Альфред Деллер, конечно, не первый контртенор в истории музыки, но он первый, кто после двух веков забвения возродил эту старинную английскую вокальную традицию, открыл красоту этого голоса для современной публики и сделал его популярным.
О том, что такое контртенор, почему этот голос стал очень актуальным в наши дни, и о самых известных контртенорах на Культшпаргалке уже были статьи. Все ссылки в конце.
Трудности первопроходца
До тридцати лет Альфред Деллер продавал мебель и пел в церковном хоре Кентерберийского собора.
В хоре он пел с детства, и после того, как с возрастом его голос сломался, он перешёл из сопрано в партию альта, но исполнял её уже фальцетом.
В одном из церковных концертов его пение услышал молодой английский композитор Майкл Типпетт. Он был поражён звучанием голоса этого солиста ("мне показалось, что я вернулся в прошлое, на несколько веков назад"), и по его инициативе Деллер поменял вектор своей жизни. Он начал сольную вокальную карьеру.
В 1946 году он выступил по радио с программой старинных английских песен, вызвав настоящий фурор в Великобритании.
Примерно такую же реакцию - на грани сенсации - в СССР вызвало спустя тридцать лет появление на сцене первого советского контртенора Эрика Курмангалиева.
Контраст между мужественным обликом поющего и высоким ангельским звучанием голоса порождал у публики разные мысли, и первое, что приходило всем в голову: возможно, Деллер - собрат по несчастью знаменитого итальянского кастрата Фаринелли, блиставшего когда-то при английском дворе?
Альфреду Деллерту, как первопроходцу, пришлось испытать на себе все неудобства любопытства толпы и даже отвечать иногда на бестактные вопросы. Но он смотрел на эту ситуацию философски:
Я довольно крупный парень: два метра роста и девяноста килограммов веса. Я отец троих детей. Я был хорошим футболистом и игроком в крикет. Но поскольку я пою таким голосом, которого никто не слышал уже лет сто пятьдесят, мне нужно быть готовым к тому, что меня не будут считать полноценным мужчиной.
Деллерт получил все штыки и шишки, полагающиеся первооткрывателям, но внутренняя независимость, чувство юмора и вера в своё дело помогли ему пройти этот путь честью и достоинством.
Теперь Альфред Деллер - практически культовая фигура в Великобритании.
Кстати, специально для него Бенджамит Бриттен написал партию Оберона в своей опере "Сон в летнюю ночь". Это первая и единственная оперная партия для контртенора в современной истории.
Особенности национального вокала
Между тем ничего нового Деллер не изобрёл. Контртенор - это хорошо забытая старая английская традиция. Пение фальцетом до самого начала XX века было принято в хорах англиканской церкви. Кроме того, такой голос использовался и в национальной опере XVII века: в отличие от Италии, выстроившей целую оперную индустрию на искусстве кастратов, в Англии это не было принято. Да и сам этот термин впервые появился в операх английского классика XVII века Генри Пёрселла.
Поэтому явление на сцене в 40-е годы Деллера с музыкой английского барокко - Пёрселла, Доуленда, народных песен - означало начало возрождения старой традиции и забытого пласта национальной музыки, а также движения к аутентичности в мировой концертной практике.
В 1950 году Деллер создал ансамбль Deller Consort, и основал фестиваль старинной музыки в родном Кентербери (Stour Music Festival). Сейчас им руководит его сын, в прошлом тоже контртенор Марк Деллер (он на фото первый слева).
Вместе с единомышленниками-аутентистами Николаусом Арнонкуром и Густавом Леонхардом, а также с лютнистом Десмондом Дюпре Деллер сделал много записей барочной музыки, не только английской. Практически, он установил стандарты исполнения старинного репертуара, на которые потом ориентировались его последователи.
К тому же Деллер был исследователем (музыковедом) и просветителем, вернувшем Англии её музыкальное прошлое. Свой титул командора Ордена Британской империи он получил в 1970 году абсолютно заслуженно.
Самоучка
Деллер был самоучкой и никогда не учился вокалу. Всю эту сложную науку он освоил в процессе практики, интуитивно выработав особый тембр и свойственную только ему манеру пения.
Он никогда не занимался специальными вокальными упражнениями ("я пою точно так же, как пел ребёнком"), всю жизнь курил трубку и сигареты, что убийственно для высоких голосов, и практически не репетировал. В отличие от большинства профессиональных вокалистов, исповедующих культ голоса, звука, Деллер исходил из текста. Его способ пения заключался в том, чтобы осмыслить каждое слово через музыку.
Голос Деллера - особый. Очень нежный, сладостно-бесплотный, с небольшим диапазоном. Про такой голос говорят - маленький. Его амплуа - не большая оперная сцена, а тонкие материи старинной камерной музыки - мадригалы эпохи Возрождения, песни и арии Пёрселла, Баха и Генделя. Особенно хорошо у него получалась медленная лирика.
Вот, например, как необыкновенно звучит в его исполнении знаменитая ария Баха "Agnus Dei" из Мессы си минор:
В особой - свободной и почти "домашней" манере Деллер пел старые народные английские песни под аккомпанемент старинной лютни (Десмонд Дюпре). Легко представить себе, что так они и звучали в старые рыцарские времена.
Кстати, Англия достойна огромного уважения за то, что сохранила свою старую национальную песенную культуру. Это одна из самых известных баллад XVI-XVII веков о погибшем в бою рыцаре (она называется "Три ворона"). У Пушкина есть перевод одного из её вариантов ("Ворон к ворону летит").
Альфред Деллер родился 31 мая 1912 года в графстве Кент, Англия, и умер в итальянской Болонье 16 июля 1979 года в возрасте 67 лет.