Идея этого поста родилась после просмотра видео о праздновании 60-летия канадского бонсаиста Найджела Сондерса (Nigel Saunders, The Bonsai Zone). Одним из подарков была медная лейка, обозначенная в одном из комментариев «в стиле персонажа «Звездных войн» C-3PO». Найджел очень обрадовался презенту и продемонстрировал свой «фирменный» стиль полива деревьев одной рукой, что делал раньше со своей коллекцией пластиковых леек похожей конструкции. Несмотря на разные предположения (Haws из Великобритании, или испанская), юбиляру была преподнесена японская лейка корпорации Negishi Industry.
Что же это за лейки, когда они появились, и почему они так ценятся людьми, занимающимися бонсай?
Погружаясь в тему, я узнала, что современный термин «лейка» («watering can») впервые использовал в 1692 году в дневнике некий лорд Тимоти Джордж из Корнуолла (Великобритания), увлекающийся садоводством. Ранее употреблялся термин «watering pot» («поливочный горшок»).
И, соответственно, я узнала о некоторых технологиях полива, применявшихся ранее. Известная история поливочных горшков начинается с 79 года н.э., с серебряного горшка для воды, раскопанного на Вилле Папирусов в Геркулануме, который пострадал от извержения Везувия.
Впечатлили «поющие» средневековые глиняные горшки в форме колокольчика, которые садоводы использовали для полива растений собранной дождевой водой. При погружении сосуда в воду он наполнялся через отверстия в дне, а воздух с шумом выходил через горлышко. Чтобы перейти к поливу, нужно было зажать узкое горлышко пальцем (так, как мы делаем при чистке дна аквариума с помощью стеклянной трубочки), поместить горшок над растением и освободить горлышко. Вода начнет вытекать из нижних отверстий.
С глиняными горшками была связана еще одна тысячелетняя технология полива, возобновляемая сейчас, например, в США. В засушливых регионах дышащие тонкостенные глиняные сосуды погружали в почву, сажая вокруг них растения. Отыскивая воду, все растения тянулись корнями к горшку, через стенки которого просачивалась вода. Оставалось следить за наполненностью горшка.
Очевидно, что во всем мире для полива использовались по-разному называемые емкости: ведра, кадки, бидоны, кувшины и т.п. Они были сделаны из металла, дерева, керамики. В разных местах люди из опыта понимали, что снабжая такие емкости дополнительными ручками, отверстиями, трубочками и насадками, делают их более удобными и легкими в использовании. Кроме того, более совершенные инструменты позволяли экономить воду и беречь растения и почву вокруг них.
Интересно, что в XVIII веке лейки чаще делали из меди. Более легкая жесть в течение 300 лет была известна только в Австрии и Германии, технология попала в Англию в 1720 году, а массово стала использоваться в 1810 году, когда стала применяться в консервной промышленности.
Однако, массовая индустрия «watering can» началась в 1886 году, когда садовая лейка была запатентована британским изобретателем Джоном Хоусом (John Haws). Среди достоинств изобретения отмечалось, что поливочный горшок нового типа легче переносить и опрокидывать, он намного чище и удобнее в использовании. Лейки Haws и сейчас наиболее известны по всему миру, они до сих пор изготавливаются вручную. Их принципиальная конструкция была и остается настолько совершенной, что за 130 лет практически не изменилась, а конкуренты в первые годы существования не могли придумать ничего лучше и просто копировали модель.
Haws позиционирует себя как компания по производству садового инвентаря, а лейки Haws – как лейки для цветов. Можно встретить специальные лейки Haws для бонсай, но в основном они выполнены из оцинкованной стали.
Однако лейка для бонсай не могла родиться за пределами Японии. Только при выращивании деревьев в плошках требовалась такая скрупулёзность в поливе.
