Найти тему

Микас 11.4. Программирование своими руками

По многочисленным просьбам излагаю информацию, необходимую для благополучного программирования данного блока управления своими руками. Блоки управления "Микас" семейства М10.3 существуют трёх типов:

1) М103ХХХ. Базовое ПО M10.3.0 AEC 02.30.069 - 02.30.090. Экологический класс 2. В России не встречаются, применялись в основном на автомобилях "Славута" 1.2i (МеМЗ-2477) и ЗАЗ Ланос 1.4i (МеМЗ-317) для внутреннего рынка Украины. По аналогии с Январь-7.2 первой аппаратной реализации используют 43 контакт ЭБУ ("разрешение программирования" методом подтяжки +12В через резистор ~4кОм)

2) М113ХХХ. Базовое ПО М11.0.0 AEC 02.32.092 - 02.33.125. Экологический класс: до "3" включительно. С 2007 по 2010 год применялись на автомобилях "Славута" 1.3i, SENS 1.3Si, а так же ЗАЗ Chance 1.3 и ГАЗель "Бизнес" в базовой комплектации. Имеют аппаратный диагностический интерфейс GM-12 либо OBD-II

3) М114XXX. Базовое ПО M10.3.0 AEC 02.33.145 - 02.22.151. Экологический класс: до "4" включительно. С 2010 года применялись НА ВСЕХ автомобилях ЗАЗ, включая "Ланос" и "Виду", а так же на автомобилях ГАЗ и УАЗ с двигателем УМЗ-421 (механический дроссель). Имеют аппаратный диагностический интерфейс OBD-II

Аппаратные интерфейсы (разъёмы) GM-12 и OBD-II
Аппаратные интерфейсы (разъёмы) GM-12 и OBD-II

Блоки М103 и М113 взаимозаменяемы, но программно не совместимы. Блоки М113 и М114 частично взаимозаменяемы: ЭБУ М113 может быть установлен взамен М114 на автомобиль без кондиционера, при этом следует учитывать что серийных прошивок для блоков М113 под "Ланос" (Chance 1.5) не существует. Программно ЭБУ М113 и М114 не совместимы.

Блоки управления автомобилей ГАЗель "Бизнес" предназначены для установки непосредственно в подкапотном пространстве (имеют влагонепроницаемый корпус), блоки управления автомобилей ЗАЗ защиты от влаги не имеют.

Главное - вторая и третья цифры после литеры "М" в маркировке (М114151SS133032)
Главное - вторая и третья цифры после литеры "М" в маркировке (М114151SS133032)

Блоки М114 программно совместимы между собой, то есть блок М114 от "Ланоса" можно перепрограммировать под "Сенс" или "ГАЗель" (равно как и наоборот), но при этом следует учитывать что перезаписывать базовое ПО (первые 128 Кб пршивки) и EEPROM можно только лицензионным загрузчиком с заявленной поддержкой М114\М124. В остальных случаях перезаписать получится только калибровки.

Единственный безопасный способ "перепрошить" блок М114 при помощи условно-бесплатного программного обеспечения (OpenBox Loader\OpenDiag Flasher) и простого диагностического K-Line адаптера (VAG COM) — это:

1) Считать исходную прошивку (FLASH), не затрагивая EEPROM
2) Внести изменения в калибровки (заменить калибровки)
3) Перезаписать изменённую прошивку

Вариантов того, как внести изменения в калибровки существует так же три. Первый (при помощи редактора прошивок) мы рассматривать не будем, так как он только для "продвинутых" пользователей.

Второй вариант — считать FLASH и сбросить полученный файл чиповальщику для редактирования. Можно мне... Актуальные тарифы тут.

Третий вариант — взять прошивку с калибровками, максимально соответствующими Вашим пожеланиям, убедиться в совместимости и при помощи условно-бесплатной утилиты "Крiт" перенести калибровки из донорской прошивки в ту которую Вы считали. Рассмотрим третий вариант поэтапно:

1. Соединить диагностический адаптер с диагностической колодкой автомобиля и с компьютером. Потребуется ПК с ОС Windows. При работе в Windows 10\11 предварительно временно останавливайте антивирусные экраны.

2. Включить зажигание (не запуская мотор) и запустить Loader.exe

3. Выбрать номер порта Вашего адаптера и тип ЭБУ (МИКАС-10.3) вручную (драйвера для адаптера должны быть установлены)

-3

4. Нажать кнопку "Идентификация" для проверки связи. При успешной установке связи с ЭБУ откроется окно с идентификатором

5. Навести курсор на графу "systemSupplierECUSoftwareNumber" и сохранить полученные данные (например, в виде скриншота). Для создания скриншота используйте клавишу "PrtSCR". После нажатия кнопки изображение захвата экрана можно вставить из буфера обмена в любой графический редактор (например, Paint)

-4

6. Нажать кнопку "Считать FLASH", после завершения чтения указать путь и имя для сохранения файла

-5

7. Свернуть OpenBox Loader, запустить Крiт

8. Указать путь к прошивке-донору и путь к считанной прошивке

9. Выбрать тип прошивок слева и справа "Микас 10.3+, 11.4"

10. Нажать на значок с двумя листами ("Копiювати калiбровки"). Будет создан одноимённый файл, исходный файл будет дополнен расширением *.bak; если впоследствии Вы захотите сделать откат к исходной прошивке, достаточно будет удалить расширение .bak

-6

11. Закрыть Крiт, развернуть OpenBox Loader

12. Нажать кнопку "Загрузить FLASH" и указать путь к файлу изменённой прошивки

-7

13. Выполнить сброс ЭБУ ("Прочее" — "Сброс ЭБУ") и сброс ошибок

-8

14. Утопить педаль акселератора до упора (не запуская двигатель) и плавно полностью отпустить её

15. Выключить зажигание и дождаться щелчка главного реле (20-60 секунд)

16. Прогреть мотор (минимум до +70'C) и скорректировать CO при помощи KWP_D или OpenDiag

-9

Если что-то пошло не так (к примеру, Вы по ошибке нажали кнопку "Считать EEPROM"), ничего не трогайте, не выключайте зажигание (даже если то порекомендует программа) и стучитесь за помощью ко мне в WhatsApp

Стоимость консультации 1$
Стоимость нового блока управления взамен испорченного смотрите
здесь

Подробные инструкции по самостоятельной
диагностике доступны на моём сайте в формате годовой подписки (от 99 рублей за год)