По многочисленным просьбам излагаю информацию, необходимую для благополучного программирования данного блока управления своими руками. Блоки управления "Микас" семейства М10.3 существуют трёх типов:
1) М103ХХХ. Базовое ПО M10.3.0 AEC 02.30.069 - 02.30.090. Экологический класс 2. В России не встречаются, применялись в основном на автомобилях "Славута" 1.2i (МеМЗ-2477) и ЗАЗ Ланос 1.4i (МеМЗ-317) для внутреннего рынка Украины. По аналогии с Январь-7.2 первой аппаратной реализации используют 43 контакт ЭБУ ("разрешение программирования" методом подтяжки +12В через резистор ~4кОм)
2) М113ХХХ. Базовое ПО М11.0.0 AEC 02.32.092 - 02.33.125. Экологический класс: до "3" включительно. С 2007 по 2010 год применялись на автомобилях "Славута" 1.3i, SENS 1.3Si, а так же ЗАЗ Chance 1.3 и ГАЗель "Бизнес" в базовой комплектации. Имеют аппаратный диагностический интерфейс GM-12 либо OBD-II
3) М114XXX. Базовое ПО M10.3.0 AEC 02.33.145 - 02.22.151. Экологический класс: до "4" включительно. С 2010 года применялись НА ВСЕХ автомобилях ЗАЗ, включая "Ланос" и "Виду", а так же на автомобилях ГАЗ и УАЗ с двигателем УМЗ-421 (механический дроссель). Имеют аппаратный диагностический интерфейс OBD-II
Блоки М103 и М113 взаимозаменяемы, но программно не совместимы. Блоки М113 и М114 частично взаимозаменяемы: ЭБУ М113 может быть установлен взамен М114 на автомобиль без кондиционера, при этом следует учитывать что серийных прошивок для блоков М113 под "Ланос" (Chance 1.5) не существует. Программно ЭБУ М113 и М114 не совместимы.
Блоки управления автомобилей ГАЗель "Бизнес" предназначены для установки непосредственно в подкапотном пространстве (имеют влагонепроницаемый корпус), блоки управления автомобилей ЗАЗ защиты от влаги не имеют.
Блоки М114 программно совместимы между собой, то есть блок М114 от "Ланоса" можно перепрограммировать под "Сенс" или "ГАЗель" (равно как и наоборот), но при этом следует учитывать что перезаписывать базовое ПО (первые 128 Кб пршивки) и EEPROM можно только лицензионным загрузчиком с заявленной поддержкой М114\М124. В остальных случаях перезаписать получится только калибровки.
Единственный безопасный способ "перепрошить" блок М114 при помощи условно-бесплатного программного обеспечения (OpenBox Loader\OpenDiag Flasher) и простого диагностического K-Line адаптера (VAG COM) — это:
1) Считать исходную прошивку (FLASH), не затрагивая EEPROM
2) Внести изменения в калибровки (заменить калибровки)
3) Перезаписать изменённую прошивку
Вариантов того, как внести изменения в калибровки существует так же три. Первый (при помощи редактора прошивок) мы рассматривать не будем, так как он только для "продвинутых" пользователей.
Второй вариант — считать FLASH и сбросить полученный файл чиповальщику для редактирования. Можно мне... Актуальные тарифы тут.
Третий вариант — взять прошивку с калибровками, максимально соответствующими Вашим пожеланиям, убедиться в совместимости и при помощи условно-бесплатной утилиты "Крiт" перенести калибровки из донорской прошивки в ту которую Вы считали. Рассмотрим третий вариант поэтапно:
1. Соединить диагностический адаптер с диагностической колодкой автомобиля и с компьютером. Потребуется ПК с ОС Windows. При работе в Windows 10\11 предварительно временно останавливайте антивирусные экраны.
2. Включить зажигание (не запуская мотор) и запустить Loader.exe
3. Выбрать номер порта Вашего адаптера и тип ЭБУ (МИКАС-10.3) вручную (драйвера для адаптера должны быть установлены)
4. Нажать кнопку "Идентификация" для проверки связи. При успешной установке связи с ЭБУ откроется окно с идентификатором
5. Навести курсор на графу "systemSupplierECUSoftwareNumber" и сохранить полученные данные (например, в виде скриншота). Для создания скриншота используйте клавишу "PrtSCR". После нажатия кнопки изображение захвата экрана можно вставить из буфера обмена в любой графический редактор (например, Paint)
6. Нажать кнопку "Считать FLASH", после завершения чтения указать путь и имя для сохранения файла
7. Свернуть OpenBox Loader, запустить Крiт
8. Указать путь к прошивке-донору и путь к считанной прошивке
9. Выбрать тип прошивок слева и справа "Микас 10.3+, 11.4"
10. Нажать на значок с двумя листами ("Копiювати калiбровки"). Будет создан одноимённый файл, исходный файл будет дополнен расширением *.bak; если впоследствии Вы захотите сделать откат к исходной прошивке, достаточно будет удалить расширение .bak
11. Закрыть Крiт, развернуть OpenBox Loader
12. Нажать кнопку "Загрузить FLASH" и указать путь к файлу изменённой прошивки
13. Выполнить сброс ЭБУ ("Прочее" — "Сброс ЭБУ") и сброс ошибок
14. Утопить педаль акселератора до упора (не запуская двигатель) и плавно полностью отпустить её
15. Выключить зажигание и дождаться щелчка главного реле (20-60 секунд)
16. Прогреть мотор (минимум до +70'C) и скорректировать CO при помощи KWP_D или OpenDiag
Если что-то пошло не так (к примеру, Вы по ошибке нажали кнопку "Считать EEPROM"), ничего не трогайте, не выключайте зажигание (даже если то порекомендует программа) и стучитесь за помощью ко мне в WhatsApp
Стоимость консультации 1$
Стоимость нового блока управления взамен испорченного смотрите здесь
Подробные инструкции по самостоятельной диагностике доступны на моём сайте в формате годовой подписки (от 99 рублей за год)