Генри Пёрселл - самый известный английский классик.
Для англичан Пёрселл даже важнее, чем для немцев Иоганн Себастьян Бах, потому что он единственный великий национальный композитор-англичанин за три века (с XVII по XIX) истории английской музыкальной культуры.
⭐Были ли когда-нибудь в Англии великие композиторы?
Пёрселл - композитор эпохи барокко, он умер в 1695 году, когда Баху было десять лет, и так же, как и Бах, после смерти был надолго отодвинут в тень истории. Его время пришло в начале XX века, а к его концу мировая популярность Пёрселла выросла в разы и продолжает расти.
Подробнее о нём будет в другой статье, а здесь несколько очень популярных сочинений Пёрселла, которые дадут вам общее представление о его музыке.
🟢Рондо из музыки к драме "Абдалазар"
Это самая известная мелодия Пёрселла.
⭐Пять самых зажигательных классических рондо
Её прославил на весь мир уже в XX веке другой английский классик - Бенджамин Бриттен. Он построил на этой мелодии свой знаменитый "Путеводитель по оркестру для юношества" (Вариации и фуга на тему Пёрселла). Это примерно то же, что прокофьевский "Петя и волк"- обязательная позиция в школьной программе музыки. Дети всего мира слушают эти Вариации, чтобы научиться различать инструменты симфонического оркестра.
А спустя много лет советский композитор Владимир Дашкевич сделал стилизацию в духе этой мелодии для увертюры к советскому телесериалу о Шерлоке Холмсе, которая стала для всего СССР символом самого что ни на есть английского стиля.
⭐Музыка к советскому сериалу о Шерлоке Холмсе
Вот так Рондо Пёрселла звучит в оригинале:
🔵Ария Гения холода из семи-оперы "Король Артур"
"Гений" - это "дух" в данном случае. А "семи-опера" - драматический спектакль с музыкальными сценами ("полу-опера" в переводе) - популярный жанр в Англии XVII века.
Разбуженный Дух холода, стуча зубами от мороза и запинаясь, жалобно просит Амура оставить его в покое.
"Разве ты не видишь, что я стар, дряхл, я едва могу шевелиться и даже дышать на этом ужасном холоде! Дай же мне снова застыть в оцепенении смерти!".
Эту популярнейшая ария написана для баса, но петь её хотят все. И поют все - от теноров и контртеноров до меццо-сопрано.
Оперные режиссёры ни в чём себе не отказывают, ставя "Короля Артура" на разный лад. Вот, например, уморительно смешная постановка с участием французского оркестра и хора "Le Concert Spirituel".
Гений холода тут - это сам король Артур со своей замороженной армией. Амур раздваивается на двух медсестёр ("плохую" и "хорошую"), плюс белый медведь с пингвинами из холодильника.
Дирижёр Эрве Нике - в лыжной шапке. В роли Короля Артура - португальский бас-баритон Жоао Фернандес.
И обязательно посмотрите продолжение этой сцены с участием случайно забредших на оперную сцену финских (?) туристов-лыжников - это 👉 здесь и это очень смешно.
🟡Ария Дидоны из оперы "Дидона и Эней"
В отличие от "Короля Артура" "Дидона и Эней" - "настоящая" опера: она от начала и до конца построена на пении. Это главная национальная (на английском языке) опера, а прекрасная ария Дидоны - соответственно - самая главная и самая популярная английская ария.
Дидона - царица Карфагена и герой Трои Эней любят друг друга. Но злые силы (ведьмы) разлучают их навсегда. Дидона поёт свою прощальную арию и тут же умирает от горя.
В басу всё время повторяется один и тот же мелодический оборот (так называемый "граунд"). Он символизирует безысходность.
Когда я в землю лягу,
Пусть мои страдания
Не терзают твою грудь.
Забудь мою судьбу,
Но помни, помни обо мне!
Ария (её ещё называют "плач Дидоны") довольно проста для исполнения - итальянские вокальные колоратуры не были популярны в Англии. К тому же Пёрселл написал эту оперу не для профессионалов, а для воспитанниц женской школы в Челси.
Симона Кермес и оркестр "MusicAeterna" Теодора Курентзиса.
А здесь 👉клип с Джесси Норман.
🔴Ария "Strike the Viol" из Оды в честь дня рождения Марии II
Пёрселл был придворным композитором и писал церемониальную - праздничную и траурную музыку на все случаи жизни королевского семейства.
Шесть поздравительных од он написал на шесть дней рождения Марии II. Эта - последняя, по случаю её тридцатидвухлетия.
Вся инструментальная партитура расписана в стихах этой арии как по нотам.
Ударьте смычком по виоле,
Троньте струны лютни,
Пробудите звуки арфы,
Оживите вдохновением флейты!
Пойте славу нашей повелительнице!
Английский контртенор Барнаби Смит
Никто не мог предполагать, что через восемь месяцев королева Мария заболеет оспой и умрёт. Пёрселлу пришлось сочинять музыку для траурной церемонии.
🟣Марш для похорон королевы Марии II
Под этот марш гроб Марии несли в Вестминстерское аббатство. Этот знаменитый похоронный марш - самый ранний в классической музыке.
Под эту траурную музыку похоронили и самого Пёрселла спустя пять лет.
Здесь только барабаны и мрачно звучащие особые трубы с выдвижной кулисой - прототип тромбона.
🟠Ария из музыки к драме "Эдип" "Music for a While"
Эта очень любимая всеми контртенорами и сопрано ария (а точнее, песня) о чудесной силе музыки.
Музыка на время превратит
Все твои заботы в миражи.
Как по волшебству утихнет боль.
И сжалится над обречёнными
Фурия Алекто,
И выпадет хлыст из ее руки.
В басу всё время повторяется одна тема (граунд), а вокруг неё заплетается узором нежнейшая мелодия - искусная и вдохновенная работа большого мастера.
Английское сопрано Кэролайн Сэмпсон как-будто тончайшим пером вычерчивает все изгибы мелодической линии.
А 👉 здесь эту же арию поёт контртенор Кристоф Дюмо, тоже прекрасно, но иначе (это сцена из недописанной реконструированной семи-оперы Пёрселла "Королева индейцев", ария была туда добавлена при постановке Питера Селларса в Пермском оперном театре 2013 года).
О других популярных и любимых сочинениях классиков моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"