилля участились провалы в памяти, а последние пять-шесть лет он уже не узнавал даже своих близких друзей и родственников.
Так что, как ни крути, а вот Уинстона Черчилля приводить в качестве примера человека с богатырским здоровьем я бы не стал. Хоть он и дожил до весьма преклонного возраста, но здоровой и счастливой такую жизнь назвать невозможно.
Скорее, его можно воспринимать в качестве казуса или исключения, как человека с таким плохим здоровьем, наследственностью и многочисленными вредными привычками, умудрившегося при этом дожить до преклонного возраста.