На одном из аукционных сайтов нашелся вот такой портрет.
Числится он у них «раскрашенной фотографией российского великого князя Николая Николаевича». Чуть ниже, в аннотации, правда, содержится оговорка – «возможно, портрет великого князя Николая Николаевича». Сделана фотография польским фотографом Яном Мечковским.
Одного взгляда на фотографию достаточно, чтобы понять, что портрет не является изображением ни одного из российских великих князей с таким именем – ни старшего, ни младшего. По-видимому, российские великие князья Николаи Николаевичи лучше продаются)))
Итак, на фото не российский великий князь. Ну, или, по крайней мере, не Николай Николаевич. Кто же это может быть? Рассматриваем портрет. На фотографии человек в гусарском мундире или униформе гусарского типа. На шее заметен орденский знак необычной для европейских наград формы, характерной, скорее, для орденской звезды. Судя по всему, мы имеем дело со знаком одной из степеней персидского ордена Льва и Солнца. Это была достаточно распространенная награда, в том числе, точнее - в первую очередь, за пределами Персии. С определением конкретной степени ордена есть сложность – такой знак пятиугольной формы полагался при четвертой степени награды, которая должна была носиться на груди. На шее же, как у нашего персонажа, носилась третья степень, то есть знак шестиугольной формы. Возможно, при помощи маленькой хитрости – перемещения знака на шею, награжденный в данном случае «повышает престиж» имеющейся у него награды, вернее - ее степени. На левой стороне груди изображенного на портрете, хотя и с трудом, но можно разглядеть знак 3-й степени российского ордена Св. Станислава.
Тут, признаюсь, меня «повело» не туда. Видимо, под влиянием первоначальной (и ошибочной) атрибуции портрета я решил поискать возможных «кандидатов» в его персонажи среди представителей владетельных домов. Одной из самых первых и приоритетных моих версий стало предположение, что на фотографии может быть запечатлен князь, а затем король Сербии Милан I Обренович. У него имелись обе присутствующие на портрете награды. А аналогичный изображенному на портрете мундир гусарского образца с зеленым доломаном и золотыми шнурами носил эскадрон княжеской (позднее королевской) гвардии Сербии. Известны изображения Милана Обреновича в этом мундире.
Не правда ли, у князя/короля Милана есть общее во внешности с персонажем нашего портрета? Думаю, мне можно простить такой «заход не туда» в процессе разысканий)
В качестве запасного у меня был вариант с каким-либо представителем династии Каджаров – правивших до 1925 г. в Персии (Иране) шахов. Некоторые ее представители, не имевшие, конечно, шахского титула, служили в русской армии и были награждены орденом Св. Станислава. Не уверен, правда, был ли у них собственно персидский орден Льва и Солнца.
И тут я, так сказать, осекся и с сожалением прекратил полет своей мысли, занесшей меня в далекие пределы Балкан и Персии)
Я вспомнил, что нам ведь известен автор снимка, персонажа которого мы пытаемся установить. После быстрой проверки выяснилось, что польский фотограф Ян Мечковский работал, предсказуемо, в Варшаве. Мне не удалось найти данные, бывал ли в Варшаве когда-нибудь, например, Милан Обренович. Зато с 1863 г. в этом городе стоял один из двух российских гвардейских гусарских полков – Лейб-гвардии Гродненский гусарский. Полку были присвоены зеленые ментики и доломаны с серебряными шнурами, малиновые чакчиры.
На раскрашенной фотографии второй половины XIX в. запечатлен, судя по всему, всего лишь неизвестный офицер Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, по-видимому, не имеющий никакого отношения к правящим династиям. Шнуры на его доломане, видимо, все-таки серебряные, а впечатление как будто бы золотых производят, видимо, из-за старения самого изображения. Установить личность портретируемого, не имея доступа к спискам офицеров указанной части, к сожалению, невозможно.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.