Более ста лет три поколения семьи Masakuni в Японии занимаются бонсай и производством инструментов для их создания. Начало этому положил Сичиносуке Кавасуми (Shichinosuke Kawasumi, 1880-1950), 1-й представитель династиии Masakuni. Он занимался производством ножниц медицинского назначения и экспериментировал с инструментами для аранжировки цветов. Основав свою компанию в 1919 году, мастер начал совместные исследования с господином Кюдзо Мурата (Mr. Kyuzo Murata, 1902-1991, питомник Kyuka-en, деревня Omiya). Кавасуми создал первые ножницы для бонсай и продолжил работу в направлении создания инструментов для бонсай. В технологии производства инструментов Masakuni используется известная традиция изготовления японских мечей, которая поддерживается современным научным контролем качества. При этом применяется даже микроскоп. Несколько инструментов Masakuni (кусачки, поворотный стол и домкраты) относятся по названию питомника к типу "Kyuka". Лейки и другие предметы Masakuni имеют статус профессиональных инструментов.
Упоминаемая выше компания Negishi была основана в 1944 году как бизнес по производству садовых инструментов из олова. Однако в марте 1966 года Negishi второго поколения помня о сообществе бонсай и используя знания, переданные от основателя, решил специализироваться на лейках, изготовленных из меди, латуни и нержавеющей стали.
Сейчас в Японии существует много фирм, конкурирующих в области инструментов для бонсай, в частности, леек. Например, компания Kaneshin основана в 1919 году и базируется в городе Секи, префектура Гифу, Япония.
Медные лейки для бонсай выпускает также японская компания Kikuwa, которая также специализируется на ручных латунных регулируемых клапаном насадках на шланг (поливочные палочки, «watering wand»). Kikuwa базируется в городе Сандзе, префектура Ниигата, Япония. Среди бонсаистов обсуждается также покупка леек Nobuichi.
Те, кто имеет сад, теплицу с большим количеством бонсай, да и других растений иногда удивляются, почему некоторые любители бонсай так стремятся заполучить эти легкие современные лейки с длинным носиком. И вопрос здесь не только в эстетике использования столь красивого предмета.
Да, при поливе громадного сада бонсай, крайне трудно обойтись без шланга. Но ставя задачу полива растений исключительно дождевой водой, практически не обойтись без лейки. Кроме того, существуют рекомендации не поливать все деревья разом, определяя, какие нуждаются в данный момент в поливе, а какие нет. Здесь точечный ручной полив очень кстати. Не обойтись без лейки и при внесении жидких удобрений и средств борьбы с вредителями. Длинный носик современной лейки для бонсай позволяет дотянуться до всех плошек, расставленных в саду, и ювелирно «нырять» под ветви растений, не нарушая их покой. Геометрия длинного носика и расположение его у дна лейки создает хорошее давление в дудке, а разнообразные – овальные и круглые, плоские и выпуклые, с различной частотой и размером отверстий, как правило, латунные насадки «розы» - регулировать напор и величину распыляемого облака брызг. Перевернутая вверх дном, «роза» дает «медленную воду» и позволяет, например, опрыскивать нижнюю сторону листьев деревьев, а установка «розы» отверстиями вниз дает более сильный напор воды. И, собственно, работа над конструкцией насадок в основном и выделила эти лейки как специальные для полива бонсай.
Небольшие объемы, из-за которых эти лейки иногда называют «банками», и геометрия ручек позволяют поднимать лейки для полива растений, стоящих на полочках, действуя при желании одной рукой. Конструкция лейки также позволяет не только наливать воду сверху с помощью струи, но и зачерпывать ее при необходимости в удобном водоеме. Многие современные лейки снабжены крышками-ситечками, поэтому при любом способе набора воды, внутрь лейки практически не попадает мусор. Считается, что покрытие медных леек обладает антибактериальными свойствами.
Современные металлические лейки изготавливают из полированной меди (подобные изделия иногда еще называют изделиями из розового золота («the gorgeous rose gold watering can») или оцинкованной стали, которую дополнительно покрывают порошковыми красками. Стоят они немало, поэтому только истинный бонсаист ставит целью обладать такой вещью. Но эстетика именно медных леек заключается еще и в том, что при активном использовании со временем их поверхность, окисляясь, покрывается патиной, приобретая зеленоватый оттенок. И это, как взрослый бонсай, говорит о долгом использовании лейки, о ее истории и страстном увлечении владельца. И, в конечном счете, демонстрирует истинную причастность обладателя инструмента к древнему искусству бонсай.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.
Самое интересное – впереди.
Смотрите на канале:
«Эстетика бонсай» ВКонтакте
#эстетика_бонсай #бонсай #лейка #поливрастений #увлечения #этоинтересно