Буквально недавно я написал небольшую статью о коллекционной карточной игре "Берсерк" анонс о перезапуске которой недавно был объявлен "Миром Хобби". И уже буквально пару дней назад сделал предзаказ на дисплей с картами и стартовую колоду.
Но что вообще такое карточные коллекционные игры? В этой статье попробую немного поподробнее рассмотреть, что вообще попадает под это понятие. И какие характерные черты такие игры имеют.
Вступление
Коллекционные карточные игры - это одна из разновидностей настольных игр, состоящая исключительно из карт. Отличительной особенностью является то, что в большинстве случаев такие игры предназначены для игры между двумя игроками. Причем каждый из них настраивает свою игровую колоду самостоятельно. Благодаря уникальному графическому
оформлению и ограниченным тиражам, такие карты так же являются предметом для коллекционирования. Не стоит путать ККИ с самостоятельными настольными играми, в которых присутствует общая колода карт, а дополнения содержат фиксированные наборы. Наличие в игре механик построения колоды, построения движка или управления рукой так же не делают ее коллекционной.
Жанр появился в 1993 году, через пару лет после того, когда геймдизайнер Ричард Гарфилд заинтересовал концепцией своей новой игры президента тогда еще небольшой кампании Wizards of the Coast. Впрочем, об этом немного позже. А сейчас немного предыстории.
Начнем издалека
События, повлиявшие на появление настольных ККИ, тянутся с конца 17 века. В то время были популярны так называемые торговые карточки, популярные в Европе. Они представляли смесь визитной карточки и современного флаера. На торговых карточках присутствовала информация и путь к магазину, который они рекламировали. Причем оформление было настолько разнообразным, что они в скором времени стали предметом для коллекционирования. Этот вид маркетинга оказался настолько удачным, что ближе к середине 19 века стал неотъемлемой частью любой рекламной кампании и переместился в Соединенные Штаты Америки.
Именно в это время в США набирали популярность фотография и увлечение бейсболом. С развитием спорта, на торговых карточках стали печатать изображения бейсболистов и целых бейсбольных команд. С обратной стороны такие карточки содержали рекламную информацию. Делали это даже те компании, чьи продукты не имели к бейсболу никакого отношения. Уже ближе к концу 19 века любители бейсбола начали собирать карточки в больших количествах, после чего пользоваться ими как подобием настольной игры, имитирующей бейсбольный матч.
На рубеже веков бейсбол как вид спорта стал популярен не только в США, но и в Канаде, некоторых островных государствах Карибского бассейна и Японии, где сейчас считается самым популярным видом спорта. Как можно догадаться, с распространением бейсбола стали распространяться и бейсбольные карточки. Производство карт то росло, то затихало. На него сильно повлияли две мировые войны и Великая депрессия. Но после перерывов производство возобновлялось с новым размахом и небольшими нововведениями.
Со временем назначение карточек стало исключительно коллекционным. На лицевой стороне все так же было изображение, а вот обратная сторона претерпела некоторые изменения. Рекламную информацию заменила статистика или биография изображенного игрока. На фоне популярности баскетбольных карточек свои коллекции начали выпускаться и для других видов спорта, особенно популярных в Северной Америке.
ККИ в современном виде
И так. Как я уже успел написать выше, первой известной коллекционной карточной игрой является "Magic: The Gathering". Создавая ее, Ричард Гарфилд вдохновлялся известной настольной игрой 1977 года, которая называется "Космический Контакт" ("Cosmic Encounter"). В этой игре каждый игрок получал одну из готовых колод, при помощи которых ему нужно было собрать оптимальный отряд, позволяющий наравне с оппонентами колонизировать неизведанные планеты.
