Найти в Дзене
КиноБуква

Психологический триллер «Аллея кошмаров» - вязкий и тягучий, как сливовое варенье. Фильм, который провалился в прокате, а мне понравился

Оглавление

Если вы смотрели «Лабиринт Фавна», «Багровый пик», «Форму воды» и «Хребет дьявола», то примерно можете представить, что такое работы Гильермо дель Торо. Но это его новое кино – не на 100% отображает суть всего его творчества, но все так же притягательно, а стиль абсолютно точно узнаваем.

Примечательно, что это вторая экранизация одноименного романа Уильяма Линдси Грэшема после версии 1947 года с Тайроном Пауэром в главной роли (тем самым, если помните, кого обвиняли в убийстве в фильме «Свидетель обвинения» по Агате Кристи). Тогда фильм не имел успеха, а сейчас считается классикой нуарного жанра.
В какой-то степени фильм дель Торо повторил судьбу предшественника и провалился в прокате, несмотря даже на то, что был четырежды номинирован на «Оскар», в том числе в категории «лучший фильм».

А мне понравилось. Сейчас объясню, почему.

🎬 Аллея кошмаров (2021)

Nightmare Alley

Фильмы Гильермо дель Торо (особенно его ранние работы) однозначно можно охарактеризовать довольно избитым словом «атмосферность»

  • Они вязкие и тягучие, как сливовое варенье;
  • Безупречны эстетически (роскошь цвета, света и тени, детализация, дальние и близкие планы, музыка);
  • Сюжеты пропитаны реальностью, тесно переплетенной с волшебством, мистикой и какой-то жуткой сказочностью;
  • Каждое простое действие героев – не просто действие, а глубокая психология и попытка посмотреть на обыденность под другим углом, с помощью чего-то либо потустороннего, либо вверившись судьбе, фатуму;
  • Отдельным бонусом – актеры. Понравились все без исключения;
  • Одним словом, это так стильно и так сильно, как может только дель Торо.

Кадр из фильма «Аллея кошмаров», 2021 год, режиссер Гильермо дель Торо
Кадр из фильма «Аллея кошмаров», 2021 год, режиссер Гильермо дель Торо

Накануне Великой Отечественной Стентон Карлайл (Бредли Купер) – обаятельный человек с темным прошлым (читай «мерзавец»), на что нам и намекают весь фильм, прибивается к сборищу мошенников и шарлатанов одного из многих уличных передвижных карнавалов. Место, как нельзя подходящее для него, ведь именно здесь Стен чувствует, что может «вершить судьбы» и грести деньги лопатой. Люди сами рады обманываться, стоит только дать им хоть малейшую надежду, это факт известный. И Стен использует свой шанс на полную катушку, несмотря на все предостережения гораздо более опытных «коллег» не связываться с некоторыми материями н и к о г д а.

Стену «повезло» и в его руках есть секретный код, который работает в паре для создания впечатления того, что он обладает экстрасенсорными способностями. Стен, забрав с карнавала всеобщую любимицу и «поглотительницу тока» Молли (Руни Мара) решается ехать в большой мир, а не шататься среди нищих - искать удачи среди совсем другой публики и совсем других денег.

Кадр из фильма «Аллея кошмаров», 2021 год, режиссер Гильермо дель Торо
Кадр из фильма «Аллея кошмаров», 2021 год, режиссер Гильермо дель Торо

И, надо сказать, преуспевает. Теперь он в паре с женой Молли дурит высший свет, пытаясь доказать своей юной супруге, что получая пачки купюр, они не только обеспечивают свое будущее, но и успокаивают совесть тех, кого обманывают. Но все меняется, когда Стен во время сеанса знакомится с психологом Лилит Риттер (Кейт Бланшетт), супругами Кимбелл, у которых погиб завербованный сын, и неприятным и страшным человеком Эзрой Гриндлом, когда-то давно обрекшем на смерть любимую девушку…

Гильермо дель Торо хотел снять фильм об изнанке общества без сверхъестественных элементов, но очень мрачную. И у него получилось. Мрачной жути тут хватает.

В отличие от довольно – таки оптимистичного и смотрящего вдаль с надеждой финала первой экранизации, дель Торо логичен и беспощаден. И это правильно. К чему поливать клубничным сиропом сырое мясо? Только портить и то, и другое.

Фильмы, кстати, имеют различия не только в этом, а, например, по части того, каким образом код оказался у Стена, как они с Молли поженились (по любви или под дулом дробовика).

Из минусов – подзатянутое начало. Но зная этот прием режиссера, я с удовольствием ждала момента, когда он начнет закручивать. И все. Ты уже провалился в это сливовое варенье и вылезти нет никакой возможности.

А вы смотрели «Аллею кошмаров» в этом варианте или старом? И как вообще относитесь к фильмам Гильермо дель Торо?