Найти в Дзене
Mishootka Gamer

Правильное Средиземье: обзор Battle for Middle-Earth

Оглавление

Старой стратегии, которая в плане погружения в атмосферу фильмов Джексона до сих пор остается непревзойденной

Хотя игра местами сильно отступает и от книг, и от фильмов, она тем не менее прекрасно передает тот самый "толкиновский" дух
Хотя игра местами сильно отступает и от книг, и от фильмов, она тем не менее прекрасно передает тот самый "толкиновский" дух

Сериал «Кольца власти» от Amazon всколыхнул интерес к вселенной Джона Толкина. И, хотя я считаю его бездарной пародией на созданный профессором мир, и меня эта волна не миновала – снова захотелось пересмотреть фильмы Питера Джексона и… поиграть в олдскульную стратегию «Битва за Средиземье». Чем я, собственно, и занялся.

Конечно, несколько странно писать обзор игры 2004 года выпуска. И, естественно, это будет именно ностальгический обзор, потому что объективно оценивать продукты 18-летней давности сегодня просто не получится.

И, разумеется, рассказывать про BFME я буду именно как человек, любящий книги Толкина и экранизацию «Властелина колец» Питера Джексона. Во-первых, в связи с тем, что первая часть Battle for Middle-Earth создавалась как раз по лицензии на данные фильмы. А, во-вторых, потому что игра в свое время позволила многим как бы оказаться ВНУТРИ этих кинокартин. Испытать совершенно новый опыт погружения в любимую вселенную.

Да, трудно не согласиться с тем, что с точки зрения жанра стратегии в реальном времени «Битва за Средиземье» не стала каким-то идейным шагом вперед, и во многих механиках является достаточно примитивной игрой.

Но, если это так, то почему до сих пор время от времени так и тянет снова ее скачать и перепройти? Об этом и поговорим.

«Они зовут это копями, шахтами!»

Важно помнить, что создавалась «Битва за Средиземье», как любой другой игровой проект к выходу фильма – чтобы заработать на короткой дистанции. Так к тому же игра вышла из-под пера Electronic Arts, которую сегодня принято ругать за все, что угодно. Однако в те годы фатальные метаформозы в компании, видимо, еще не случились, и нашлась команда разработчиков, которая подошла к созданию RTS во вселенной Толкина с душой.

Если вы до сих пор не знали, как именно выглядит мир Средиземья, то в игре его можно рассмотреть в деталях
Если вы до сих пор не знали, как именно выглядит мир Средиземья, то в игре его можно рассмотреть в деталях

«С душой» - вообще главное, что можно сказать про эту игру. Первая часть Battle for Middle-Earth пыталась воспроизводить фильмы Джексона настолько точно, насколько это вообще возможно без ущерба для игровых механик.

Играть мы могли (и можем) в одну из двух кампаний – за добро и зло соответственно. Еще есть схватки, но сегодня они уже малопривлекательны, поскольку представляют собой примерно то же самое, что и многие проходные миссии в кампаниях. В свое время в «Битве» был бодрый мультиплеер, но сегодня, естественно, сервера отключены.

Кампания сил Света стартует с Мории, и уже там мы слышим те же фразы, которые герои произносили в «Братстве кольца» Джексона – те же локации и тех же врагов.

«Здесь покоится Балин, сын Фундина!» - это лишь один из элементов, который показывает, что мы как будто оказались в фильме трилогии.

В большой степени на атмосферу работает использование изображений и видео из фильмов Джексона
В большой степени на атмосферу работает использование изображений и видео из фильмов Джексона

Способности героев, правда, зачастую куда более фантастичны. Например, Гэндальф уже с самого начала игры умеет «жахать» электричеством по площади, что делать в книгах и фильмах стеснялся.

И вообще сразу понимаешь, что кампания в Battle for Middle-Earth – это во многом история про героев. Они здесь очень мощные, умеют обучать и баффать войска, а при полной прокачке могут практически в одиночку выносить целые армии.

«Рассвета люди не увидят»

Обе кампании, и Света, и Тьмы, лавируют между сюжетными событиями и стандартными картами для зачистки армией. Сюжетные, естественно, обставлены куда лучше. Поначалу это в большей степени «геройские» миссии, где наши армии совсем невелики. Но, начиная примерно с Хельмой Пади, все меняется.

Локации воссозданы достаточно точно, что позволяет лучше понять, как именно происходила осада Хорнбурга или Минас-Тирита
Локации воссозданы достаточно точно, что позволяет лучше понять, как именно происходила осада Хорнбурга или Минас-Тирита

Хельмова Падь, Осгилиат, Минас-Тирит, Черные Врата – это, наверное, в плане постановки вообще одни из лучших сюжетных миссий в стратегиях в реальном времени за всю историю. Эффект реалистичности и эпичности происходящего, которого разработчикам удалось достичь в сочетании с на удивление реалистичной для того времени графикой, дарит тебе незабываемые впечатления.