Задумка Гарфилда была схожей и заключалась в том, что битва происходит между двумя колдунами, которые черпают силу в окружающих их землях. Но было и одно монументальное отличие. Игроки не могли получить все доступные карты при покупке игры. Для продажи были доступны стартовые колоды с фиксированным набором карт. Но чтобы ее усилить, игрокам предлагалось купить специальные блистеры с картами - непрозрачные упаковки с небольшим количеством случайных карт. Такой формат распространения был позаимствован у бейсбольных карточек. Этот прецедент не только позволил играть в настольную игру, но и собирать карты, которые не подходят для понравившейся колоды, но могут быть использованы для другой впоследствии. Кроме того, это стимулировало бережно хранить карты для обмена ими с другими игроками.
В первом выпуске игры насчитывалось 300 уникальных карт. Но этого оказалось мало, и в ближайшее время было выпущено дополнение с новыми картами. Оно следовало основному принципу, заключавшемуся в том, что карты из новых дополнений можно объединять с уже существующими. Таким образом, это увеличивало реиграбельность и позволяло игрокам создавать все большее количество уникальных колод. Дополнения выпускаются и по настоящее время. Сейчас игра насчитывает больше 20 тысяч уникальных карт.
Успех "Magic" был настолько ошеломительным, что это не могло не повлечь за собой появления огромного количества игр, пытающихся этот успех повторить. Каждая такая игра пыталась быть уникальной, но все сходилось к тому, что у любой из них была основа в виде свода правил, определяющего цели игроков, характеристики и возможности карт, а так же основные принципы их взаимодействия. Я не буду вдаваться в подробности, чтобы перечислять всевозможные вселенные и игры, которые были по ним сделаны. Не буду и рассматривать уникальные отличия в игровых правилах, а вот основные положения, которые характерны почти всем коллекционным карточным играм, рассмотреть считаю обязательным.
Так, у каждой карты присутствует иллюстрация, характеристики и определенное оформление, относящее ее к одной из игровых фракции, определенных сюжетом игры. Кроме того, кары делятся по редкости. Еще на некоторых из них присутствует необязательное описание, придающее атмосферность и рассказывающее часть истории мира. Иллюстрация отображает суть карты: существо, местность, заклинание и тому подобное. Сила и стоимость карты пропорциональны. Чем выше характеристики существа, тем дороже игроку придется заплатить для его призыва. Это правило касается и заклинаний.
В карточных играх так же присутствует система ресурсов. Они задают темп игры. Либо этот ресурс замешивается в колоду, либо автоматически пополняется в начале хода игрока, либо выдается в самом начале игры в ограниченном количестве.
Колода игрока составляется им индивидуально. Во многих играх существует минимальный и максимальный показатель количества карт в колоде. которые игрок определяет для себя сам. Обычно чем меньше в колоде, тем больше шанс, что попадутся нужные карты. Но такая колода немного теряет универсальность. Кроме размера колоды, правила часто регулирую количество копий одной карты в колоде и предусматривают штраф за использование слишком большого количества различных фракций.
Если обобщить все вышесказанное, то можно сказать, что коллекционные карточные игры - это не просто способ развлечения, но и в некоторой степени творческая студия для игрока. Имея две абсолютно одинаковые колоды, два разных игрока будут играть ими совершенно по разному. Именно поэтому, имея множество различных карт, каждый старается собрать колоду в зависимости от своего стиля игры, пытаясь найти максимальную синергию в тех или иных комбинациях карт. При этом, если у игрока получается собрать рабочую колоду, не подглядывая в готовые сборки других игроков, то что, если не это определяет его способность к самовыражению и творческому мышлению. Конечно, такая возможность ограничена размерами и популярностью ККИ. Чем больше в ней карт и игровых механик, тем больше комбинаций доступно игрокам.
🗣 В этой статье я попытался дать лишь первые вводные для общего представления о том, что такое коллекционные карточные игры. Думаю, что это далеко не последняя статься по данной тематике, учитывая что перезапуск "Берсерка" в некоторой степени возобновил мой интерес к этому жанру настольных игр. Спасибо, что дочитали статью! Не забывайте делиться своим мнением и игровым опытом в комментариях. Похожие статьи можно найти в соответствующей подборке. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые материалы.