Еще до вступления США в Первую мировую в апреле 1917 года потери союзников в морских перевозках составляли рекордные 881 027 тонн. В отличие от провальных наземных наступательных операций, действия германских подводных лодок Кайзерлихмарине приносили много проблем Великобритании: они торпедировали гражданские торговые суда, что наносило немалый ущерб экономике. Немецкое командование рассчитывало вывести Англию из войны до прибытия подкрепления из США путем разгрома её экономики.
С целью уменьшить количество потерь Великобритания и США разработали систему конвоев. Она позволяла частично уменьшить потери, но даже сократив их число до 450 000 тонн в месяц, была недостаточной. Если бы подводные лодки так и дальше продолжали топить торговые корабли, Британии мог грозить крах экономики, и, как следствие, воевать стало бы очень проблематично.
Тогда, помимо конвоев, союзники начали вооружать торговые суда, оснащать их «прослушивающими» устройствами, а также организовали воздушное патрулирование и сформировали «охотников за подлодками». Было принято решение о минировании самых «проходимых» мест, что повлекло за собой прекращение добычи полезных ископаемых.
Впервые идея заминировать часть Северного моря была предложена еще летом 1916 года адмиралом Реджинальдом Бэконом и согласована 5 сентября 1917 года.
Мысль о минировании стала отчасти возможной благодаря разрабатываемой в США новой антенной мины Виккерса, при которой максимальная глубина мины составляла 61м, идеально подходящей для поражения подводных лодок.
Вскоре было принято решение произвести 100 000 новых мин, при этом прототипы даже не успели пройти до конца боевые испытания; главное - успеть подготовить и разместить мины до весны 1918 года.
Расходы на этот масштабный проект составили 40 миллионов долларов, сумма была разделена между 140 производственными подрядчиками и более чем 400 субподрядчиками, чтобы никто не знал, что они разрабатывают. Все компоненты разрабатывались на различных автомобильных предприятиях Детройта (кроме взрывчатых веществ и детонирующих схем).
Восемь гражданских кораблей были переделаны под минные заградители, 24 грузовых корабля ходили по два или три раза в неделю для перевозки компонентов на сборку в склады Шотландии. Там американские моряки собирали по 1000 мин в день, и к 7 июня уже было собрано 3400 мин. Союзные войска начали устанавливать эти мины в Северном море в начале июня 1918 года, они еще не подозревали о скором прекращении боевых действий.
Американские корабли расположенные на расстоянии 450 метров друг от друга. По сигналу корабли шли полным ходом, сбрасывая мины с интервалом в 15 секунд в течение трех-четырех часов.
За всю операцию только одно из двадцати четырех грузовых судов, перевозивших мины через Северную Атлантику, было потеряно в результате атаки подводных лодок, погиб 41 человек.
Минное заграждение было длинной в 370км и шириной от 24км до 56км. Всего было три зоны:
1) Восточное побережье у Оркнейских островов (архипелаг на северо-востоке от Шотландии) — зона B;
2) Побережье Норвегии между городами Утсирой и Бергеном — зона C;
3) Самый центральный район, соединяющий два побережья — зона A;
Королевский флот заложил мины в районах B и C, в то время как ВМС США заминировали район A. Королевский флот оставил открытым для судоходства канал протяженностью 16 км, прилегающий к Оркнейским островам. Из-за правил нейтралитета в норвежских территориальных водах не устанавливались мины.
Минное заграждение состояло из 18 рядов. На глубине 24м было заложено 10 рядов мин, целью которых были корабли, движущиеся по поверхности. Для подводных лодок были подготовлены 4 ряда на глубине 49м и еще 4 ряда на 73м.
Карта минных заграждений Северного моря, заложенных летом 1918 года. Минные заграждения состояли из 18 рядов, установленных в направлении восток-запад между Оркнейскими островами и Норвегией. 56 571 из 70 177 мин были установлены ВМС США.
Сложно оценить результаты Великого заграждения, ведь последние мины ставились всего за несколько дней до окончания Первой Мировой. По официальной статистике 4 немецкие подводные лодки были потоплены и еще 2 возможно были уничтожены минами. Также есть информация о повреждении 8 лодок. Возможно, немецкие лодки смогли найти безопасный путь, но само наличие такого опасного участка резко снижало боевой дух моряков.
Война закончилась, а мины остались. В период с 1 апреля по 30 ноября 1919 года в “уборке” мин участвовало 461 кораблей, 600 офицеров и 15000 матросов
Королевского флота. Достаточно много было инцидентов, когда мины детонировали и поврежденные ими корабли тонули, не обошлось без гибели матросов. Также страдали и гражданские суда, в октябре 1919 года шведский пароход Hollander наткнулся на мину, и двадцать членов экипажа погибли. Пароход Кервуд подорвался на мине и затонул 1 декабря 1919 года.
К концу 1919 года наступили холода и уборку отложили, но весной следующего года работы были снова возобновлены.
Если найдете какую-либо ошибку, то пишите в комментариях.
Также не забываем подписываться на наш паблик Вк и телеграм канал.
Поддержать авторов этой статьи можно на Boosty