Один любопытный факт – первая Battle for Middle-Earth вышла в один год с первым Dawn of War во вселенной Warhammer 40к. И посмотрите, как сегодня смотрится DoW, и как выглядит BFME. «Довик», к сожалению, состарился не слишком удачно, его визуальный стиль воспринимать уже достаточно тяжело. А вот «Битва за Средиземье», если слишком не приближать камеру, смотрится весьма реалистично. Во многом, как я уже говорил, причиной этого является повторение визуального стиля фильмов.

Войск, конечно, здесь не так много, как в книге и фильмах. Но, поверьте - вам на первый раз их точно хватит
Войск, конечно, здесь не так много, как в книге и фильмах. Но, поверьте - вам на первый раз их точно хватит

То, как двигаются войска, какие реплики юниты говорят в зависимости от ситуации. Все это для своего времени без преувеличения были передовые вещи. А музыка Говарда Шора хороша что в фильмах, что в игре.

Нужно больше орков

Но, конечно, есть у «Битвы за Средиземье» и свои проблемы, некоторые из которых особенно обострились со временем. Сегодня самая актуальная из них – это низкая сложность кампании Света. Пройдя ее один раз, в следующие даже на уровне «Высокий» ты вообще не чувствуешь никаких трудностей. Достаточно немного прокачать войска, и они становятся практически неубиваемыми.

Совершенно противоположная проблема у сил Тьмы. Когда мы покоряем Рохан за Сарумана, все в целом замечательно. Урук-хаи довольно сильные ребята, и по своему качеству примерно соответствуют юнитам добра. Но, как только мы начинаем играть за Мордор – то начинается какая-то беда. Мордорские орки это просто мусор, любое сражение, даже фулл-лимитом, почти всегда приводит к потере большей части этого лимита.

Компании Света и Тьмы существенно различаются. За Изенгард, например, можно учинить беспередел в Эдорасе и даже убить Эовин
Компании Света и Тьмы существенно различаются. За Изенгард, например, можно учинить беспередел в Эдорасе и даже убить Эовин
Словом, сложность за «плохишей» намного выше, но это не то чтобы хорошо. Потому что приводит лишь к затягиванию карт, тратам времени на постоянное пополнение лимита и т.д. Да и героев у сил Тьмы маловато, из-за чего играть бывает скучно.

Конечно, весьма спорной является система постройки баз. Когда их расположение на карте фиксировано, а здания возводятся лишь в заранее определенных слотах. На долгой дистанции это практически убивает интерес к игре, потому что микро в «Битве за Средиземье» есть только на поле боя. Да и то, нет здесь необходимости микрить большим количеством юнитов. Обычно достаточно просто правильно расставить войска.

В игре есть система прокачки глобальных заклинаний. Большинство из которых совсем нереалистичные - например, призыв Балрога где-нибудь в Итилиене или призраков у Черных врат
В игре есть система прокачки глобальных заклинаний. Большинство из которых совсем нереалистичные - например, призыв Балрога где-нибудь в Итилиене или призраков у Черных врат

Поэтому именно как RTS «Битва за Средиземье» в 2022 году выглядит достаточно слабо. НО. Играть в нее сегодня я предлагаю не поэтому. А потому что BFME была и остается одной из лучших игр по вселенной Толкина. Позволяет пережить самые знаковые события Войны Кольца вместе со знакомыми героями. Как ни крути, а таких реалистичных и проработанных стратегий в данном сеттинге мы уже скорее всего не увидим. Дождаться бы выхода фанатского Reforged, где обещали подтянуть графику и снять лок на 30 фпс. Но надежды на это все меньше.

Нельзя не вспомнить и про BFME 2, и про The Rise of the Witch-King (не путать с Артасом, тут речь про ангмарского короля-колдуна, предводителя назгулов). И, если вы в эти игры еще не играли, то настоятельно рекомендую устранить этот пробел – они даже сегодня того стоят. Но я так и не проникся ими настолько сильно, как той самой, первой «Битвой за Средиземье». В которую я, наверное, буду снова и снова возвращаться в течение всей жизни. Чтобы опять пережить эпичные осады Хельмовой Пади и Минас-Тирита.

А что вы думаете про Battle for Middle-Earth? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!

#компьютерные игры #толкин #battle for middle-earth #битва за средиземье #старыеигры #стратегиинапк #rts #обзоригры